12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абдуллаева Э.Ш.913
Россия, Орловская обл., село Старогольское
Материал размещён в группе «Открытые уроки»
7

Технологическая карта урока по родному (русскому )языку. Тема урока: «Орфоэпические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём».

​​​​​​​
Проект детей
PPT / 154.5 Кб

Проект
DOCX / 13.87 Кб

Презентация
PPTX / 1.06 Мб

Предмет: Родной (русский) язык

Тема урока: «Орфоэпические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём».

Класс: 9

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний


Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, изученные в средней школе по теме «Орфоэпия», расширить знания учащихся по теме.


Планируемые результаты:

1. Предметные. В результате занятия, учащиеся смогут:

- систематизировать знания по разделу «Орфоэпия»;

- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

- разграничить произносительные и акцентологические нормы речи;

- отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»;

2. Метапредметные.

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий;

2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

3. Продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.

3. Личностные.

- испытывать чувство гордости за русский язык;

- определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;

-осознавать эстетическую ценность русского языка;

-уметь реализовывать теоретические познания на практике;

- признавать право каждого на собственное мнение;

- уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;

- иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- уметь слушать и слышать другое мнение.


Ресурсы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы самооценки.




п/п


Этап урока

Основное содержание этапа

Основные виды

деятельности учащихся

1.

Организационный этап.

Приветственное слово учителя:

-Добрый день, ребята. Наш урок хотелось бы начать такими стихотворными строчками:

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул добрый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

-Давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга.

Проверка готовности к уроку. Осознанное включение в учебную деятельность.

2.


Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

- Внимательно послушайте рассказ. (Слайд 1) Ответьте на вопрос: «Почему Сережа оказался в смешном положении?»

Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: “Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять”. Он берёт бутылку с лекарством и читает: “Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ”. Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: “Что случилось, сынок? Почему ты пищИшь?” - “Я лекарство принял, а там написано: после приёма - пищИ”. Мама рассмеялась: “Эх ты, глупышка! Ведь ты неверно прочитал, здесь написано: “Три раза в день после приёма пИ’щи”, то есть после завтрака, обеда и ужина”. И Сережа сразу вспомнил, что…

- Итак, почему Сережа оказался в смешном положении?

- Сделайте вывод, что такое ударение?

- А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

- Как вы выходили из них?

- А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

-Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является ошибкой.

- Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока.

(Орфоэпические ошибки в современной речи).

- Давайте запишем число и тему урока. Слайд 2 («Орфоэпические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём»). На уроке мы с вами рассмотрим не только типичные орфоэпические ошибки, но и затронем вопрос, когда нарушение орфоэпической нормы может стать художественным приёмом.


Анализ языкового материала; построение умозаключения.























Записывают тему урока.


3.

Целеполагание.

- Какие цели мы должны с вами достичь?

(Познакомиться с орфоэпическими нормами, отработать умение правильно ставить ударение, узнать, когда нарушение орфоэпической нормы может стать художественным приёмом). Слайд 3.

- На уроке вы должны будете заносить свои результаты в лист самооценки. Давайте посмотрим на его содержание и критерии оценивания

(совместно с учителем знакомятся с содержанием листа самооценки).


Формулирование цели своей учебной деятельности.

4.

Повторение и систематизация теоретических сведений по разделу «Орфоэпия».

- На прошлом уроке мы с вами рассмотрели активные процессы в области произношения и ударения в современном языке, вы разбились на группы и должны были подготовить мини проект по своей теме. (Учащиеся представляют свои проекты об особенностях ударения в русском языке.)

- Какие выводы об ударении в русском языке вы сделали на основе прослушанного и просмотренного материала?

(Учащиеся говорят о том, что ударение в русском языке динамическое, разноместное, подвижное).

Обучающиеся представляют проекты.

5.

Углубление знаний учащихся по теме «Орфоэпия».

- В русском языке существуют пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов 

(Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию : крУжки – кружкИ, мУка – мукА, зАмок – замОк)

Слайд 4.

Задание 1. Работа в парах (обучающиеся объединяются в пары).

Составьте словосочетания с данными парами слов так, чтобы было видно их лексическое значение, при этом расставив верно ударение.

Слова представлены на слайде: Пропасть-пропасть, плачу – плачу, полы - полы, дорога - дорога, село - село. Слайд 5.

- Давайте вместе проверим, что у вас получилось (обучающиеся зачитывают свои ответы, красной ручкой исправляют ошибки).

(Пример выполнения задания: Пропасть между скалами- пропасть навсегда; Плачу от боли – плачу добром; Вымыли полы- полы пальто; длинная дорога – Родина мне дорога; Солнце село – село за рекой).

- Выделяем ошибки, где правильно ставим +, где неправильно -, подсчитываем количество ошибок, оценку за работу выставляем в лист самооценки.


Задание2. Слайд 6

- Расставьте ударения в словах, распределите их по столбикам:

Кухонный, прибыла, углубить, окружить, плодоносить, торты, включим, красивее, вручит, шарфы, банты, откупорить, положить, принудить, черпать, прозорлива

Ударный 1 слог

Ударный 2 слог

Ударный 3 слог




- Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем, что у вас должно было получиться по слайду 7:


Ударный 1 слог

Ударный 2 слог

Ударный 3 слог

кУхонный

шАрфы

бАнты

чЕрпать

тОрты

включИм

красИвее

откУпорить

принУдить

вручИт

углубИть

положИть

окружИть

прибылА

прозорлИва

-Какое слово не вошло ни в одну группу? (ПлодоносИт - ударение на 4 слог).

(Выделяем ошибки, где правильно ставим +, где неправильно -, подсчитываем количество ошибок, оценку за работу выставляем в лист самооценки)

Составление словосочетаний с омографами




Осуществление парной формы учебного сотрудничества



Анализ собственной учебной деятельности и самоконтроль.










Анализ языкового материала с последующей взаимопроверкой, самопроверкой, коррекцией, самооценкой.








6.

Физкультминутка.

Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.


Повторяют за учителем простые физические упражнения.

7.

Дальнейшая работа по закреплению материала.

Задание 3.

- А сейчас, ребята, предлагаю вам выполнить тестовое задание по данной теме, на листах. Именно так выглядит 4 задание ЕГЭ. Приложение.

(Совместная проверка с учителем по Слайду 8)

- Выделяем ошибки, где правильно ставим +, где неправильно -, подсчитываем количество ошибок, оценку за работу выставляем в лист самооценки. Обсуждаем ошибки.



Работают с тестом. Самопроверка.





8.

Углубление полученных знаний.

-Внимание на экран. Слайд 9. Перед вами отрывок из стихотворения известного вам писателя Дениса Давыдова «Бурцову (Призывание на пунш)»:

А наместо ваз прекрасных,
     Беломраморных, больших,
     На столе стоят ужасных
     Пять стаканов пуншевЫх!

- Обратите внимание на выделенный слог. Что вы можете сказать?

(Здесь, в прилагательном пуншевый правильное ударение ставится на первый слог и так же оно должно быть и в форме мн.ч. – пУншевых, а автор ставит его на последний);

-Читаем далее в этом же стихотворении:

Вместо зеркала сияет
     Ясной сабли полоса:   
     Он по ней лишь поправляет
     Два любезные усА.

(Ещё одно отступление от орфоэпической нормы в том же стихотворении поэт допустил в выражении «два уса», смещая ударение на последний слог в существительном уса, в то время как его нужно было бы поставить на первый) 

- Что вы скажите об этом отрывке из стихотворения того же автора «О, кто, скажи ты мне, кто ты»(1834) Слайд 10:

Ты смяла на главе венок мой боевой,
     Ты из души моей изгнАла жажду славы,
     И грёзы гордые, и думы величавы. 

(Находим ещё отступление от орфоэпической нормы в глаголе изгнала, ударение должно падать на последний слог)
- Какой вывод вы можете сделать?

(Иногда авторы намеренно используют ненормативное ударение,
для сохранения ритма стихотворной строфы)

- Таким образом, мы можем сделать вывод, что намеренное нарушение орфоэпической нормы поэтами является художественным приёмом.

Анализ языкового материала.

Умозаключение.

9.

Подведение итогов урока.

-Обратимся к экрану, Слайд 11прочитаем высказывание А. И. Куприна:

Русский язык в умелых руках и опытных

устах – красив, певуч, выразителен, гибок,

послушен, ловок и вместителен.

-Согласны ли вы с высказыванием писателя?

(Данные слова абсолютно верны. Соблюдение орфоэпических норм устной речи - один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения. Если мы будем следовать данным правилам, то слово может быть поистине прекрасным оружием в устах образованного человека)

Анализ высказывания.

10.

Рефлексия. Слайд 12

В конце урока происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Обучающиеся выражают свое мнение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

(Учитель подводит итог урока, акцентируя свое внимание на недочеты в работе на уроке, отмечает обучающихся, хорошо поработавших на занятии. Окончательные оценки будут после перепроверки выполненных заданий и листов самооценки.)


Обобщение содержания урока на системном уровне. Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

11.

Домашнее задание. слайд 13

Для всех:

Пройти тесты на сайте: http://russkiy-na-5.ru/articles/525 (базовый уровень);


Дополнительно:

Написать небольшое рассуждение «Зачем нужны ударения?» (повышенный уровень).


- Спасибо за урок! До новых встреч.



Записывают домашнее задание.









































Приложение

Тест по орфоэпии

ВАРИАНТ 1

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ОблЕгчить; 2) донИзу; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ЗанялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ФОрзац; 2) алфавИт; 3) воссоздАла; 4) бОроду.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) БухгАлтеров; 2) катАлог; 3) исчерпАть; 4) клалА.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) Звонишь; 2) низведЁн; 3) кОрмящий; 4) кровоточИт.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) БалУясь; 2) дозвонИтся; 3) прИняли; 4) прирУченный.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ОбеспЕчение; 2) дАвнишний; 3) включЁнный; 4) клЕить.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ЩемИт; 2) ободрАла; 3) прозорлИва; 4) красИвейший.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ОсведомИться; 2) надорвалАсь; 3) отклЮченный; 4) принудИть.

11. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Включен; 2) гнала; 3) свекла; 4) оптовый.

12. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Километр; 2) согнутый; 3) недуг; 4) обостренный.

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Сироты; 2) нанявший; 3) отрочество; 4) взялась.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) БралА, дОсуха, обОдрена, тамОжня;

2) вОвремя, Иксы, нЕнависть, Отбыла;

3) нажИвший, позвонИт, обнялИсь, зАсветло;

4) процЕнт, ободрИвшись, нарвалА, шарфЫ.

15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?

1) НАчал, облилАсь, цепОчка, отдАв;

2) отозвалА, определЁн, черпАть, пОнял;

3) поднЯв, нОвости, зАжило, созданА;

4) перелилА, щавЕль, прозорлИва, слИвовый.














ВАРИАНТ 2

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) Полить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ПринУдить; 2) мелькОм; 3) новорОжденный; 4) факсимИле.

4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) ГраждАнство; 2) ворвАлась; 3) звОнит; 4) закупОрив.

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) НАнявшийся; 2) (до) аэропОрта; 3) врУчит; 4) конусОв.

6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) НарвалА; 2) зАнял; 3) мозАичный; 4) заселЁн.

7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) ОткУпорил; 2) новостЕй; 3) убЫстрить; 4) цЕнтнер.

8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) НачАвшись; 2) опломбировАть; 3) срЕдствами; 4) прОживший.

9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

1) НалИвший; 2) крАлась; 3) прИбыв; 4) поделЁнный.

10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

1) СливОвый; 2) зАперта; 3) полОжить; 4) облегчИт.

11. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Добрала; 2) кремень; 3) ненадолго; 4) документ.

12. В каком слове ударение падает на третий слог?

1) Исстари; 2) осведомишься; 3) плодоносить; 4) нарвала.

13. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) Прибыл; 2) лгала; 3) приданое; 4) понявший.

14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?

1) ВернА, зАтемно, лыжнЯ, снЯта;

2) конусОв, призыв, послала, начав;

3) обеспЕчение, нарОст, сОрит, квартАл;

4) положИл, стАтуя, укрепИт, щЁлкать.

15. В какой строке допущена ошибка в постановке ударения?

1) НАчали, Отрочество, сОгнутый, плодоносИть;

2) партЕр, создалА, понЯв, осведомИть;

3) насорИт, срЕдства, полилА, щавЕль;

4) свЁкла, позвалА, укрепИт, тамОжня.
















Ключи

Вариант 1

1


2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4


1

1

3

1

3

4

2

2

2

3

3

3

3

2


Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

1

1

1

2

3

3

4

3

4

2

4

1

4

2















































Приложение 2

Лист самооценки


Фамилия, имя _______________________________________________

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:


Задание

Критерии оценивания

Результат

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

«0»

Задание 1.

Без ошибок

Допущены 1-2 ошибки.

Допущены 3-4 ошибки

Допущены 5 ошибок

Допущено 6 и более ошибок


Задание 2.

В выполнении задания ошибок нет или допущено 1-3 ошибки.

Допущены 4-6 ошибок

Допущены 7-9 ошибок

Допущены 10-12 ошибок

Допущено более 12 ошибок


Задание 3.

Без ошибок

Допущена 1 ошибка.

Допущены 2-3 ошибки

Допущены 4-5 ошибок

Нет правильных ответов


Макс балл — 12 баллов

«5» — 10-12баллов,

«4» — 8–9 баллов,

«3» — 6–7 баллов.
























Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):


1.Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования /Е.С.Антоноа, Т.М.Воителева. – М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.

2. Греков, В.С. Пособие по русскому языку в старших классах /В.С Греков.- М.: ВШ, 2009. – 351с.

3.Власенков, А.И., Рыбченкова Л. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл / А.И.Власенков, Л. С. Рыбченкова. -М.:2009. - 342 с.

4.Русский язык: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.; под ред. Н.А. Герасименко. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.

5. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893 с.

6. Воителева, Т.М.   Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн. проф. Образования (гриф) / (Т.М.Воителева). - М.: Академия, 2012. - 224с.

7.Справочник Д.Э. Розенталя http://evartist.narod.ru/text1/48.htm




Опубликовано в группе «Открытые уроки»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.