Использование опорных схем при изучении темы «Кровообращение» (8–11 классы)
Использование опорных схем при изучении темы «Кровообращение»
Данная опорный конспект включает 4 схемы.
Первая схема - органы кровообращения.
Основа – аналитическая схема кровеносной системы. О сердце будет сказано подробно позднее. Главное – строение кровеносных сосудов , взаимосвязь строения и функций. Рядом с названием артерий и вен в скобках предлоги, они показывают главное отличие этих сосудов друг от друга. Сосуды носят название не по крови, а потому, куда несут они кровь. Затем разбирается строение артерий, увязывается с функцией. Логично по схеме разбирается материал по капиллярам, а затем по венам. От строения вен идет переход к особенностям движения крови по венам (их указано три)
Вторая схема – давление и скорость крови в различных участках кровяного русла. Особенности этих процессов наглядно и доступно показывают графики. Прямая показывает ход давления, рядом цифры с нормальным давлением, гипо- и гипертонией. Парабола отображает не только изменение скорости крови, но и ее различие в аорте и в венах. Остается только объяснить причины изменения скорости площадью сечения сосудов. По аналогии уместно вспомнить характер течения горных и равнинных рек.
Третья схема – круги кровообращения. Материал уже разбирался ранее при изучении птиц и млекопитающих. В центре – определения кругов кровообращения (от, до, через), слева и справа схемы кругов кровообращения. На своих схемах ученики делают записи по ходу объяснения, они указывают состав крови в сосудах
Четвертая схема – самая емкая - "Строение сердца.Работа.Регуляция." Посмотрев схему строения сердца, ученики находят, что здесь нет вен, приносящих кровь в предсердия. Все элементы сердца прорисованы, остается обратить внимание на взаимосвязь строения и функции составляющих сердца. В правом верхнем углу все секреты неутомимости сердца, к каждому из них должен быть комментарий. Снизу дана схема регуляции работы сердца.
Весь материал разбирается в течении одного урока трижды. Сначала сжатое объяснение учителем, потом совместная работа учеников и учителя. Идет разбор материала, показывается логика ответа. Можно даже расставить цифры по порядку к знакам и символам опорной схемы. Урок завершается сжатым объяснением материала учителем