Методические рекомендации на тему «Логико-коммуникативные опорные схемы в обучении говорению младших школьников»

0
0
Материал опубликован 2 November 2020

Николаева Людмила Викторовна

 

 

Логико-коммуникативные опорные схемы в процессе обучения устной речи

 

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования логико-коммуникативных опорных схем в процессе обучения устной речи младших школьников. Представлена интерпретация термина, приведены различные подходы к определению наиболее подходящих вариантов создания схем и их использования при организации работы на уроках.

Особое внимание автор уделяет принципам составления высказывания, выдвинутым А.Н. Щукиным, и роли речевого эталона при составлении развернутого монологического высказывания.

 

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие и совершенствование навыков устной речи, методика составления логико-коммуникативных опорных схем, организация образовательного процесса.

 

 

Одной их основных задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с высоким культурным уровнем, умением ориентироваться в современном мире. Приобщение учащихся к практике общения на межгосударственном уровне, к участию в межкультурном диалоге делает возможной практическую реализацию их интеллектуального и личностного потенциала. Это требует высокого уровня коммуникативной культуры, коммуникативной компетенции, развитых навыков общения.

При составлении устного высказывания учащиеся начальной школы могут испытывать определенные трудности. Для решения этой проблемы в современной методике преподавания иностранных языков широко используются так называемые опоры. Понятие «опора» рассматривается по-разному. Например, В. Б. Царькова определяет назначение всех опор следующим образом: вызвать ассоциации с жизненным опытом учащихся и с тем, что возможно (в силу языковой подготовленности) в его речевом опыте [4,65]. По мнению автора, информация является лишь импульсом к размышлению, а задача учителя научить учащихся ориентироваться в мире этой информации. Э. И. Попова рассматривает опору как пунктирную линию, приводящую к задуманному высказыванию и носящую распределенный в соответствии с логикой предстоящего высказывания характер [2,117]. Приведенные определения позволяют нам сделать вывод, что опорная схема представляет собой последовательность вербальных и невербальных ориентиров, позволяющих учащемуся выстроить собственное монологическое высказывание по предложенной теме.

Современные методисты рассматривают различные классификации опор. В частности В. Б. Царькова [4] предлагает классифицировать опоры по способу презентации материала и по способу управления речевой деятельностью. По способу презентации материала автор выделяет вербальные и изобразительные опоры. Вербальные представляют собой микротекст, текст, план и даже отдельные слова. Изобразительные опоры могут быть представлены как видеоматериал, фотографии, таблицы, схемы и т. д. По способу управления речевой деятельностью опоры подразделяются на содержательные (Кто? Что? Где? Когда?) и смысловые (Почему? С какой целью?).

Е. Н. Соловова подразделяет опорные схемы на языковые, речевые и содержательные. На выбор типа опоры оказывают влияние возраст учащихся, их жизненный опыт и кругозор, особенности речевой ситуации, уровень владения иностранным языком, индивидуальные особенности обучаемых [3].

При построении логико-коммуникативных опорных схем (ЛКОС) учитываются принципы составления монологического высказывания, выдвинутые А. Н. Щукиным [5, 69-78].

Принцип доступности содержания предполагает наличие определенного уровня языкового и речевого материала ЛКОС, что обуславливает отсутствие чрезмерно усложненного и обширного материала в процессе составления монологического высказывания.

Принцип доступности формы изображения предостерегает учителя от использования новых форм изображения для одних и тех же понятий. Каждый ученик, привыкнув к определенным сигналам, отождествляет их с заложенным в них смыслом.

Принцип композиционной организованности предполагает особое расположение материала, при котором четко выдерживается логический порядок, начальный тезис подкрепляется опорными сигналами для дальнейшей аргументации.

Принцип художественной значимости и достоверности ориентирует учителя на достижение максимального сходства изображения и оригинала.

Особое внимание следует уделить принципу цветовых параметров. Исследования современных психологов убедительно доказали, что бессистемное, говоря другими словами, «слепое» использование широкой гаммы цветов может затруднять процесс восприятия. Влияние различных цветов на психику, остроту зрительного восприятия, изменение уровня напряженности руководит учителем при выборе цветовых параметров ЛКОС, Теплые цвета, например: красный, оранжевый, желтый, стимулируют деятельность вегетативной системы, приводя к кратковременному повышению производительности деятельности учащихся. Исходя из этого, мы используем данные цвета для изображения того материала, но который надо обратить усиленное внимание. Яркие и контрастные цвета рисунков и аппликаций активизируют процессы памяти, улучшают эмоциональное восприятие материала.

Методика составления ЛКОС монолога предполагает в первую очередь составление речевого эталона высказывания. Под речевым эталоном понимается модель монологического высказывания, соответствующего требованиям программы, а также предусматривающая резервные возможности учеников данной возрастной группы [1, 8]. Речевой эталон должен отвечать интересам учащихся, их жизненному опыту, интеллектуальному развитию, уровню языковой и речевой подготовки. Обязательный развивающий компонент речевого эталона – наличие дополнительного материала.

Наличие речевого эталона позволяет учителю целенаправленно управлять процессом говорения учащихся на иностранном языке. Помимо этого, сам процесс составления речевого эталона ставит перед учителем цель детального изучения программного материала и тщательного отбора дополнительной информации. После составления речевого эталона выделяются основные направления/блоки высказывания и прорабатывается языковой и речевой материал, который представляет наибольшие трудности в усвоении учащимися на определенной ступени обучения. Последний этап работы с речевым эталоном – кодирование ЛКОС.

В зависимости от ступени обучения, уровня интеллектуального развития учащихся, развития абстрактного мышления, уровня сформированности речевых навыков и умений выбираются изобразительные и вербальные средства кодирования ЛКОС. С учетом вышеперечисленных факторов учитель подбирает изобразительные средства. Естественно, что на младшей ступени обучения преобладают картинки, аппликации, рисунки, определенные смысловые сигналы.

Если говорить о видах ЛКОС для обучения монологическому высказыванию, современная педагогика считает наиболее эффективной и обучающей логико-коммуникативную программу, состоящую из трех частей и включающую в себя вступление, основную часть и заключение. Такая программа способствует целостному обучению высказыванию.

При организации работы с ЛКОС могут возникнуть вопросы о возможных сроках использования опорных схем при работе над темой. Возможны несколько вариантов организации речевой деятельности.

Прежде всего, это введение учащихся в тему при помощи ЛКОС. В предлагаемой учителем схеме представлена в развитии вся тема. Используя ЛКОС, учитель может организовать беседу с учащимися, в процессе которой организуется повторение знакомого учащимся языкового и речевого материала. Далее возможно введение новых лексических единиц и грамматических образцов. Это необходимый процесс, направленный на снятие трудностей предстоящего восприятия речевого эталона. Учитель знакомит учащихся с речевым образцом и переходит к упражнениям, позволяющим активизировать употребление в речи новых структур.

На дальнейших уроках внимание приковано к отдельным блокам программы. С этой целью из ЛКОС изымаются отдельные блоки предполагаемого монологического высказывания. Их можно предъявить для отработки и в изолированном, и в более полном виде. Таким образом, задачей учащихся является воспроизведение текста-образца с учетом типичных и особенных характеристик определенного типа монолога. Следующим этапом работы является обучение целостному высказыванию с использованием ЛКОС. К этому можно подойти постепенно - путем объединения нескольких блоков. Речевой этап предполагает самостоятельную деятельность учащихся по построению монологического высказывания с опорой на ЛКОС. В то же время на последних уроках иноязычное общение может быть организовано с опорой только на смысловые сигнала либо же без какой-либо опоры. Таким образом, в рамках речевого этапа происходит перенос внимания учащихся на реализацию коммуникативного намерения.

Другим вариантом использования ЛКОС является использование ее на одном из последних уроков работы над темой. В таком случае значительная часть информации, закодированная в программе высказывания, предъявляется ученикам в процессе предшествующих уроков, например: в ходе речевой зарядки. В этом случае должен быть представлен весь предыдущий учебный материал, а также некоторая честь новой информации, что создает условия для реализации творческого потенциала учащихся.

Еще одним вариантом работы с ЛКОС можно считать ее составление в процессе введения темы. От учителя в этом случае требуется четкое прогнозирование возможных трудностей со стороны учащихся. В ходе предварительной подготовки учитель кодирует речевой эталон, разрабатывает систему опорных сигналов и переносит их на отдельные карточки. Наиболее сложные конструкции (речевые образцы, фразы) учитель предъявляет ученикам в готовом виде. Разрабатывается целый комплекс вопросов для учащихся, ответы на которые включают предложенные речевые образцы. В процессе беседы информационные поля заполняются ответами учеников, что и послужит основой составления ЛКОС. На втором уроке учащиеся воспроизводят монологическое высказывание с помощью ЛКОС, при этом они могут дополнить первоначальные высказывания с учетом информации, полученной из дополнительных источников информации (учебные тексты, статьи). В данном случае учитель может организовать работу в небольших группах. На завершающем уроке ученики получают задание завершить программу – выразить свое отношение не только к отдельным обсуждаемым вопросам, но и ко всей проблеме.

Для учащихся начальной школы наиболее приемлемыми являются первый и второй варианты организации работы с учащимися, последний вариант представляет определенные трудности, так как не все учащиеся к этому времени овладевают умениями анализировать предложенную ситуацию, делать выводы.

В заключение хочется отметить, что использование ЛКОС позволяет интенсифицировать как процесс обучения английскому языку, так и процесс овладения определенными умениями и навыками со стороны учащихся. Данные опорные схемы способствуют построению логичного, аргументированного, целостного высказывания. Необходимыми условиями, обеспечивающими эффективность использования ЛКОС, являются информативность и содержательность опоры, а также ее логичность, доступность и эмоциональная окраска.

Следует также подчеркнуть, что ЛКОС предоставляют возможность учащимся не только выстраивать свое высказывание по заданным параметрам, но и открывают простор для творчества и интерпретации ситуации в зависимости от языковой подготовки учащегося, а также от уровня его общего развития и подготовки.

 

Список литературы

1. Богданова О. С. Логико-коммуникативные программы в процессе обучения иноязычному высказыванию. Методические рекомендации. - Иркутск, 1988. - 42 с.

2. Попова Э. И. Обучение монологическому высказыванию учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы: дисс... на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Ленинград, 1985. - 221 с.

3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей. – М.: Просвещение, 2003. - 240 с.

4. Царькова В. Б. Речевые упражнения в английском языке. – М.: Просвещение, 1985. - 135 с.

5. Щукин А. Н. Функции наглядности и принципы организации визуального материала в пособиях по русскому языку для иностранцев. – Психолингвистика в обучении русскому языку нерусских. – М.: Русский язык, 1977. - 358 с.

 

 

 

 

Lyudmila V. Nikolaeva

 

Logical schemes in the process of teaching speaking

 

Abstract. This paper explores the role of using logical schemes in the process of developing and improving speaking skills of junior schoolchildren. The interpretation of the notion Logical scheme is presented, different approaches to the most suitable variants of schemes and effective methods of using them are demonstrated. The attention is paid to the basic principles of constructing schemes (A.N. Shchukin).

 

Keywords: Junior schoolchildren, developing and improving speaking skills, logical schemes, methods and technologies of constructing a scheme, organizing the learning process.

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.