12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Штапова Ольга Евгеньевна22

Опорная схема учебного занятия по музыке

Учебный предмет ___________музыка______________________________________________

Класс (группа)____________5_______Продолжительность занятия________40 минут____

Раздел программы___________Музыка и литература__________

Тема занятия ________«Фольклор в музыке русских композиторов»_____________

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформировано: ценностное отношение к историческому прошлому.

У учащихся могут быть сформированы: готовность к самообразованию и самовоспитанию;

компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

- Регулятивные

Учащиеся научатся:  целеполаганию, самооценке.

Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

- Познавательные

Учащиеся научатся: давать определение понятиям; извлекать необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.

Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно составлять алгоритм действий.

- Коммуникативные

Учащиеся научатся: умению с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументации своего мнения и позиции в коммуникации.

Учащиеся получат возможность научиться: учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственной позиции; учитывать разные мнения и интересы.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в произведении.

Учащиеся получат возможность научиться:

Раскрывать образное содержание и определять средства музыкальной выразительности.

Самостоятельно создавать музыкальный ряд к сказкам, легендам, преданиям своего народа.

Тип урока__ открытия нового знания.________

Форма проведения __ _инновационный урок в условиях введения ФГОС II поколения.

Ведущие методы___ Проблемно-поисковый, блиц-опрос, беседа.______________

Учебно-методическое обеспечение___ учебник «Музыка.5 кл.» Е.Д Критская; Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы», «Методическое пособие для учителя» - Критская, Сергеева, Шмагина.

Материально-техническое обеспечение_ компьютер, проектор, презентация к уроку.____

Форма организация деятельности учащихся __фронтальная, самостоятельная, индивидуальная_

Деятельность учителя и учащихся

п/п

Элементы урока

(в соответствии со структурой урока «открытия нового знания»)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу.

Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы.

Показывают готовность к уроку. Настрой на процесс сотворчества.

(Л) - ценностное отношение к историческому прошлому

(Р)-планирование учебной цели,

побуждение к активности;

(К)-формулировать собственное мнение

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока.

-- Какой жанр сейчас мы прослушали?

- К какому виду музыки он относится?

- Какие виды вокальной музыки знаете?

Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти.

А народная песня связана с литературой?

Как называется народное творчество? Какие виды фольклора вы знаете?

Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках. Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы

Дети слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла.»

(Фольклор.)

Решение проблемной ситуации

(П) - сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.

Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.

(К)- коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.

(Р) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.

3.

Выявление места и причины затруднения

Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа. И так назовём тему нашего урока:

Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова

«Фольклор в музыке русских композиторов».

Ответы: песня

Вокальная музыка.

Песня. Романс.

Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах.

(П)

- ориентироваться в своей системе знаний;

(К)

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике;

-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

(Р)

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.

Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой

- Самостоятельное изучение и осмысление информации.

- Систематизация знаний.

.

(П)- анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). (Р)-выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их.

5.

Реализация построенного проекта

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы»

1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора»

2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка.

3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра».

4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым.

Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе»

Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

(Л)-осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

(К)-слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Показ презентации

Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?

Сравнить язык двух художественных произведений.

Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?

Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы.

Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы.

(П)- устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы.

(К)- общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке.

(Р)- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Учеником какого русского композитора – сказочника, был А.К. Лядов?

а) М.И. Глинка

б) Н.А. Римский – Корсаков

в) П.И. Чайковский

2. Кикимора – это…..

а) злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.

б) cтаруха, наделённая магической силой, ведунья.

3. В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова?

а) симфонический оркестр

б) фортепиано

в) хор

4. Как называется инструмент, который «рисует» в симфонической миниатюре хрустальную колыбельку»?

а) фагот

б) кларнет

в) челеста

5. Какова музыка 2-ой части (разбушевалась кикимора, заскакала, завыла) симфонической картинки Лядова?

а) спокойная, напоминает колыбельную,

б) яркая, быстрая, стремительная,

в) завораживающая, мрачная.

- Оцените свою работу по критериям:

«5» - все ответы верные

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки

1 – б

2 – а

3 – а

4 – в

5 – б

Дети выполняют задание с последующей проверкой.

Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Используя опорные вопросы составьте кроссворд по теме урока.

ВОПРОСЫ:

1. С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились?

2. Какое произведение мы слушали?

3. Кто такая Кикимора?

4. Что такое программная музыка?

5. Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?

6.Совпали ли ваши представления образа кикиморы с музыкальным   изображением композитора?

7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать?

Дети отвечают на вопросы, а затем, соблюдая определённый план своих действий, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.

Метапредметные

(Р)

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

- определять и формулировать цель деятельность на уроке;

- определять последовательность своих действий на уроке;

(П)

-проводить сравнение объясняя его критерии;

(К)

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

На доске слайд с вопросами:

Сегодня я узнал, что без фольклора…

Меня удивило…

Сегодняшние знания я смогу применить….

Больше всего мне понравилось…..

Я расскажу о Лядове (кому?)…

Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….

Я узнал о фольклоре…..

Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.

Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

(Л)- установление связи между целью деятельности и её результатом;

- проводить анализ своей творческой деятельности;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;

(Р)

-анализировать свою творческую деятельность;

- осуществлять самоконтроль;

(К)

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Методическая цельФормирование УУД  с помощью проблемно- поискового метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения._____________

Методические рекомендации

1. Создание на уроке особой эмоциональной, живой, энергетически насыщенной атмосферы, способствующей духовному общению ребят с музыкальным искусством и учителем по поводу музыки, чему способствует эмоциональность, открытость общения педагога и присутствие на уроке шутки, веселья, забав, игр, максимума свободы. Стиль общения учителя и учеников – эмоционально-яркий, энергетически емкий.

2. В работе педагога должна проявляться импровизационность.

3. Артистизм педагога. В процессе обучения в развивать у детей сенсорные способности, чутко впитывая все моменты, связанные с мимикой, жестом, телодвижениями, интонацией речи педагога.

4. Постоянно активизировать и вовлекать учащихся в творческую деятельность (импровизация, варьирование), стремиться к раскрытию творческой индивидуальности.

В ходе уроков активно применяется импровизация: литературная (сочинение загадок, скороговорок, сказок), инструментальная (создание аккомпанемента к народной песне), драматическая, вокальная.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.