12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Манина Е. Е.340 Россия, Костромская обл., п. Песочный |
Технологическая карта урока «Географические координаты»
(Географические координаты)Технологическая карта
Предмет: география
УМК: Сферы
Класс: 5
Тема урока: географические координаты
Тип урока: усвоения новых знаний
Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота, Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. | Регулятивные: Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Коммуникативные: владение устной речью, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем. | Умение использовать географические знания для созидательной деятельности. Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Географические координаты, географическая широта, географическая долгота. | |
Используемые педагогические технологии | Системно-деятельностный подход: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения; ИКТ; здоровьесберегающая. | |
Виды используемых на уроке средств
| Учебник по УМК «СФЕРЫ»: География. Планета Земля. 5-6 классы. Автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012 год; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки; рабочий лист. | |
Аппаратное и программное обеспечение | Мультимедиапроектор, ноутбук, экран. |
Задачи урока: | |
образовательная: | научить определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам. |
развивающая: | продолжить работу по формированию умения работать в парах, группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект. |
воспитывающая: | продолжить воспитывать культуру общения. |
Содержание этапов урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный этап. (1-2 мин) Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока. | ||
Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному зимнему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбки начнем наш урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Личностные: смыслообразование Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (4-5 мин) Цель этапа. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | ||
Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие по природным уникумам России, по следующему маршруту: маршрут виртуального путешествия. 1 пункт - 62º с. ш., 32º в. д. 2 пункт - 56º с. ш., 33º в. д. 3 пункт - 54º с. ш., 108º в. д. 4 пункт - 54º с. ш., 160º в. д. 5 пункт - 45º с. ш., 150º в. д. Я вижу на ваших лицах непонимание. Чтобы понять маршрут путешествия нужно расшифровать, то есть определить объекты по географическим координатам. Кто может определить объекты по географическим координатам? Почему у вас возникло затруднение? Назовите тему урока? Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? | Предполагаемые варианты ответов: - не умеем определять объекты по географическим координатам; - не знаем что такое географические координаты; - называют тему урока; - формулируют цели урока. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин) Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств. | ||
1. Покажите на глобусе и карте полушарий меридианы и параллели? Что они образуют? Что такое градусная сетка? Какова роль градусной сетки? 2. Работа в парах: Пары одного ряда исследуют географическую широту, пары второго ряда – географическую долготу. 3. Разбивает класс на группы, организует работу в группах, оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы. Работа в группах: 1 группа – алгоритм нахождения географической широты 2 группа - алгоритм нахождения географической долготы Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы, сопровождает ответы, дополнительной информацией. | 1. Показывают меридианы и параллели. Предполагаемые ответы: сетку. Формулируют определение, сверяют с учебником, оценивают себя. Высказывают предположение, определяют цель последующей работы. (маршрутный лист – задание 1) 2. Маршрутный лист задания 2 и 3. Представители пары сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы. Фиксируют в рабочей тетради свое "открытие". Оценивают работу друг друга в паре. 3. Маршрутный лист задание 4. Составляют план действий – алгоритм, Сверяют с образцом (приложение1), представители группы сообщают о результатах поисковой работы, оценивают работу друг друга в группе. Принимают участие в диалоге с учителем | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Физкультминутка | ||
Верите ли вы, что… -северный полюс имеет широту 90°с.ш. -южный полюс имеет широту 0° -нулевой меридиан проходит через город Париж -кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш. - на Земле есть точка 0° широты и 0° долготы -широта может быть 95° | да – хлопки руками, нет – приседают | |
Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин) Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы. | ||
Работа в группах: 1 группа – определяют географическую широту объектов (рис. 2.32, электронное приложение к учебнику) 2 группа – определяют географическую долготу (рис. 2.32, электронное приложение к учебнику) Для точного определения местонахождения объекта на поверхности Земли надо знать его географическую широту и географическую долготу. Сформулируйте вывод: что такое географические координаты? | Маршрутный лист задание 5. Результаты заносят в таблицу (приложение 2), сообщают о результатах работы, оценивают свою работу. Записывают формулу, формулируют вывод. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин) Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать. | ||
- Определите самостоятельно, используя атлас, географические координаты 1 объекта по карте полушарий и 2 объектов по карте России. - Определим маршрут нашего виртуального путешествия | Самостоятельная работа. Результаты заносят в таблицу (приложение 3), проверяют. Работают фронтально. Результаты заносят в таблицу (приложение 4), проверяют. Презентация «Природные уникумы России» | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин) Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения. | ||
Объясняет домашнее задание § 19 - «3» § 19 стр. 51 вопрос 3 – «4» § 19, стр. 51 географическое исследование – «5» | Записывают домашнее задание | Познавательные: Личностные: |
Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин) Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | ||
На уроке я работал: активно, пассивно. Своей работой на уроке я доволен не доволен Урок для меня показался коротким длинным За урок я не устал устал Материал урока мне был понятен не понятен, полезен бесполезен, интересен скучен Я ставлю себе за работу на уроке 3 4 5 Мое настроение сейчас… Подводит итоги урока. | Демонстрируют знания. Высказывают свои предположения, применяя полученные знания. Оценивают свою работу на уроке. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Приложение 1
Алгоритм определения географической широты
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.
3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.
4. Если объект расположен между параллелями, следует:
а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)
б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)
в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.
Алгоритм определения географической долготы.
1. Найти объект на карте.
2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.
3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.
4. Если объект располагается между меридианами, следует:
а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).
б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).
в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.
Приложение 2
Название географического объекта | Географическая широта | Географическая долгота |
Вашингтон | ||
Лондон | ||
Москва | ||
Бразилиа | ||
Кейптаун | ||
Якутск |
Вывод: Географическая …. . …+ географическая … …….= географические ….
Широта – ….. ная и ..ная, от 0° до ..°
Долгота – ….. ная и …… ная, от 0 до …°
Приложение 3
Название географического объекта | Географическая широта | Географическая долгота |
Сидней | ||
Кострома | ||
Екатеринбург |
Приложение 4
маршрут виртуального путешествия
Географические координаты | Название географического объекта |
62º с. ш., 32º в. д. | |
56º . ш., 33º в. д. | |
54º с. ш., 108º в. д. | |
54º с. ш., 160º в. д. | |
45º с. ш., 150º в. д. |
Приложение 5
На уроке я работал:
активно
пассивно.
Своей работой на уроке
я доволен
не доволен
Урок для меня показался
коротким
длинным
За урок я
не устал
устал
Материал урока мне был
понятен
не понятен,
полезен
бесполезен,
интересен
скучен
Я ставлю себе за работу на уроке
3
4
5
Мое настроение сейчас
Маршрутный лист урока
Тема урока: _______________________________________________________________________________
Цели урока:
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Задания | Инструкция | Оценка |
Задание 1. Что такое градусная сетка? Какая роль градусной сетки? | Учебник: С. 50 – пункт Градусная сетка | |
Задание 2. Что такое географическая широта? От какой параллели отсчитывают широту? Где указывают значение параллелей на глобусе и карте полушарий? Все точки, лежащие на одной параллели имеют ... широту. Все объекты в Северном полушарии имеют … широту. Все объекты в Южном полушарии имеют … широту. Чему равна наибольшая широта? | Учебник: С. 50 – пункт Географическая широта | |
Задание 3. Что такое географическая долгота? От какого меридиана отсчитывают долготу? Где указывают значение меридианов на глобусе и карте полушарий? Все точки, лежащие на одном меридиане имеют … долготу. Все объекты, лежащие к востоку от начального меридиана, имеют … долготу. Все объекты, лежащие к западу от начального меридиана, имеют … долготу. Чему равна наибольшая долгота? | Учебник: С. 51 – пункт Географическая долгота | |
Задание 4. Составить алгоритм определения: 1 группа - географической широты 2 группа - географической долготы | Учебник: С. 50 – рубрика «Геофокус» Приложение 1. | |
Задание 5 Определить: 1 группа - географическую широту 2 группа - географическую долготу | Учебник: С. 51 рис. 2.32 - а С. 51 рис. 2.32 - б Электронное приложение к учебнику Результаты занести в таблицу – приложение 2. | |
Задание 6. Определите географические координаты городов: - Сидней - Кострома - Екатеринбург | Атлас – с. 6 -7 Результаты занести в таблицу – приложение 3 | |
Задание 6. Определить маршрут виртуального путешествия | Атлас – с. 10-11 Результаты занести в таблицу – приложение 4 | |
Рефлексия | Приложение 5 |
Используемые источники:
Шабельникова Елена Васильевна. Макет «Форма технологической карты урока с возможностью выбора УУД.