12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Манина Е. Е.340
Россия, Костромская обл., п. Песочный
2

Технологическая карта урока «Географические координаты»



(Географические координаты)Технологическая карта

Предмет: география

УМК: Сферы

Класс: 5

Тема урока: географические координаты

Тип урока: усвоения новых знаний

Цель урока: формирование понятия географические координаты и умение их определять на географических картах, глобусе.

Презентация 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота,

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Регулятивные:

Уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные: владение устной речью, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем.

Умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

Понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Географические координаты, географическая широта, географическая долгота.

Используемые педагогические технологии

Системно-деятельностный подход: проблемно-диалогического обучения, продуктивного чтения; ИКТ; здоровьесберегающая.

Виды используемых на уроке средств

 

Учебник по УМК «СФЕРЫ»: География. Планета Земля. 5-6 классы. Автор А.А. Лобжанидзе, издательство «Просвещение», 2012 год; атласы; электронное приложение к учебнику; физическая карта полушарий; глобусы; инструктивные карточки; рабочий лист.

Аппаратное и программное обеспечение

Мультимедиапроектор, ноутбук, экран.

Задачи урока:

 

образовательная:

научить определять географические координаты точек и точки по их географическим координатам.

развивающая:

продолжить работу по формированию умения работать в парах,

группе; находить нужную информацию в тексте учебника, развитие умения определять географические координаты на физической карте полушарий, находить по географическим координатам нужный объект.

воспитывающая:

продолжить воспитывать культуру общения.

Содержание этапов урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап. (1-2 мин)

Цель этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.

Все вы прекрасно знаете, что всё хорошее в нашей жизни начинается с улыбки, доброй, милой улыбки. Давайте улыбнемся этому чудесному зимнему дню, улыбнемся друг другу и с этой улыбки начнем наш урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Личностные:

смыслообразование

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (4-5 мин)

Цель этапа. Стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Ребята, мы сегодня совершим увлекательное путешествие по природным уникумам России, по следующему маршруту:

маршрут виртуального путешествия.

1 пункт - 62º с. ш., 32º в. д.

2 пункт - 56º с. ш., 33º в. д.

3 пункт - 54º с. ш., 108º в. д.

4 пункт - 54º с. ш., 160º в. д.

5 пункт - 45º с. ш., 150º в. д.

Я вижу на ваших лицах непонимание. Чтобы понять маршрут путешествия нужно расшифровать, то есть определить объекты по географическим координатам.

Кто может определить объекты по географическим координатам?

Почему у вас возникло затруднение?

Назовите тему урока?

Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Предполагаемые варианты ответов:

- не умеем определять объекты по географическим координатам;

- не знаем что такое географические координаты;

- называют тему урока;

- формулируют цели урока.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Этап усвоения новых знаний или способов действий. (10 мин)

Цель этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств.

1. Покажите на глобусе и карте полушарий меридианы и параллели? Что они образуют?

Что такое градусная сетка?

Какова роль градусной сетки?

2. Работа в парах:

Пары одного ряда исследуют географическую широту, пары второго ряда – географическую долготу.

3. Разбивает класс на группы, организует работу в группах, оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы.

Работа в группах:

1 группа – алгоритм нахождения географической широты

2 группа - алгоритм нахождения географической долготы

Предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом; задает уточняющие вопросы, сопровождает ответы, дополнительной информацией.

1. Показывают меридианы и параллели.

Предполагаемые ответы: сетку.

Формулируют определение, сверяют с учебником, оценивают себя.

Высказывают предположение, определяют цель последующей работы.

(маршрутный лист – задание 1)

2. Маршрутный лист задания 2 и 3.

Представители пары сообщают о результатах поисковой работы, отвечают на вопросы.

Фиксируют  в рабочей тетради  свое "открытие".

Оценивают работу друг друга в паре.

3. Маршрутный лист задание 4.

Составляют план действий – алгоритм,

Сверяют с образцом (приложение1), представители группы сообщают о результатах поисковой работы, оценивают работу друг друга в группе.

Принимают участие в диалоге с учителем

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Физкультминутка

 

Верите ли вы, что…

-северный полюс имеет широту 90°с.ш.

-южный полюс имеет широту 0°

-нулевой меридиан проходит через город Париж

-кругосветное путешествие по параллели 20° с.ш. длиннее, чем по параллели 60° с.ш.

- на Земле есть точка 0° широты и 0° долготы

-широта может быть 95°

да – хлопки руками,

нет – приседают

Этап проверки понимания учащимися нового материала. (15 мин)

Цель этапа. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Работа в группах:

1 группа – определяют географическую широту объектов (рис. 2.32, электронное приложение к учебнику)

2 группа – определяют географическую долготу (рис. 2.32, электронное приложение к учебнику)

 Для точ­но­го опре­де­ле­ния ме­сто­на­хож­де­ния объ­ек­та на по­верх­но­сти Земли надо знать его гео­гра­фи­че­скую ши­ро­ту и гео­гра­фи­че­скую дол­го­ту.

Сформулируйте вывод: что такое географические координаты?

Маршрутный лист задание 5.

Результаты заносят в таблицу (приложение 2), сообщают о результатах работы, оценивают свою работу.

Записывают формулу, формулируют вывод.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Этап закрепления материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий (10мин)

Цель этапа. Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу, выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий, которые вызывают у учащихся затруднения и им предстоит их доработать.

- Определите самостоятельно, используя атлас, географические координаты 1 объекта по карте полушарий и 2 объектов по карте России.

- Определим маршрут нашего виртуального путешествия

Самостоятельная работа.

Результаты заносят в таблицу (приложение 3), проверяют.

Работают фронтально.

Результаты заносят в таблицу (приложение 4), проверяют.

Презентация «Природные уникумы России»

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (3 мин)

Цель этапа. Сообщить учащимся содержание домашнего задания, разъяснить способы его выполнения.

Объясняет домашнее задание

§ 19 - «3»

§ 19 стр. 51 вопрос 3 – «4»

§ 19, стр. 51 географическое исследование – «5»

Записывают домашнее задание

Познавательные:

Личностные:

Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин)

Цель этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

На уроке я работал: активно, пассивно.

Своей работой на уроке

я доволен

не доволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен,

полезен

бесполезен,

интересен

скучен

Я ставлю себе за работу на уроке

3

4

5

Мое настроение сейчас…

Подводит итоги урока.

Демонстрируют знания.

Высказывают свои предположения, применяя полученные знания.

Оценивают свою работу на уроке.

Познавательные:

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Приложение 1

Алгоритм определения географической широты

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится.

3. Определить широту параллели, на которой расположен объект.

4. Если объект расположен между параллелями, следует:

а) Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора (смотри выше шаги 1-3)

б) Определить число градусов от этой параллели до объекта (Расстояние между параллелями на карте 10°, значит, 1° соответствует одна десятая часть этого расстояния)

в) Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.

Алгоритм определения географической долготы.

1. Найти объект на карте.

2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится.

3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.

4. Если объект располагается между меридианами, следует:

а) Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого (Гринвичского) меридиана (шаги 1-3).

б) Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта. (Учтите, что расстояние между меридианами на карте, как и между параллелями 10°).

в) Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.

Приложение 2

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

Вашингтон

   

Лондон

   

Москва

   

Бразилиа

   

Кейптаун

   

Якутск

   

Вывод: Географическая …. . …+ географическая … …….= географические ….

Широта – ….. ная и ..ная, от 0° до ..°

Долгота – ….. ная и …… ная, от 0 до …°

Приложение 3

Название географического объекта

Географическая широта

Географическая долгота

Сидней

   

Кострома

   

Екатеринбург

   

Приложение 4

маршрут виртуального путешествия

Географические координаты

Название географического объекта

62º с. ш., 32º в. д.

 

56º . ш., 33º в. д.

 

54º с. ш., 108º в. д.

 

54º с. ш., 160º в. д.

 

45º с. ш., 150º в. д.

 

Приложение 5

На уроке я работал:

активно

пассивно.

Своей работой на уроке

я доволен

не доволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Материал урока мне был

понятен

не понятен,

полезен

бесполезен,

интересен

скучен

Я ставлю себе за работу на уроке

3

4

5

Мое настроение сейчас

Маршрутный лист урока

Тема урока: _______________________________________________________________________________

Цели урока:

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задания

Инструкция

Оценка

Задание 1.

Что такое градусная сетка?

Какая роль градусной сетки?

Учебник:

С. 50 – пункт Градусная сетка

 

Задание 2.

Что такое географическая широта?

От какой параллели отсчитывают широту?

Где указывают значение параллелей на глобусе и карте полушарий?

Все точки, лежащие на одной параллели имеют ... широту.

Все объекты в Северном полушарии имеют … широту.

Все объекты в Южном полушарии имеют … широту.

Чему равна наибольшая широта?

Учебник:

С. 50 – пункт Географическая широта

 

Задание 3.

Что такое географическая долгота?

От какого меридиана отсчитывают долготу?

Где указывают значение меридианов на глобусе и карте полушарий?

Все точки, лежащие на одном меридиане имеют … долготу.

Все объекты, лежащие к востоку от начального меридиана, имеют … долготу.

Все объекты, лежащие к западу от начального меридиана, имеют … долготу.

Чему равна наибольшая долгота?

Учебник:

С. 51 – пункт Географическая долгота

 

Задание 4.

Составить алгоритм определения:

1 группа - географической широты

2 группа - географической долготы

Учебник:

С. 50 – рубрика «Геофокус»

Приложение 1.

 

Задание 5

Определить:

1 группа - географическую широту

2 группа - географическую долготу

Учебник:

С. 51 рис. 2.32 - а

С. 51 рис. 2.32 - б

Электронное приложение к учебнику

Результаты занести в таблицу – приложение 2.

 

Задание 6.

Определите географические координаты городов:

- Сидней

- Кострома

- Екатеринбург

Атлас – с. 6 -7

Результаты занести в таблицу – приложение 3

 

Задание 6.

Определить маршрут виртуального путешествия

Атлас – с. 10-11

Результаты занести в таблицу – приложение 4

 

Рефлексия

Приложение 5

 

Используемые источники:

Шабельникова Елена Васильевна. Макет «Форма технологической карты урока с возможностью выбора УУД. http://easyen.ru/load/metodika/programmy/forma_tekhnol_karty_s_vyborom_uud/276-1-0-43068

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.