Опорные схемы по биологии при изучении темы «Методы исследования пищеварения»
Данный опорный конспект помогает в усвоении методов изучения пищеварения и его регуляции. Предлагаются 4 схемы. Эти схемы выдаются ученикам перед уроком, они с ними работают, делают для себя комментарии по ходу объяснения материала. На этом уроке следует сказать, что практически будут изучаться павловские методы, методы, которые разработал И.П.Павлов – первый русский лауреат Нобелевской премии. .Все опыты проводились на собаках.
Изучение слюноотделения неслучайно проводилось на собаках. У них от слюнной железы идут два протока. Первый через отверстие в щеке выводился наружу и получалась фистула, соединяющая проток с внешней средой. Второй был без изменений и по нему слюна поступала в ротовую полость. После выздоровления собак начинались опыты. Пища для собаки – безусловный раздражитель, проявлялся безусловный слюноотделительный рефлекс. Может проявиться и условный – на вид пищи, ее запах.
Изучить отделение слюны проще. Можно на опыте показать, как слюна влияет на пищу ( опыт с накрахмаленной салфеткой или с белым хлебом – если его пожевать и не проглатывать, мы почувствуем сладкий вкус. Сложнее с желудком. Надо было получить чистый желудочный сок. Эту проблему решил И.П.Павлов, предложив метод мнимого кормления. У собаки перерезался пищевод, а на желудок накладывалась фистула. При кормлении собаки выделялся чистый желудочный сок. Так было доказано, что отделение желудочного сока, как и слюны, идет рефлекторно. Но отделение желудочного сока рефлекторным путем непродолжительно, а пища находится в желудке дольше. За счет чего же идет отделение желудочного сока потом?
Это было доказано в опыте с павловским, или малым, желудочком. Из дна желудка, сохраняя кровеносные сосуды и нервы, был выкроен лоскут, из которого был сшит малый желудочек, изолированный от большого. На малый желудок была наложена фистула. Когда собаку кормили, через фистулу выделялся желудочный сок. Это происходило за счет биологически активных веществ ( гистамин).
Последняя схема – современные методы изучения пищеварения, применяемые в медицинской практике .
Этот урок может быть вводным в теме «Пищеварение и обмен веществ», в ходе которого рассматривается строение органов пищеварения. Потом это материал еще раз просматривается при изучении пищеварения в каждом отделе пищеварительной системы