3 урок по русскому языку в 10 классе «Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка»
Родной язык (русский). 10 класс
Урок 3. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Цели урока - углубить представления десятиклассников об орфоэпической норме, формировать умение адекватно воспринимать информацию и понимать аудируемый текст; попутное повторение: повторение орфоэпических норм, словаря «Говори правильно».
УМК по русскому языку для 10–11 классов Л.М.Рыбченковй и др.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Расставить ударения в предложенных словах
Апостроф, зубчатый, принудить, знамение, иконопись, приручит, кремня, баловать, банты, газопровод, хвоя, досуг, каталог, квартал, кухонный, начата, оптовый, включишь, свекла, сироты, сливовый, цепочка, черпать, лифты, электропровод.
3. Целеполагание
Целеполагание | Действия учителя | Действия учащихся |
Должны сформулировать тему урока | -С какими трудностями вы столкнулись, выполняя упражнение? -Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке. -Почему важно знать орфоэпические нормы? | Высказывают предположения |
3. Первичное усвоение знаний (Лекция учителя, учащиеся составляют конспект, изучающее чтение с. 45 учебника, конспект)
- Что такое ударение? (выделение одного из слогов в слове с помощью усиления голоса или повышения тона).
- Что вы можете рассказать об ударении?
1. Ударение в русском языке динамическое (силовое), это значит, что гласные под ударением произносятся отчётливо.
2. Ударение в русском языке разноместное – может падать на любой слог – 1, 2, 3, например, Искра, досУг, обеспЕчение.
3. Ударение в русском языке подвижное, это означает, что при изменении формы слова может поменяться место ударения, например, договОр-договорЕнность.)
- Какие правила постановки ударения знаете?
1) В словах на - провОд – на последнем слоге – газопровОд, нефтепровОд,
2) В одуш. сущ. на -олог – на середину слова – психОлог, дерматОлог; В неодуш. – на посл. слог – каталОг, эпилОг, пролОг.
3) В сущ. на -ота, образов. от глаголов на середину слова, на О – ломОта – ломать, икОта – икать
В сущ. на -ота, образов. от прилагательных - на последний слог, на А немотА – от немой , красотА – от красивый, глухотА – от глухой)
Далее работа с учебником: чтение с. 45-46, продолжение конспекта.
4. Проверка понимания.
1.От многих глаголов ни ИТЬ можно образовать причастия с -ЁНН. Запоминаем, что ударение переходит на окончание в женском и среднем роде. Вот цепочка: Включѐнный – включѐн, включенА, включенО
Составить письменно подобную цепочку: вручѐнный, наделѐнный, ободрѐнный, укреплѐнный
2. В группа глаголов на -ИТЬ, в которых ударение падает на окончание во всех личных формах.
ВключИть – вклюИм, включИшь, включИте, включИт, включАт
Образовать от глаголов на ИТЬ все возможные формы. Озвучить их.
1в: щемить, взрыхлить, вручить
2в: заглушить, исключить, кровоточить.
3в: насорить, окружить, одолжить.
3. Поставьте ударение, проверив его по существительному: бородавчатый, вересковый, взрывчатый, джинсовый, гербовый, знахарский отроческий, сливовый, украинский.
5. Самостоятельная работа
1) Упр. 64 устно
2) Работа в парах: составить текст, включив в него максимальное количество слов из предложенного списка.
ПлЕсневеть, Искра, облегчИть, принУдить, щавЕль, лАтте, кУхонный, включИшь, кулинАрия, тЕфтели, мастерскИ, обеспЕчение, откУпорить, слИвовый, бАрмен, мозаИчный, повторЁнный, поделЁнный, мизЕрный, асимметрИя.
6. Обсуждение домашнего задания, рефлексия.
Чит. с. 45-48, упр. 66, 67.
Использованная литература
1. Качанова В. Орфоэпические нормы русского языка.
https://znanio.ru/media/orfoepicheskie-normy-russkogo-yazyka-10-klass-2618736
Куликова Ирина Геннадьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Плотникова Олеся Александровна