Урок по географии в 5 классе «Географические координаты»
МБОУ «Лакшинская школа»
География, 5 класс.
Тема урока: «Географические координаты».
Составитель разработки: учитель географии
МБОУ «Лакшинская школа» Кибирева Н.В.
с. Лакша, 2017 г
Пояснительная записка.
Предмет: география.
Класс: 5
Тема урока: «Географические координаты».
Реализуемый УМК: «Полярная звезда»/ под. Ред А.И. Алексеева, изд. «Просвещение».
Цель урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, способствуя осознанию учащимися практической значимости данного учебного материала.
Задачи:
Обучающие: обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на карте полушарий.
Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную и письменную речь, умение работать с информацией, перерабатывать ее в готовый продукт; совершенствование умений ориентироваться по географической карте.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности в работе, самостоятельность, навыки самоконтроля.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей;
- осознание необходимости понимать и читать карту;
- стремление к самообладанию, самоконтролю и анализу своих действий.
Предметные:
- знать понятия: географические координаты, географическая долгота, географическая широта;
- определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов;
- находить объекты на карте по географическим координатам;
- сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять причины; преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок-практикум.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации образовательного процесса: фронтальная, в паре.
Межпредмеиные связи: математика, биология, ОБЖ.
Способы оценки: - правильное определение географических координат – 5 (« отлично»)»
- неточность в определении географических координат – 4 ( «хорошо»).
Материально-техническое обеспечение:
- Учебник. География 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина- М.: Просвещение, 2015:- ( Полярная звезда).
- Атласы.
- Электронное приложение к учебнику ( ката полушарий).
- Физическая карта полушарий.
- Интерактивная доска.
- Мультимедийное устройство.
- Компьютер.
Технологическая карта урока.
Этап урока. |
Планируемые результаты. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учеников. |
Орг. момент. |
Личностные: смыслообразование (я должен подготовиться к уроку). Метапредметные: Регулятивные: волевая саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Приветствие: Прозвенел для нас звонок – начинается урок. Рано встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Слушаем дежурных: есть ли в классе отсутствующие. Проверьте свои принадлежности к уроку. |
Приветствие. Рапорт дежурных. Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас, тетрадь. |
Мотивационно-целеполагающий этап. |
Личностные: проявление интереса к поставленной проблеме. Предметные: - знание понятий и терминов « параллель», «меридиан», «широта», «долгота»» - умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы. Метапредметные: Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникатывные: вступать в речевое общение, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
Введение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Слово учителя: - Случалось ли вам где-нибудь заблудиться? Потеряться? Каковы были ваши действия? При спасении людей, которые терпят бедствие важна каждая минута. - Корабль терпит бедствие в Тихом океане ( показ точки на карте) ,как его найти?
|
Отвечают на вопрос. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Отвечают на вопрос: нужно определить широту и долготу. |
- вспомним основные понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках: Мини – тест ( Приложение 1). Совместная проверка. |
Решаю мини-тест. Проверка теста . |
||
Чтение отрывка стихотворения: На карте – огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект» - Такое понятие ввел человек. Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы ее отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру. Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры – ее долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат. Нам остается вспомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся. Итак, как вы думаете, изучением чего мы займемся? - Итак, как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? ( Корректировка формулировки темы урока) - Какова будет цель нашего урока? - Как вы думаете, а зачем нужно уметь определять географические координаты? |
Формулировка темы урока. Записывают тему в тетрадь. Научиться определять географические координаты. - Для профессий штурман, военные, геологи, географы… |
||
Основная часть урока. |
Личностные: понимать значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; осознавать необходимость понимать и читать карту. Предметные: знание понятий и терминов «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; умение определять географические координаты объектов. Метапредметные: Познавательные: анализировать текстовую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. |
Вдруг в кабинет вбегает почтальон с письмом. Учитель возмущается, что письмо вручают во время урока, принимает письмо, читает. ( Приложение №2) |
Дети удивляются. |
На доске вывешивается портрет кенгуру ( на интерактивной доске). _ Ребята, а вам хочется , чтобы кенгуренок быстрее вернулся домой? Тогда давайте поможем спасателям и кенгуренку быстро найти это место на карте, сообщим спасателям и начнем свой урок. Учитель просит еще раз назвать адрес. _ В чем проблема? |
Да Дети ищут это место на карте, но найти не могут. ( возникла проблема). Дети называют адрес: 320ю.ш. и 1500 в.д. - Мы не знаем как найти объект по координатам на карте. |
||
Итак, перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить. - Ваши предложения, что для этого нужно сделать? |
Поставить задачи: - узнать, что такое географические координаты; - Узнать, как определять географические координаты; - узнать место, куда нужно отправить кенгуренка и сообщить об этом в службу спасения. |
||
Итак, мы с вами уже знаем, что такое географическая широта, что такое географическая долгота. Давайте вспомним ( стр. 49, 51 учебника) Система географических координат основана на том, что через любую точку на Земле может проходить только одна параллель ( географическая широта) и один меридиан ( географическая долгота). Географические координаты – это своего рода «адрес» объекта на земном шаре. Координаты определяются двумя числами – широтой и долготой. - Давайте вспомним, как определять географическую широту? - Как определять географическую долготу? Правило: первой определяется географическая широта, а потом географическая долгота. |
Географическая широта – это расстояние в градусах от экватора до параллели, проведенной через заданную точку. Географическая долгота – это расстояние в градусах к западу или востоку от нулевого меридиана до меридиана, проведенного через заданную точку. Работа с физической картой полушарий у доски и на рабочих местах. |
||
Физкультминутка |
1.Предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников; 2.Необходимость кратковременного, но эффективного отдыха органов слуха и зрения, испытывающих значительную нагрузку; 3.Активизация внимания учащихся, повышение способности к восприятию учебного материала. |
Ребята! Впереди у нас ответственный момент! Нужно определить адрес кенгуренка. Главное не ошибиться! А теперь мы с вами немного сменим обстановку за рабочими столами. Я прошу вас сейчас выйти из-за парт, встать лицом к карте полушарий и кенгуренку. У меня есть для вас подсказка. Каждый из нас свами по талии имеет разную ширину. Но это сейчас неважно. Слово ширина созвучно со словом широта. Положите левую руку по талии. Как она у вас лежит? Горизонтально. значит широту мы будем определять по параллелям. Слово длина созвучно со словом долгота. Поднимите правую руку вертикально. Какие линии у нас проводятся на карте вертикально или сверху вниз и наоборот снизу вверх? Меридианы. Значит долготу мы будем определять по меридианам. Садимся за парты. |
Дети повторяют упражнения за учителем. |
Применение знаний. Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Личностные: устойчивый познавательный интерес. Предметные: использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Метапредметные: Познавательные: умение определять географические координаты объектов с помощью математических расчетов. Регулятивные: умение выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в паре. |
Игра «Морской бой» (Приложение №3) А теперь давайте приступим к определению адреса Кенгуру. Учитель просит одного ученика отправить данные сотрудникам МЧС письмом. - Считайте, что Кенгуру спасен! |
Применяют полученные знания в новой ситуации: определяют географические координаты. Работа в парах по определению адреса Кенгуру. После того, как ребята нашли адрес города и материк, они озвучивают свои результаты. |
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к изученной теме. Предметные: Умение систематизировать знания по теме «Географические координаты». Метапредметные: Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Регулятивные: умение осуществлять самоанализ своей деятельности. Коммуникативные: умение осознанно использовать средства речи для устного представления результатов. |
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? - То, что вы сегодня получили на уроке, может ли это пригодиться в жизни? - Думали ли вы, когда шли на урок, что сегодня будете помогать кого-то спасать? Молодцы! Все сегодня работали хорошо! - Выставление оценок за урок. Д/з: В.6 после п.15 ( «Географический адрес моего населенного пункта», в.7,8,9 ( на определение объекта по географическим координатам). |
Ответы учащихся. Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. Обмениваются мнениями. Записывают д/з в дневник. |
Приложение №1.
Мини-тест.
1 вариант |
2 вариант |
Параллель – это: А) линия, параллельная экватору Б)линия, соединяющая северный и южный полюс В) полуокружность. |
1. Меридиан – это: А) линия, параллельная экватору Б) линия, соединяющая северный и южный полюс В) окружность |
По меридиану определяют: А) широту Б) долготу В) расстояние. |
2. По параллелям определяют: А) расстояние Б) долготу В) широту |
Долгота бывает: А) северная Б) западная и восточная В) правильны оба варианта. |
3. Широта бывает: А) северная и южная Б) западная и восточная В) правильны оба варианта |
Приложение№2.
Письмо.
«Здравствуйте ребята! Служба спасения по чрезвычайным ситуациям просит вас помочь вернуть маленького кенгуренка домой, который вчера отстал во время посадки в самолет. Известно, что он живет в каком-то зоопарке вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Сейчас он очень грустный, не хочет кушать, иногда даже плачет. На передней конечности у него одето кольцо, где написано: 320 ю.ш. и 150 0 в.д. Мы предполагаем, что здесь написан его адрес и его можно узнать только по карте. Проблема в том, что в данный момент мы находимся в чистом поле, где только что приземлились космонавты и у нас нет с собой карты полушарий, а в каждой школе такая карта есть. Может быть вы нам поможете узнать, что это адрес и тогда благодаря вам мы вернули бы кенгуренка домой гораздо быстрее.
Представляете, какую радость вы для него сделаете! Если вы не можете, то срочно сообщите, мы попросим детей другой школы.
С уважением к вам, работники службы МЧС».
Приложение №3.
Игра «Морской бой».
00
400 |
300 |
200 |
100 |
100 |
200 |
300 |
400 |
Экв. |
|||||||
300
200
100
100
200
300
Найти координаты точек:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Список литературы:
Учебник. География 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина- М.: Просвещение, 2015:- ( Полярная звезда).
Типы уроков по ФГОС
http^//videouroki.net
22