План урока по географии в 6 классе «Географические координаты»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока «Географические координаты»
Имя урока «Столицы олимпийских игр»
Автор: Елена Леонидовна Хапилина,
г. Кострома, МБОУ СОШ № 24
6 класс
Цель урока: закрепить навык определения географических координат объектов на примере олимпийских столиц.
Задачи урока
Образовательные:
Создать условия для развития навыков определения географических координат объектов и интереса к этому процессу.
Познакомить учащихся со столицами Олимпийских игр.
Планируется, что к окончанию урока каждый учащийся сможет правильно определить координаты двух предложенных объектов и нанести на контурную карту не менее трех олимпийских столиц.
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.
Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением контурных карт, карт атласа.
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы и работы в парах.
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с политической картой полушарий, политической картой Европы и контурной картой.
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом определения географических координат объектов и нахождения местоположения объекта на географической карте по известным координатам.
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.
Тип урока - Урок применения знаний и умений
Формы работы учащихся:
Индивидуальная (с контурной картой и атласом)
Парная (определение на карте атласа местоположения объектов)
Групповая (взаимопроверка результатов работы)
Необходимое оборудование:
Настенная карта полушарий с глянцевой поверхностью (обеспечивает возможность рисования на ней меркерами)
Настенная политическая карта мира с глянцевой поверхностью
Учебные атласы (желательно у каждого учащегося)
Контурные карты
Листы бумаги формата А4
Фломастеры или маркеры
Магниты
Техническое оборудование:
Компьютер учителя
Мультимедийный проектор
Маркерная доска для демонстрации презентации учителя с возможностью делать на ней необходимые надписи.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Время (в мин.) | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуника-тивная | Регулятивная | ||||||
I этап. Организационный момент. | Цель – активизация учащихся. | Проводится инструктаж, учитель настраивает детей на работу | Распределяют недостающие учебные пособия между собой | Вспоминают правила поведения на уроке, настраиваются на урок | 1 | |||
II этап. Отработка навыков определения географических координат. 1.Актуализация знаний: закрепить навык определения географических координат | Создание проблемной ситуации: Вспомним, чему мы научились на прошлом уроке? Сможем ли мы применить полученные знания? | Пять континентов, пять колец, Для Олимпиады нет границ http://www.sutr.ru/news/2257/ 1-й слайд Сможем ли мы с вами, применив полученные знания, найти на карте города, в которых в недавнем прошлом проходили олимпийские игры? Предлагает записать имя урока: «Столицы Олимпийских игр» 2-й слайд | Вспоминают тему предыдущего урока. Фиксируют поставленную учителем задачу-проблему. Пытаются решить задачу известным им способом. | Слушают учителя. Обсуждают свои возможности для достижения цели. | Принимают и сохраняют учебную цель урока. Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей. Записывают имя урока | 2 | ||
2. Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи | Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи Необходима информация о тех городах, в которых проходили олимпийские игры. Необходимо вспомнить алгоритм определения географических координат | Вспоминают алгоритм определения географических координат точки | Обсуждают возможности группового достижения результатов урока | Обсуждают способы решения. Анализируют высказывания одноклассников и вносят в них коррективы | 5 | ||
3. Моделирование | Закрепление навыка определения координат точки по ее местоположе-нию на карте | Демонстрирует слайды презентации об олимпийских столицах и предлагает учащимся определить их координаты. Выводит на доску правильные ответы после написания их учениками. 3-5й слайды | Знакомятся с олимпийскими столицами, записывают в тетрадях названия этих городов и их координаты | Помогают друг другу определять координаты объектов. Представители групп поочередно записывают на маркерной доске определенные ими координаты | Осуществляют самоконтроль, корректируют свои умения и навыки определения координат | 5 | ||
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Демонстрирует слайды презентации, на которых указаны координаты олимпийских столиц. Предлагает учащимся найти местоположение этих городов на карте. 6-8й слайды | Ищут новый алгоритм действий: поиск местоположения объекта на карте по известным координатам (проводят на картах вспомогательные линии дополнительных параллелей и меридианов, находят местоположения города в местах их пересечения.) | Помогают друг другу, работая в парах | Принимают и сохраняют цель задания. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои действия | 5 | ||
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Предлагает учащимся самостоятельно в парах и группах продолжить выполнение заданий по знакомству с олимпийскими столицами: Определить координаты ещё 5 олимпийских столиц Обозначить на контурных картах 5 олимпийских столиц по известным координатам | Осуществляют работу по выполнению предложенных операций | Помогают друг другу справиться с поставленными задачами. Записывают полученные координаты столиц и по сигналу учителя прикрепляют листочки с записанными координатами к магнитной доске | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль (проверяют правильность выполнения заданий на к/карте) | 10 | ||
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция способа действия. | Организует проверку и коррекцию выполненных заданий | Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | 3 | ||
III. Итог урока. Рефлексия деятельности | Контроль | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают свой результат. Сдают тетради учителю на проверку. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату | 8 | ||
IV. Формулировка домашнего задания | Активизация познавательной деятельности учащихся | Предлагает с помощью ресурсов интернет узнать о городах, в которых проходили паралимпийские игры и определить их координаты | Присваивают понятие «паралимпийские игры» | Записывают домашнее задание | 1 |
Приложение № 1
Задания для групповой работы учащихся на уроке по теме
«Столицы Олимпийских игр»
Познакомитесь с предложенной информацией и определите координаты следующих олимпийских столиц:
XVII летние Олимпийские игры 1960 года проходили в Риме. Определите координаты Рима.
XXII летние Олимпийские игры 1980 года проходили в Москве. Определите координаты Москвы.
Игры XXXI Олимпиады, чаще называемые летние Олимпийские игры 2016 года пройдут с 5 по 21 августа 2016 года в Рио-де-Жанейро, Бразилия. Это будут первые Олимпийские игры, которые пройдут в Южной Америке. Определите координаты этого города
Олимпийские столицы Азии. Летние игры 1964 года проходили в Токио. Определите координаты японской столицы
Олимпийские столицы Азии. Летние игры 2008 года проходили в Пекине. Определите координаты китайской столицы.
Познакомьтесь с предложенной информацией и по известным координатам определите и обозначьте местоположение названных городов на контурной карте.
45⁰СШ 7⁰6′ВД - в какой стране город, в котором проходили игры 2006 года. Обозначьте это место на к/карте
40⁰45′СШ 111⁰53′ЗД – в городе Солт-Лейк-Сити проходили XIX зимние игры 2002 года. Найдите и обозначьте это место на к/карте
XXI зимние игры проходили в Ванкувере в 2010 году. Его координаты 49⁰18′СШ 123⁰ЗД. Найдите и обозначьте это место на к/карте
19⁰СШ 99⁰ЗД – координаты столицы XIX летних игр 1968 года. Найдите и обозначьте это место на к/карте
Летние игры 1988 года проходили в Сеуле (Южная Корея). Координаты этого города 37⁰СШ 127⁰ВД. Найдите и обозначьте это место на к/карте
Приложение № 2
Рефлексия
Задания для индивидуальной работы учащихся (контроль знаний) на уроке по теме
«Столицы Олимпийских игр»
Познакомитесь с предложенной информацией и определите координаты следующих олимпийских столиц:
В 1956 году зимние олимпийские игры состоялись в столице Норвегии в г. Осло. Определите координаты этой столицы
В 1932 и 1984 годах летние игры проходили в американском городе Лос-Анджелес. Определите координаты этого города
Познакомьтесь с предложенной информацией и по известным координатам определите и обозначьте местоположение названных городов на контурной карте. Задание выполните ручкой, а не карандашом. Каждую точку обозначьте номером вопроса.
Зимние игры 1972 года проходили в городе Саппоро. Его координаты 43⁰ С.Ш. 141⁰ В.Д.
XV зимние олимпийски игры проходили в Калгари - 51⁰ С.Ш. 114⁰ З.Д. В какой стране этот город. Определите и обозначьте это место на к/карте.
XXII зимние олимпийские игры и XI паралимпийские игры 2014 года в Сочи станут первыми зимними Играми в истории России. Координаты города Сочи - 43° 35′ СШ, 39° 43′ ВД.
При правильном выполнении всех пяти заданий правильно – оценка «Отлично».
Четыре задания – «4»; три – «3». Менее трех правильных заданий – «2»