Разработка урока-обобщения «Десять уроков Маленького Принца»
Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
Цели и задачи:
развивающая:
· развивать читательский интерес учащихся;
· развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;
· развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;
обучающая:
· учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;
· учить анализировать художественное произведение;
воспитательная:
· вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
Метапредметная цель урока: формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.
Учебно-организационные:
определять учебную задачу, формулировать гипотезы,
Учебно-информационные:
работать с художественным текстом.
Учебно-коммуникативные:
формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.
Тип урока: проблемный урок с использованием групповой формы работы.
Ход урока
І. Оргмомент. Приветствие.
ІІ. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.
У одной мудрой змеи я научилась говорить загадками, и поэтому не буду объявлять тему нашего урока сразу и даже не назову произведение и автора, о которых пойдет речь. Ребята то знают, о чем мы сегодня будем говорить. А вот для гостей это останется пока загадкой, которую они, наверняка разгадают сами, если будут нас внимательно слушать.
III.Актуализация знаний
1.Ребята, скажите, а с каким цветом у вас ассоциируется наш герой, наше произведение? Объясните, почему. Но только условие: не называть имени героя, названия произведения. Называйте его просто Герой.
Пока один отвечает, остальные подыскивают примеры из текста (гл.21, 25, стр 82, 95) (Это золотой цвет: волосы у героя были такого цвета, песок в пустыне золотой, золотые колосья пшеницы).
2.Что связывает главных героев этой скульптурной группы («Дети-жертвы пороков взрослых») с нашим героем? (Дети, цвет) Как думаете, почему и эти дети золотого цвета? Традиционно детство называют золотой порой: беззаботное, счастливое время. Итак, наш герой ребенок с золотыми волосами.
Знаете, как называется эта скульптурная композиция? («Дети-жертвы пороков взрослых», ее автор М.М.Шемякин, расположена она в Москве на Болотной площади).
Что такое пороки? Какие вы знаете? (у Шемякина…) Да, пороки, наверное, и не заслуживают, чтобы им ставили памятники. Что же волновало автора? Что он хотел донести? (Дети не должны учиться плохому, а взрослые понимать это и ограждать детей от дурного влияния).
3.А у нашего автора эта проблемы показаны? В виде чего изображены у него пороки? Пересказ (Баобабы)
4.Гости уже, наверное, догадались, какое произведение мы так долго держим в секрете? Но мы еще их немного помучаем и проведем тест. Вы должны отгадать, какой предмет изображен на картинке, а мы подумаем, стоит ли вас оставить на нашем уроке. Шляпа
Что проверяет этот тест? Этот рисунок принадлежит герою-рассказчику, когда он был ребенком, из сказки А.де Сент Экзюпери «М.П.» Почему же взрослые не видели на этом рисунке слона в удаве? Какие они эти взрослые, по мысли Экзюпери?
III. Целеполагание
1. Зачем же Маленький принц послан рассказчику, потерпевшему крушение в пустыне? Он должен напомнить ему о том, что тот стал забывать, заставить чувствовать. Ощущает ли рассказчик проблему общения? Гл.4 Стр.22, Гл.7 стр34 Страна слез, гл 24, стр92 Да МП послан рассказчику, чтобы…А вместе с ним научить и всех остальных взрослых чему-то важному.
2. Передо мной сидят такие же маленькие принцы, научите нас, взрослых, как нужно жить, чтобы не превратиться в тех страшных монстров? И пусть помогут вам уроки Маленького принца СЛАЙД
3. Вот она наша планета Земля, а на этих звездах мы будем писать наши правила, истины, подаренные нам МП.
IV. Систематизация знаний
- Какой афоризм из книги кажется вам самым важным, какое твердое правило усвоил МП? («Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету») гл.5, стр.26
- Актуальна ли эта истина сегодня? Почему? Звезда
2. Характеристика розы.
- И вот на радость МП на его планете выросла красавица ….(роза)
- Поработайте в парах, составьте рассказ от лица Розы о себе самой и отношениях с МП, чтобы мы поняли ее характер. Слайд
- Как вы думаете, почему роза так капризна? (лишь для того, чтобы обратить на себя внимание) стр39
- Почему же Маленький принц покидает Розу и отправляется путешествовать? (поссорились, Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь)
- Какую мудрость постиг МП, когда осознал, что поступил неправильно? Цитата из текста глава VІІІ (Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)
Итак, второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам» ЗВЕЗДА
- Объясните смысл этой истины.
3. Путешествие Маленького принца
- Маленький принц путешествует по планетам - астероидам, где встречается с разными взрослыми людьми. Сейчас, работая в группе, ваша задача – выяснить, что являлось ценным для обитателя той или иной планеты и сформулировать вывод – ту истину, которую понял МП, посетив эту планету.
4. Выступления групп, обсуждение
I группа – планета короля
Вопросы |
Фразы, которые вы можете использовать при ответе |
1. Назовите планету по описанию: пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия. Кто её обитатель? |
1. По словам пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия мы догадались, что это планета ……..
|
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?
|
2. Он в каждом видел…… подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений.
|
3. Главная черта его характера? Какой он?
|
3. Главная черта его характера – это….властолюбие. Он величественный, эгоистичный. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел мечтаний короля.
|
4. Какой урок получает МП? |
«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» |
Итак, третий урок: «...суди сам себя» ЗВЕЗДА
-Что это значит, ребята? Спасибо за работу. Слово 2-й группе
II группа - планета честолюбца
Вопросы |
Фразы, которые вы можете использовать при ответе |
1. Назовите планету по описанию: забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. Кто её обитатель? |
1. По словам забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди мы догадались, что это планета …….. |
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? |
2. Честолюбец хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. |
3. Назовите главную черту его характера?
|
4.Главная черта его характера – он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный
|
4. Какой урок вынес МП? |
Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек, это кажется принцу просто глупым и смешным Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Честолюбие хорошо в разумных пределах ЗВЕЗДА
|
III группа – планета пьяницы
Вопросы |
Фразы, которые вы можете использовать при ответе |
1. Назовите планету по описанию: пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. Кто её обитатель? |
1. По словам пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга мы догадались, что это планета …….. |
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? |
3. Он не мог бросить ……… пить оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение, потому что …ему совестно пить……. |
3. Назовите главную черту его характера?
|
4.Главная черта его характера – это….слабость, бесхарактерность
|
4.Что делать в подобной ситуации? Как изменить жизнь? Назовите урок, который усвоил МП. |
Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга, поэтому следующий урок – это то, что нужно найди в себе силы изменить себя
|
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя. ЗВЕЗДА
IV группа планета «делового человека»
Вопросы |
Фразы, которые вы можете использовать при ответе |
1. Назовите планету по описанию: пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ. Кто её обитатель? |
1. По словам пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ мы догадались, что это планета ……..
|
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? |
3. Он занят бессмысленным подсчётом….. звёзд
|
3. Назовите главную черту его характера?
|
4.Главная черта его характера – это….бесмысленность, бесчеловечность |
4.Какой урок вынем МП? |
Маленький принц говорит: Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
|
Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
V группа – планета фонарщика
Вопросы |
Фразы, которые вы можете использовать при ответе |
1. Назовите планету по описанию: меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее. Кто её обитатель? |
1. По словам меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее мы догадались, что это планета …….. |
2. Что было самым важным для обитателя этой планеты? |
2. Он то зажигал…………………………..,
то ……………………..,
потому что …………… такой уговор ……… |
3. Назовите главную черту его характера?
|
3. Главная черта его характера – это…. Ответственность, верность слову
|
4. Какие чувства вызывает у МП фонарщик?
|
Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей
|
5. Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца? |
Да. Потому что всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека |
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
VI группа – планета географа
Вопросы |
Фразы, которые вы можете использовать при ответе |
1. Назовите планету по описанию: толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник. Кто её обитатель? |
1. По словам толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник мы догадались, что это планета ……..
|
2. Что было самым важным для обитателя планеты? |
3. Считает себя слишком …………………….. важным лицом, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. |
3. Назовите главную черту характера?
|
4.Главная черта его характера – это….слишком важный, не настоящий
|
4. Нравится ли учёный Маленькому принцу?
|
Сначала он кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. |
1. Урок МП? |
Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета |
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
Вывод: Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты. Какие? (нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна) Экзюпери показывает, что для обитателей астероидов ценно: жажда власти, пьянство, тщеславие…
Маленькие планеты даже не имеют названий, потому что на них живут очень занятые взрослые люди, жизнь которых никчемна и пуста
Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков: властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.
- Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.) НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.
- Какие добродетели и от кого приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля?
3. Какие жизненные истины открыл ему Лис?
4. Урок Маленького принца.
|
4. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил. «Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»
Маленький принц понял, что надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
|
– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?
Девятый урок: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
- В ответе за всё – значит, быть ответственным за что? (за людей, которые живут рядом; за слабых и беззащитных, которые ждут нашей помощи; за животных, которые живут рядом с нами и доверчиво ждут нашей ласки….)
- А за кого в ответе вы?
-Что для вас эта заповедь?
– Давайте вспомним о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды? (Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)
Чтение отрывка из XXVІ главы «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся»
- Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»
6. Рефлексия
1) Вот мы и постигли уроки Маленького Принца.
- Как же поняли вы, мои юные читатели, эти заповеди?
- Для чего человек живёт?
- В чём истинное счастье?
ДЗ Предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения (не более 3-5 предложений). Время 3 минуты.
Поделитесь своими мыслями.
2) Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Эта книга – завещание. Книга уроков
7. Итог. Заключительное слово учителя.
– Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»
Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. Маленький принц ушёл, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки истины.