Технологическая карта урока по русскому языку «Орфоэпические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём»
Проект детей
PPT / 154.5 Кб
Проект
DOCX / 13.87 Кб
Презентация
PPTX / 1.06 Мб
Предмет: Родной (русский) язык
Тема урока: «Орфоэпические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём».
Класс: 9
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель: обобщить и систематизировать теоретические сведения, изученные в средней школе по теме «Орфоэпия», расширить знания учащихся по теме.
Планируемые результаты:
1. Предметные. В результате занятия, учащиеся смогут:
- систематизировать знания по разделу «Орфоэпия»;
- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
- разграничить произносительные и акцентологические нормы речи;
- отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»;
2. Метапредметные.
1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности и оценивать её результативность, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий;
2. Формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
3. Продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа.
3. Личностные.
- испытывать чувство гордости за русский язык;
- определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;
-осознавать эстетическую ценность русского языка;
-уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;
- иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
Ресурсы: Мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы самооценки.
№ п/п | Этап урока Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся | ||||||||||||
1. | Организационный этап. Приветственное слово учителя: -Добрый день, ребята. Наш урок хотелось бы начать такими стихотворными строчками: Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул добрый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? -Давайте улыбнёмся и поприветствуем друг друга. | Проверка готовности к уроку. Осознанное включение в учебную деятельность. | ||||||||||||
2. | Мотивация. Создание проблемной ситуации. - Внимательно послушайте рассказ. (Слайд 1) Ответьте на вопрос: «Почему Сережа оказался в смешном положении?» Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: “Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять”. Он берёт бутылку с лекарством и читает: “Три раза в день по столовой ложке, после приёма пищИ”. Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: “Что случилось, сынок? Почему ты пищИшь?” - “Я лекарство принял, а там написано: после приёма - пищИ”. Мама рассмеялась: “Эх ты, глупышка! Ведь ты неверно прочитал, здесь написано: “Три раза в день после приёма пИ’щи”, то есть после завтрака, обеда и ужина”. И Сережа сразу вспомнил, что… - Итак, почему Сережа оказался в смешном положении? - Сделайте вывод, что такое ударение? - А в вашей жизни бывали ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? - Как вы выходили из них? - А может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь? -Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является ошибкой. - Исходя из сказанного, постарайтесь сформулировать тему урока. (Орфоэпические ошибки в современной речи). - Давайте запишем число и тему урока. Слайд 2 («Орфоэпические ошибки в современной речи. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём»). На уроке мы с вами рассмотрим не только типичные орфоэпические ошибки, но и затронем вопрос, когда нарушение орфоэпической нормы может стать художественным приёмом. | Анализ языкового материала; построение умозаключения. Записывают тему урока. | ||||||||||||
3. | Целеполагание. - Какие цели мы должны с вами достичь? (Познакомиться с орфоэпическими нормами, отработать умение правильно ставить ударение, узнать, когда нарушение орфоэпической нормы может стать художественным приёмом). Слайд 3. - На уроке вы должны будете заносить свои результаты в лист самооценки. Давайте посмотрим на его содержание и критерии оценивания (совместно с учителем знакомятся с содержанием листа самооценки). | Формулирование цели своей учебной деятельности. | ||||||||||||
4. | Повторение и систематизация теоретических сведений по разделу «Орфоэпия». - На прошлом уроке мы с вами рассмотрели активные процессы в области произношения и ударения в современном языке, вы разбились на группы и должны были подготовить мини проект по своей теме. (Учащиеся представляют свои проекты об особенностях ударения в русском языке.) - Какие выводы об ударении в русском языке вы сделали на основе прослушанного и просмотренного материала? (Учащиеся говорят о том, что ударение в русском языке динамическое, разноместное, подвижное). | Обучающиеся представляют проекты. | ||||||||||||
5. | Углубление знаний учащихся по теме «Орфоэпия». - В русском языке существуют пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов (Омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по звучанию : крУжки – кружкИ, мУка – мукА, зАмок – замОк) Слайд 4. Задание 1. Работа в парах (обучающиеся объединяются в пары). Составьте словосочетания с данными парами слов так, чтобы было видно их лексическое значение, при этом расставив верно ударение. Слова представлены на слайде: Пропасть-пропасть, плачу – плачу, полы - полы, дорога - дорога, село - село. Слайд 5. - Давайте вместе проверим, что у вас получилось (обучающиеся зачитывают свои ответы, красной ручкой исправляют ошибки). (Пример выполнения задания: Пропасть между скалами- пропасть навсегда; Плачу от боли – плачу добром; Вымыли полы- полы пальто; длинная дорога – Родина мне дорога; Солнце село – село за рекой). - Выделяем ошибки, где правильно ставим +, где неправильно -, подсчитываем количество ошибок, оценку за работу выставляем в лист самооценки. Задание2. Слайд 6 - Расставьте ударения в словах, распределите их по столбикам: Кухонный, прибыла, углубить, окружить, плодоносить, торты, включим, красивее, вручит, шарфы, банты, откупорить, положить, принудить, черпать, прозорлива
- Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем, что у вас должно было получиться по слайду 7:
-Какое слово не вошло ни в одну группу? (ПлодоносИт - ударение на 4 слог). (Выделяем ошибки, где правильно ставим +, где неправильно -, подсчитываем количество ошибок, оценку за работу выставляем в лист самооценки) | Составление словосочетаний с омографами Осуществление парной формы учебного сотрудничества Анализ собственной учебной деятельности и самоконтроль. Анализ языкового материала с последующей взаимопроверкой, самопроверкой, коррекцией, самооценкой. | ||||||||||||
6. | Физкультминутка. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. | Повторяют за учителем простые физические упражнения. | ||||||||||||
7. | Дальнейшая работа по закреплению материала. Задание 3. - А сейчас, ребята, предлагаю вам выполнить тестовое задание по данной теме, на листах. Именно так выглядит 4 задание ЕГЭ. Приложение. (Совместная проверка с учителем по Слайду 8) - Выделяем ошибки, где правильно ставим +, где неправильно -, подсчитываем количество ошибок, оценку за работу выставляем в лист самооценки. Обсуждаем ошибки.
| Работают с тестом. Самопроверка. | ||||||||||||
8. | Углубление полученных знаний. -Внимание на экран. Слайд 9. Перед вами отрывок из стихотворения известного вам писателя Дениса Давыдова «Бурцову (Призывание на пунш)»: А наместо ваз прекрасных, - Обратите внимание на выделенный слог. Что вы можете сказать? (Здесь, в прилагательном пуншевый правильное ударение ставится на первый слог и так же оно должно быть и в форме мн.ч. – пУншевых, а автор ставит его на последний); -Читаем далее в этом же стихотворении: Вместо зеркала сияет (Ещё одно отступление от орфоэпической нормы в том же стихотворении поэт допустил в выражении «два уса», смещая ударение на последний слог в существительном уса, в то время как его нужно было бы поставить на первый) - Что вы скажите об этом отрывке из стихотворения того же автора «О, кто, скажи ты мне, кто ты»(1834) Слайд 10: Ты смяла на главе венок мой боевой, (Находим ещё отступление от орфоэпической нормы в глаголе изгнала, ударение должно падать на последний слог) (Иногда авторы намеренно используют ненормативное ударение, - Таким образом, мы можем сделать вывод, что намеренное нарушение орфоэпической нормы поэтами является художественным приёмом. | Анализ языкового материала. Умозаключение. | ||||||||||||
9. | Подведение итогов урока. -Обратимся к экрану, Слайд 11прочитаем высказывание А. И. Куприна: Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. -Согласны ли вы с высказыванием писателя? (Данные слова абсолютно верны. Соблюдение орфоэпических норм устной речи - один из показателей владения культурой русской речи. Культура речи позволяет в любой ситуации общения использовать языковые средства с максимальным эффектом при соблюдении этики общения. Если мы будем следовать данным правилам, то слово может быть поистине прекрасным оружием в устах образованного человека) | Анализ высказывания. | ||||||||||||
10. | Рефлексия. Слайд 12 В конце урока происходит обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Обучающиеся выражают свое мнение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… (Учитель подводит итог урока, акцентируя свое внимание на недочеты в работе на уроке, отмечает обучающихся, хорошо поработавших на занятии. Окончательные оценки будут после перепроверки выполненных заданий и листов самооценки.) | Обобщение содержания урока на системном уровне. Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. | ||||||||||||
11. | Домашнее задание. слайд 13 Для всех: Пройти тесты на сайте: http://russkiy-na-5.ru/articles/525 (базовый уровень); Дополнительно: Написать небольшое рассуждение «Зачем нужны ударения?» (повышенный уровень). - Спасибо за урок! До новых встреч. | Записывают домашнее задание. |
Приложение
Тест по орфоэпии
ВАРИАНТ 1
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ОблЕгчить; 2) донИзу; 3) икОнопись; 4) кладовАя.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ЗанялА; 2) нАчала; 3) дОбела; 4) Умерла.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ФОрзац; 2) алфавИт; 3) воссоздАла; 4) бОроду.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) БухгАлтеров; 2) катАлог; 3) исчерпАть; 4) клалА.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) Звонишь; 2) низведЁн; 3) кОрмящий; 4) кровоточИт.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) БалУясь; 2) дозвонИтся; 3) прИняли; 4) прирУченный.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ОбеспЕчение; 2) дАвнишний; 3) включЁнный; 4) клЕить.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ЩемИт; 2) ободрАла; 3) прозорлИва; 4) красИвейший.
10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ОсведомИться; 2) надорвалАсь; 3) отклЮченный; 4) принудИть.
11. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Включен; 2) гнала; 3) свекла; 4) оптовый.
12. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Километр; 2) согнутый; 3) недуг; 4) обостренный.
13. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Сироты; 2) нанявший; 3) отрочество; 4) взялась.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) БралА, дОсуха, обОдрена, тамОжня;
2) вОвремя, Иксы, нЕнависть, Отбыла;
3) нажИвший, позвонИт, обнялИсь, зАсветло;
4) процЕнт, ободрИвшись, нарвалА, шарфЫ.
15. В какой строчке допущена ошибка в постановке ударения?
1) НАчал, облилАсь, цепОчка, отдАв;
2) отозвалА, определЁн, черпАть, пОнял;
3) поднЯв, нОвости, зАжило, созданА;
4) перелилА, щавЕль, прозорлИва, слИвовый.
ВАРИАНТ 2
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) Полить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ПринУдить; 2) мелькОм; 3) новорОжденный; 4) факсимИле.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) ГраждАнство; 2) ворвАлась; 3) звОнит; 4) закупОрив.
5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) НАнявшийся; 2) (до) аэропОрта; 3) врУчит; 4) конусОв.
6. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НарвалА; 2) зАнял; 3) мозАичный; 4) заселЁн.
7. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) ОткУпорил; 2) новостЕй; 3) убЫстрить; 4) цЕнтнер.
8. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НачАвшись; 2) опломбировАть; 3) срЕдствами; 4) прОживший.
9. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?
1) НалИвший; 2) крАлась; 3) прИбыв; 4) поделЁнный.
10. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?
1) СливОвый; 2) зАперта; 3) полОжить; 4) облегчИт.
11. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) Добрала; 2) кремень; 3) ненадолго; 4) документ.
12. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) Исстари; 2) осведомишься; 3) плодоносить; 4) нарвала.
13. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) Прибыл; 2) лгала; 3) приданое; 4) понявший.
14. В какой строке во всех словах ударение поставлено верно?
1) ВернА, зАтемно, лыжнЯ, снЯта;
2) конусОв, призыв, послала, начав;
3) обеспЕчение, нарОст, сОрит, квартАл;
4) положИл, стАтуя, укрепИт, щЁлкать.
15. В какой строке допущена ошибка в постановке ударения?
1) НАчали, Отрочество, сОгнутый, плодоносИть;
2) партЕр, создалА, понЯв, осведомИть;
3) насорИт, срЕдства, полилА, щавЕль;
4) свЁкла, позвалА, укрепИт, тамОжня.
Ключи
Вариант 1
1 | | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
4 | | 1 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Вариант 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 | 2 |
Приложение 2
Лист самооценки
Фамилия, имя _______________________________________________
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям:
Задание | Критерии оценивания | Результат | ||||
4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | «0» | ||
Задание 1. | Без ошибок | Допущены 1-2 ошибки. | Допущены 3-4 ошибки | Допущены 5 ошибок | Допущено 6 и более ошибок | |
Задание 2. | В выполнении задания ошибок нет или допущено 1-3 ошибки. | Допущены 4-6 ошибок | Допущены 7-9 ошибок | Допущены 10-12 ошибок | Допущено более 12 ошибок | |
Задание 3. | Без ошибок | Допущена 1 ошибка. | Допущены 2-3 ошибки | Допущены 4-5 ошибок | Нет правильных ответов | |
Макс балл — 12 баллов
«5» — 10-12баллов,
«4» — 8–9 баллов,
«3» — 6–7 баллов.
Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):
1.Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования /Е.С.Антоноа, Т.М.Воителева. – М.:Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
2. Греков, В.С. Пособие по русскому языку в старших классах /В.С Греков.- М.: ВШ, 2009. – 351с.
3.Власенков, А.И., Рыбченкова Л. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл / А.И.Власенков, Л. С. Рыбченкова. -М.:2009. - 342 с.
4.Русский язык: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.; под ред. Н.А. Герасименко. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
5. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893 с.
6. Воителева, Т.М. Русский язык: Сборник упражнений (гриф) : Учебное пособие для нач. и средн. проф. Образования (гриф) / (Т.М.Воителева). - М.: Академия, 2012. - 224с.
7.Справочник Д.Э. Розенталя http://evartist.narod.ru/text1/48.htm
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева