Технологическая карта урока географии в 5 классе «Географические координаты»

2
0
Материал опубликован 8 March 2017

Пояснительная записка к презентации

(Географические координаты)Технологическая карта

Предмет: география

УМК: Сферы

Класс: 5

Тема урока: географические координаты

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.

Презентация 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота,

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные: владение устной речью, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем.

Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географические координаты, географическая широта, географическая долгота.

Используемые педагогические технологии

Системно-деятельностный подход: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения; ИКТ; здоровьесберегающая.

Виды используемых на уроке средств

 

Учебник по УМК «СФЕРЫ»: География. Планета Земля. 5-6 классы. Автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012 год; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки; рабочий лист.

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

Задачи урока:

 

образовательная:

научить определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.

развивающая:

продолжить работу по формированию умения работать в парах,

группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект.

воспитывающая:

продолжить воспитывать культуру общения.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному зимнему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбки начнем наш урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (4-5 мин)

Цель этапа. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие по природным уникумам России, по следующему маршруту:

маршрут виртуального путешествия.

1 пункт - 62º с. ш., 32º в. д.

2 пункт - 56º с. ш., 33º в. д.

3 пункт - 54º с. ш., 108º в. д.

4 пункт - 54º с. ш., 160º в. д.

5 пункт - 45º с. ш., 150º в. д.

Я вижу на ваших лицах непонимание. Чтобы понять маршрут путешествия нужно расшифровать, то есть определить объекты по географическим координатам.

Кто может определить объекты по географическим координатам?

Почему у вас возникло затруднение?

Назовите тему урока?

Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Предполагаемые варианты ответов:

- не умеем определять объекты по географическим координатам;

- не знаем что такое географические координаты;

- называют тему урока;

- формулируют цели урока.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

1. Покажите на глобусе и карте полушарий меридианы и параллели? Что они образуют?

Что такое градусная сетка?

Какова роль градусной сетки?

2. Работа в парах:

Пары одного ряда исследуют географическую широту, пары второго ряда – географическую долготу.

3. Разбивает класс на группы, организует работу в группах, оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы.

Работа в группах:

1 группа – алгоритм нахождения географической широты

2 группа - алгоритм нахождения географической долготы

Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы, сопровождает ответы, дополнительной информацией.

1. Показывают меридианы и параллели.

Предполагаемые ответы: сетку.

Формулируют определение, сверяют с учебником, оценивают себя.

Высказывают предположение, определяют цель последующей работы.

(маршрутный лист – задание 1)

2. Маршрутный лист задания 2 и 3.

Представители пары сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы.

Фиксируют  в рабочей тетради  свое "открытие".

Оценивают работу друг друга в паре.

3. Маршрутный лист задание 4.

Составляют план действий – алгоритм,

Сверяют с образцом (приложение1), представители группы сообщают о результатах поисковой работы, оценивают работу друг друга в группе.

Принимают участие в диалоге с учителем

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Физкультминутка

 

Верите ли вы, что…

-северный полюс имеет широту 90°с.ш.

-южный полюс имеет широту 0°

-нулевой меридиан проходит через город Париж

-кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш.

- на Земле есть точка 0° широты и 0° долготы

-широта может быть 95°

да – хлопки руками,

нет – приседают

Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Работа в группах:

1 группа – определяют географическую широту объектов (рис. 2.32, электронное приложение к учебнику)

2 группа – определяют географическую долготу (рис. 2.32, электронное приложение к учебнику)

 Для точ­но­го опре­де­ле­ния ме­сто­на­хож­де­ния объ­ек­та на по­верх­но­сти Земли надо знать его гео­гра­фи­че­скую ши­ро­ту и гео­гра­фи­че­скую дол­го­ту.

Сформулируйте вывод: что такое географические координаты?

Маршрутный лист задание 5.

Результаты заносят в таблицу (приложение 2), сообщают о результатах работы, оценивают свою работу.

Записывают формулу, формулируют вывод.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

- Определите самостоятельно, используя атлас, географические координаты 1 объекта по карте полушарий и 2 объектов по карте России.

- Определим маршрут нашего виртуального путешествия

Самостоятельная работа.

Результаты заносят в таблицу (приложение 3), проверяют.

Работают фронтально.

Результаты заносят в таблицу (приложение 4), проверяют.

Презентация «Природные уникумы России»

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Объясняет домашнее задание

§ 19 - «3»

§ 19 стр. 51 вопрос 3 – «4»

§ 19, стр. 51 географическое исследование – «5»

Записывают домашнее задание

Познавательные:

Личностные:

Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

На уроке я работал: активно, пассивно.

Своей работой на уроке

я доволен

не доволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен,

полезен

бесполезен,

интересен

скучен

Я ставлю себе за работу на уроке

3

4

5

Мое настроение сейчас…

Подводит итоги урока.

Демонстрируют знания.

Высказывают свои предположения, применяя полученные знания.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Приложение 1

Алгоритм определения географической широты

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

4. Если объект расположен между параллелями, следует:

а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)

б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)

в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

Алгоритм определения географической долготы.

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.

4. Если объект располагается между меридианами, следует:

а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).

б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).

в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.

Приложение 2

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

Вашингтон

   

Лондон

   

Москва

   

Бразилиа

   

Кейптаун

   

Якутск

   

Вывод: Географическая …. . …+ географическая … …….= географические ….

Широта – ….. ная и ..ная, от 0° до ..°

Долгота – ….. ная и …… ная, от 0 до …°

Приложение 3

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

Сидней

   

Кострома

   

Екатеринбург

   

Приложение 4

маршрут виртуального путешествия

Географические координаты

Название географического объекта

62º с. ш., 32º в. д.

 

56º . ш., 33º в. д.

 

54º с. ш., 108º в. д.

 

54º с. ш., 160º в. д.

 

45º с. ш., 150º в. д.

 

Приложение 5

На уроке я работал:

активно

пассивно.

Своей работой на уроке

я доволен

не доволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен,

полезен

бесполезен,

интересен

скучен

Я ставлю себе за работу на уроке

3

4

5

Мое настроение сейчас

Маршрутный лист урока

Тема урока: _______________________________________________________________________________

Цели урока:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задания

Инструкция

Оценка

Задание 1.

Что такое градусная сетка?

Какая роль градусной сетки?

Учебник:

С. 50 – пункт Градусная сетка

 

Задание 2.

Что такое географическая широта?

От какой параллели отсчитывают широту?

Где указывают значение параллелей на глобусе и карте полушарий?

Все точки, лежащие на одной параллели имеют ... широту.

Все объекты в Северном полушарии имеют … широту.

Все объекты в Южном полушарии имеют … широту.

Чему равна наибольшая широта?

Учебник:

С. 50 – пункт Географическая широта

 

Задание 3.

Что такое географическая долгота?

От какого меридиана отсчитывают долготу?

Где указывают значение меридианов на глобусе и карте полушарий?

Все точки, лежащие на одном меридиане имеют … долготу.

Все объекты, лежащие к востоку от начального меридиана, имеют … долготу.

Все объекты, лежащие к западу от начального меридиана, имеют … долготу.

Чему равна наибольшая долгота?

Учебник:

С. 51 – пункт Географическая долгота

 

Задание 4.

Составить алгоритм определения:

1 группа - географической широты

2 группа - географической долготы

Учебник:

С. 50 – рубрика «Геофокус»

Приложение 1.

 

Задание 5

Определить:

1 группа - географическую широту

2 группа - географическую долготу

Учебник:

С. 51 рис. 2.32 - а

С. 51 рис. 2.32 - б

Электронное приложение к учебнику

Результаты занести в таблицу – приложение 2.

 

Задание 6.

Определите географические координаты городов:

- Сидней

- Кострома

- Екатеринбург

Атлас – с. 6 -7

Результаты занести в таблицу – приложение 3

 

Задание 6.

Определить маршрут виртуального путешествия

Атлас – с. 10-11

Результаты занести в таблицу – приложение 4

 

Рефлексия

Приложение 5

 

Используемые источники:

Шабельникова Елена Васильевна. Макет «Форма технологической карты урока с возможностью выбора УУД. http://easyen.ru/load/metodika/programmy/forma_tekhnol_karty_s_vyborom_uud/276-1-0-43068

Предварительный просмотр презентации

Тема урока: Географические координаты Цели урока: узнать что такое географическая широта и географическая долгота Научиться определять географические координаты

Географическая широта - Это величина дуги меридиана в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку.

Географическая долгота – Это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки

Алгоритм определения географической широты 1. Найти объект на карте. 2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится. 3. Определить широту параллели, на которой расположен объект. 4. Если объект расположен между параллелями, следует: а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3) б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния) в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

Алгоритм определения географической долготы 1. Найти объект на карте. 2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится. 3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект. 4. Если объект располагается между меридианами, следует: а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3). б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°). в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.

Название географического объекта Географическая широта Географическая долгота Вашингтон 38 с. ш. 78 з.д. Лондон 52 с. ш. 0 ш. Москва 56 с. ш 37 в. д Бразилиа 17 ю.ш. 49 з. д. Кейптаун 33 ю. ш. 19 в. д. Якутск 62 с. ш. 129 в. д.

Вывод: Географическая широта + географическая долгота = географические координаты

Название географического объекта Географическая широта Географическая долгота Сидней 34 ю.ш. 151 в.д. Кострома 57 с. ш. 41 в. д. Екатеринбург 56 с. ш. 61 в. д.

маршрут виртуального путешествия Географические координаты Название географического объекта 62º с. ш., 32º в. д. Ладожское озеро 56º . ш., 33º в. д. Р. Волга 54º с. ш., 108º в. д. Оз. Байкал 54º с. ш., 160º в. д. П-в Камчатка 45º с. ш., 150º в. д. О-ва Курильские

Рефлексия: На уроке я работал: активно, пассивно. Своей работой на уроке: я доволен, не доволен Урок для меня показался: коротким, длинным За урок я: не устал, устал Материал урока мне был: понятен, не понятен, полезен, бесполезен, интересен, скучен Я ставлю себе за работу на уроке: 3, 4, 5 Мое настроение сейчас

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.