Методический материал «Развитие творческих способностей обучающихся при изучении экологии»
Развитие творческих способностей обучающихся при изучении экологии.
"Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей". В.А.Сухомлинский
Творчество – это главная составляющая деятельности в дополнительном образовании детей. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Элементы творчества могу присутствовать в любом виде человеческой деятельности, и не важно, по какой направленности обучается ребёнок. Мне бы хотелось остановиться на экологическом образовании детей, которому в настоящее время уделяется большое внимание.
Прививая детям любовь к окружающему, воспитывая уважение к природе, педагоги и родители решают задачи общего воспитания ребенка, формирования экологической культуры. Через экологическое воспитание развитие творческих способностей обучающихся проходит естественно и эффективно.
Для развития творческих способностей детей, обучающихся в детских объединениях ествественонаучной направленности, педагогу необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, сделать обучающегося активным участником учебного процесса. Совместная работа педагога и детей на занятии делает его интерактивным. Таким образом, новые и нестандартные формы обучения, это первое педагогическое условие, которое нацелено на активизацию познавательной деятельности и развитие творческих способностей каждого ребёнка.
Для того, чтобы сделать занятие более эффективным, разнообразить деятельность обучающихся, чтобы активизировать процесс познания и тем самым вызвать интерес к экологии, как науке, в моей системе работы есть такие направления, как: творческие работы, проектно-исследовательская деятельность, ролевые и интеллектуальные игры, решение творческих биологических задач, дидактические игры.
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения и самореализаци, а также развития их активности и самостоятельности.
Метод проектов - это один из важнейших способов развития творческих способностей, поскольку деятельность предоставляет обучающемуся самостоятельность и способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Для ее осуществления необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму. Методы, формы, приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения учащимися учебного материала программы. Начинаем с самого простого уровня - любопытства, за которым стоит потребность каждого ребенка в новых впечатлениях, до более высокого - развитие
Основные этапы исследовательской работы:
Найти проблему – что надо изучать.
Тема – как это назвать.
Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
Цель исследования – какой результат предполагается получить.
Гипотеза – что не очевидно в объекте.
Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
Методика исследования – как и что, исследовали.
Результаты исследования – собственные данные.
Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
Значимость – как влияют результаты на практику.
Считаю, что педагогическими условиями развития творческих способностей детей в процессе экологического воспитания можно назвать: вариативность методов и форм экологической работы, вовлечение в исследовательскую деятельность и различные виды творчества (организация экологических праздников, подготовка агитбригады, издательская деятельность – выпуск газет, листовок, участие в природоохранных акциях, рейдах и т.п.). Возможности для творческого роста и экологического воспитания имеются на всех занятиях и мероприятиях.
А ещё я считаю, что развитие творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Используемая литература.
Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей. М. – Просвещение, 2013.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие/ Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с. – (Б-ка учителя).