Опорная схема учебного занятия по музыке
Опорная схема учебного занятия по музыке
Учебный предмет ___________музыка______________________________________________
Класс (группа)____________5_______Продолжительность занятия________40 минут____
Раздел программы___________Музыка и литература__________
Тема занятия ________«Фольклор в музыке русских композиторов»_____________
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будет сформировано: ценностное отношение к историческому прошлому.
У учащихся могут быть сформированы: готовность к самообразованию и самовоспитанию;
компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
- Регулятивные
Учащиеся научатся: целеполаганию, самооценке.
Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
- Познавательные
Учащиеся научатся: давать определение понятиям; извлекать необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно составлять алгоритм действий.
- Коммуникативные
Учащиеся научатся: умению с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументации своего мнения и позиции в коммуникации.
Учащиеся получат возможность научиться: учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственной позиции; учитывать разные мнения и интересы.
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся:
Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в произведении.
Учащиеся получат возможность научиться:
Раскрывать образное содержание и определять средства музыкальной выразительности.
Самостоятельно создавать музыкальный ряд к сказкам, легендам, преданиям своего народа.
Тип урока__ открытия нового знания.________
Форма проведения __ _инновационный урок в условиях введения ФГОС II поколения.
Ведущие методы___ Проблемно-поисковый, блиц-опрос, беседа.______________
Учебно-методическое обеспечение___ учебник «Музыка.5 кл.» Е.Д Критская; Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы», «Методическое пособие для учителя» - Критская, Сергеева, Шмагина.
Материально-техническое обеспечение_ компьютер, проектор, презентация к уроку.____
Форма организация деятельности учащихся __фронтальная, самостоятельная, индивидуальная_
Деятельность учителя и учащихся
№ п/п |
Элементы урока (в соответствии со структурой урока «открытия нового знания») |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу. Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы. |
Показывают готовность к уроку. Настрой на процесс сотворчества. |
(Л) - ценностное отношение к историческому прошлому (Р)-планирование учебной цели, побуждение к активности; (К)-формулировать собственное мнение |
2. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения |
Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока. -- Какой жанр сейчас мы прослушали? - К какому виду музыки он относится? - Какие виды вокальной музыки знаете? Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти. А народная песня связана с литературой? Как называется народное творчество? Какие виды фольклора вы знаете? |
Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках. Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы Дети слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла.» (Фольклор.) Решение проблемной ситуации |
(П) - сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. (К)- коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. (Р) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель. |
3. |
Выявление места и причины затруднения |
Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа. И так назовём тему нашего урока: Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова |
«Фольклор в музыке русских композиторов». Ответы: песня Вокальная музыка. Песня. Романс. Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах. |
(П) - ориентироваться в своей системе знаний; (К) -слушать и понимать речь других; - ориентироваться в учебнике; -находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации; - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; -владеть опытом обобщения по теме урока; (Р) -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; - определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. |
4. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы. Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой |
- Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний. |
. (П)- анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). (Р)-выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. |
5. |
Реализация построенного проекта |
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы» 1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка. 3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра». 4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым. |
Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе» Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. |
(Л)-осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. (К)-слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания. |
6. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Показ презентации Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события? Сравнить язык двух художественных произведений. Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы? |
Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы. Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы. |
(П)- устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы. (К)- общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке. (Р)- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. |
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
1. Учеником какого русского композитора – сказочника, был А.К. Лядов? а) М.И. Глинка б) Н.А. Римский – Корсаков в) П.И. Чайковский 2. Кикимора – это….. а) злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. б) cтаруха, наделённая магической силой, ведунья. 3. В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова? а) симфонический оркестр б) фортепиано в) хор 4. Как называется инструмент, который «рисует» в симфонической миниатюре хрустальную колыбельку»? а) фагот б) кларнет в) челеста 5. Какова музыка 2-ой части (разбушевалась кикимора, заскакала, завыла) симфонической картинки Лядова? а) спокойная, напоминает колыбельную, б) яркая, быстрая, стремительная, в) завораживающая, мрачная. - Оцените свою работу по критериям: «5» - все ответы верные «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 ошибки 1 – б 2 – а 3 – а 4 – в 5 – б |
Дети выполняют задание с последующей проверкой. |
Р: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
8. |
Включение в систему знаний и повторение |
Используя опорные вопросы составьте кроссворд по теме урока. ВОПРОСЫ: 1. С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились? 2. Какое произведение мы слушали? 3. Кто такая Кикимора? 4. Что такое программная музыка? 5. Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова? 6.Совпали ли ваши представления образа кикиморы с музыкальным изображением композитора? 7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать? |
Дети отвечают на вопросы, а затем, соблюдая определённый план своих действий, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях. |
Предметные: - уметь определять черты русской национальной музыки, -умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку. Метапредметные (Р) - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; - определять и формулировать цель деятельность на уроке; - определять последовательность своих действий на уроке; (П) -проводить сравнение объясняя его критерии; (К) - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов |
9. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
На доске слайд с вопросами: Сегодня я узнал, что без фольклора… Меня удивило… Сегодняшние знания я смогу применить…. Больше всего мне понравилось….. Я расскажу о Лядове (кому?)… Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это…. Я узнал о фольклоре….. |
Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. |
(Л)- установление связи между целью деятельности и её результатом; - проводить анализ своей творческой деятельности; - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; - уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; (Р) -анализировать свою творческую деятельность; - осуществлять самоконтроль; (К) -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. |
Методическая цель–Формирование УУД с помощью проблемно- поискового метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения._____________
Методические рекомендации
1. Создание на уроке особой эмоциональной, живой, энергетически насыщенной атмосферы, способствующей духовному общению ребят с музыкальным искусством и учителем по поводу музыки, чему способствует эмоциональность, открытость общения педагога и присутствие на уроке шутки, веселья, забав, игр, максимума свободы. Стиль общения учителя и учеников – эмоционально-яркий, энергетически емкий.
2. В работе педагога должна проявляться импровизационность.
3. Артистизм педагога. В процессе обучения в развивать у детей сенсорные способности, чутко впитывая все моменты, связанные с мимикой, жестом, телодвижениями, интонацией речи педагога.
4. Постоянно активизировать и вовлекать учащихся в творческую деятельность (импровизация, варьирование), стремиться к раскрытию творческой индивидуальности.
В ходе уроков активно применяется импровизация: литературная (сочинение загадок, скороговорок, сказок), инструментальная (создание аккомпанемента к народной песне), драматическая, вокальная.