Урок – практикум по географии «Определение географических координат» (5 класс)
Урок – практикум по географии
Тема урока «Определение географических координат».
Дата: 21.12.2017
Класс: 5.
Цели урока:
образовательные: формирование умений учащихся определять географические координаты;
развивающая: развитие познавательного интереса к изучению географии;
формирование способности применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, анализировать, делать выводы; расширение кругозора учащихся;
воспитательная: воспитание познавательной активности, самостоятельности, коммуникабельности.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей, осознание необходимости понимать и читать карту, стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Предметные: усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты», умение работать с картой (развитие картографической грамотности), умение определять географические координаты объектов, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты, развитие интеллектуальных способностей
Регулятивные УУД: умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием, самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой.
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально, в паре, в группе.ᅟ
Тип урока: комплексное применение ЗУН.
Урок проводится в игровой форме (урок - путешествие).
Оборудование: УМК «Полярная звезда», презентация для урока, физическая карта полушарий, раздаточный материал, атласы, контурные карты.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Используемые педагогические технологии: игровая; системно- деятельностный подход, проблемно-диалогическое обучения, здоровьесберегающая, ИКТ.
Формы ᅟработы ᅟучащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент. (Введение в проблемную ситуацию через игру) 2мин.
Мы часто слышим в СМИ сообщения о том, что произошла ЧС, ТЕЛЕФОН 112 (Если происходит ЧС, обращение к ученикам) слайд 1
По сигналу SOS начинает работать служба спасения.
Как удается найти среди бескрайних просторов океана, пустыни, среди лесов именно то
место, где находился ЧС, очаг, где происходит бедствие?
Как это узнать? ДЕТИ
Сегодня на уроке мы научимся это делать (Будем учиться определять географические координаты).
Какая же тема урока? слайд 2
Можем ли определить цель урока?
(Сегодня на уроке мы будем учиться определять географические координаты) слайд 3
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. 5 мин.
Сегодня мы работаем с вами в отрядах СЛУЖБЫ спасения МЧС. Но прежде чем мы будем оказывать помощь, необходимо проверить, насколько квалифицирован наш экипаж.
1. Что необходимо знать для определения координат? (Географическую широту и долготу).
2. Что такое географическая широта? (Географическая широта – расстояние в градусах от экватора до нужного объекта). СЛАЙД 4-8
3. Какие линии помогают определять географическую широту? (Параллели).
4. Какая бывает широта? (Северная и южная).
5. Что называется географической долготой? (Географическая долгота – расстояние от нулевого (начального, Гринвичского) меридиана до объекта).
6. Какой меридиан самый длинный? (Меридианы все одинаковые).
7. Какой бывает долгота? (Западная и восточная). Определения
Алгоритм УЧЕБНИК стр. 2 минуты
III. Основная часть урока. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20 мин.
- Продолжаем подготовку к спасательным операциям.
Перед вами квадрат размером 2см.× 2см. В нем буквы и цифры. (Образец на слайде). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»»
а |
б |
в |
г |
|
1 |
+ |
|||
2 |
+ |
|||
3 |
+ |
|||
4 |
+ |
Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.
Вопросы:
1.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором, б) параллелью, в) полюсом, г) меридианом.
2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором, б) параллелью, в) тропиком, г) меридианом.
3. Направления запад → восток показывают: а) параллели, б) меридианы.
4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°, б) 360°, в) 180°.
Учитель: СЛАЙД № 9 На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами контролируют себя ( взаимоконтроль). Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?
Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.
Видно, что наши экипажи хорошо готовы к спасательным работам. Теперь мы можем отправляться в путь, во время экспедиции необходимо заполнять «бортовой журнал», чтобы не сбиться с курса.
3. Физкультминутка после отчета 1 команды 2 мин
Каждый из нас с вами по талии имеет разную ширину. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите руки по талии. Как они у вас лежат? Горизонтально. Значит, широту определяем по параллелям.
Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит, долготу определяем по меридианам.
Учащиеся определяют широту и долготу. Если северная широта – руки поднять, южная - присесть; если западная долгота – поворот налево, восточная - направо.
Капитаны экипажей, получите бортовые журналы! Критерии оценивания
ИГРА:
SOS!!! Кому вы будете оказывать помощь?
Тому, кому попадет этот сигнал, должен определить местонахождение, направление географического объекта, занести в контурную карту и предоставить отчет …
Каждая группа получила задания. По ходу работы заполняется Бортовой журнал
На выполнение задания отводится от 5 до 7 минут. Затем экипажи отчитываются о проделанной спасательной работе. Остальные экипажи прокладывают маршруты по атласам
Отчет: капитан зачитывает задание своего экипажа, члены его экипажа представляют отчет о своей работе спасателя.
СЛАЙД 10 2 мин
Итак, перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить. Ваши предложения, что для этого нужно сделать?
4. Домашнее задание: получить у капитанов слайд 11
5. Итог урока.
Думали ли вы , когда шли на урок, что сегодня будете помогать кого-то спасать? Было трудно?
Для чего нужны Географические координаты? 5 мин.
6. Рефлексия 3 мин
1.Что для вас было Понятно ……
2. Что для вас было Самое трудное……
3.Если у Вас возникли трудности, где найти ответы…….
4.Можите ли Вы оценить себя……..( Критерии оценки в бортовом журнале)
Достигли ли мы цели, чтобы наши экипажи могли работать сплоченно ?
5.Оценка работы своих и других экипажей.
8. Расширение кругозора, профессии, СЛАЙД 12-13 1 мин
Людям каких профессий особенно необходимо умение определять географические координаты?
9. Год экологии СЛАЙД 14 1 мин
Раздаточный материал
ЗАДАНИЯ СЛУЖБАМ СПАСЕНИЯ №1
На корабле, идущем из 600 с.ш. 300 в.д в Великобританию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 550 с.ш ,150 в.д. капитан просит о помощи
1.Определить пункт отправления корабля 2 балла
2.Определить направление движения самолета МЧС 2 балла
3.Обозначить на контурной /карте точкой то место, куда надо направить самолет МЧС для оказания помощи терпящим бедствие. 2 балла
Максимальное количество баллов 6 баллов
ЗАДАНИЯ СЛУЖБАМ СПАСЕНИЯ №2
Самолет летевший из Европы 680 с.ш. и 340в.д. в Азию, упал в море на 720 с.ш. и 1200в.д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 780с.ш. и 1400 в.д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.
1.Определить пункт вылета самолета. 2 балла
2.Определить направление движения самолета пунктиром. 2 балла
3.Обозначить место падения самолета крестиком. 2 балла
4. Обозначить место встречи с кораблем кружочком. 2 балла
Максимальное количество баллов 8 баллов
_______________________________________________________________________________
ЗАДАНИЯ СЛУЖБАМ СПАСЕНИЯ № 3
База рыболовной флотилии расположилась на 600 с.ш. и 1500 в.д. по распоряжению начальника флотилии суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы: - судно №1 на север, на расстояние 500 км.
- судно №2 на восток, на 800 км.
- судно №3 на юг, на 1200 км.
На судне № 3 техническая неисправность холодильного оборудования, судно находится 550 с.ш. и 1500 в.д Обозначить на конт. карте место нахождение базы точкой, а направления промысловых судов от базы до их конечных пунктов стрелкам.
1.Определить пункт Базы рыболовной флотилии
2.Определить направление движения судна №1
3.Определить направление движения судна №2
4.Определить направление движения судна №3
5.Обозначить место оказания помощи судну №3
Максимальное количество 10 баллов
Критерии оценивания нахождения географических объектов
Параметры |
баллы |
|
Задание№1 |
Объект назван верно |
2 |
Назван другой объект на данной территории |
1 |
|
Объект не назван |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
6 |
|
Задание№2 |
Объект назван верно |
2 |
Назван другой объект на данной территории |
1 |
|
Объект не назван |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
8 |
|
Задание№3 |
Объект назван верно |
2 |
Назван другой объект на данной территории |
1 |
|
Объект не назван |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
10 |
1.Знание определений: Географическая широта, Географическая долгота
2. Алгоритм определения географических координат :
Определение географической широты,
Определение географической долготы Умение применять на практике.
3.Работа с атласом.
4. Работа с контурной картой.
Бортовой журнал «АВИАЦИЯ»
Капитан экипажа ДАНЯ
Состав команды |
Количество баллов |
Количество баллов за ответы |
Сумма баллов |
||||||
Задание№1 |
Задание№2 |
Задание№3 |
Ответы |
М.Б. |
|||||
1.Даня |
|||||||||
2.Игнат |
|||||||||
3.Роман |
|||||||||
4.Вета. |
|||||||||
Пункт назначения |
Бортовой журнал «М Ч С»
Капитан экипажа НИКА
Состав команды |
Количество баллов |
Количество баллов за ответы |
Сумма баллов |
||||||
Задание№1 |
Задание№2 |
Задание№3 |
Ответы |
М.Б. |
|||||
1.Ника |
|||||||||
2.Люба |
|||||||||
3.Аня |
|||||||||
4.Илья |
|||||||||
Пункт назначения |
Бортовой журнал М Ч С
Капитан экипажа МАКСИМ
Состав команды |
Количество баллов |
Количество баллов за ответы |
Сумма баллов |
||||||
Задание№1 |
Задание№2 |
Задание№3 |
Ответы |
М.Б. |
|||||
1.Максим |
|||||||||
2.Никита |
|||||||||
3.Гупи |
|||||||||
4.Диана |
|||||||||
Пункт назначения |
«Морской бой»
а |
б |
в |
г |
|
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
1.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором, б) параллелью, в) полюсом, г) меридианом.
2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором, б) параллелью, в) тропиком, г) меридианом.
3.Направления запад → восток показывают: а) параллели, б) меридианы.
4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°, б) 360°, в) 180°.
Максимальное количество баллов 4 баллов
«Морской бой
а |
б |
в |
г |
|
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
1.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором, б) параллелью, в) полюсом, г) меридианом.
2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором, б) параллелью, в) тропиком, г) меридианом.
3.Направления запад → восток показывают: а) параллели, б) меридианы.
4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°, б) 360°, в) 180°.
Максимальное количество баллов 4 баллов
«Морской бой»
а |
б |
в |
г |
|
1 |
||||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
1.Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором, б) параллелью, в) полюсом, г) меридианом.
2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется: а) экватором, б) параллелью, в) тропиком, г) меридианом.
3.Направления запад → восток показывают: а) параллели, б) меридианы.
4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°, б) 360°, в) 180°.
Максимальное количество баллов 4 баллов
карточка АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ
Правила определения объекта по заданным координатам
Как найти широту:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая широта указана (северная или южная).
2. Найти экватор.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу.
4. Найти параллель с заданной величиной.
5.Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.
Как найти долготу:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая долгота указана (западная или восточная).
2. Найти нулевой меридиан.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку.
4. Найти меридиан с заданной величиной.
5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной
Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект.
карточка АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ
Правила определения объекта по заданным координатам
Как найти широту:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая широта указана (северная или южная).
2. Найти экватор.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к северу или к югу.
4. Найти параллель с заданной величиной.
5.Мысленно или карандашом провести новую параллель с заданной величиной.
Как найти долготу:
1.Посмотреть координаты точки. Определить какая долгота указана (западная или восточная).
2. Найти нулевой меридиан.
3. Определить, в каком направлении двигаться до заданной точки: к западу или востоку.
4. Найти меридиан с заданной величиной.
5. Мысленно или карандашом провести новый меридиан с заданной величиной
Соединить проведенные параллель и меридиан до точки пересечения. В ней и будет расположен объект.
Физкультминутка после отчета 1 команды 2 мин
Каждый из нас с вами по талии имеет разную ширину. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите руки по талии. Как они у вас лежат? Горизонтально. Значит, широту определяем по параллелям.
Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит, долготу определяем по меридианам.
Учащиеся определяют широту и долготу. Если северная широта – руки поднять, южная - присесть; если западная долгота – поворот налево, восточная - направо
Домашнее задание
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 3 объектов, через которые он проходит, их названия
и координаты, направления следования.
На оценку «3»:3-4 объекта «4» : 4-7 объектов «5» : больше 8
--------------------------------------------------------------
Домашнее задание
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 3 объектов, через которые он проходит, их названия
и координаты, направления следования.
На оценку «3»:3-4 объекта «4» : 4-7 объектов «5» : больше 8
----------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 3 объектов, через которые он проходит, их названия
и координаты, направления следования.
На оценку «3»:3-4 объекта «4» : 4-7 объектов «5» : больше 8
-----------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 3 объектов, через которые он проходит, их названия
и координаты, направления следования.
На оценку «3»:3-4 объекта «4» : 4-7 объектов «5» : больше 8
-----------------------------------------------------------------------------------
Домашнее задание
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте полушарий, при этом подписать не менее 3 объектов, через которые он проходит, их названия
и координаты, направления следования.
На оценку «3»:3-4 объекта «4» : 4-7 объектов «5» : больше 8
12