Орфографический задачник для учащихся 6 классов

4
1
Материал опубликован 26 March 2021

МОУ «СОШ №63 с УИП»

Жучкова Т.А., учитель русского

языка и литературы

г.Саратов



Методическая разработка.

Орфографический задачник для учащихся 6 кл. по теме:

«Повторение изученного в 5 кл. Правописание согласных».



Глухие и звонкие согласные.

Напишите предложения, укажите случаи озвончения и оглушения согласных. Проследите, отражено ли всё это на письме.

1.Он отдал своей Родине всё, что мог. 2.Самое дорогое в жизни- быть борцом, а не плестись сзади. 3.Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. 4. Кто грамоте горазд, тот и маху не даст. 5.Водопад: он весёлый от макушки и до пят. 6.Стая грачей прокатилась низко над полем. Идти в гору с каждым шагом становилось всё труднее. 8.Косьба была в полном разгаре. 9.Плот, на котором катаются ребята, сделан ими почти без помощи взрослых. 10. Лёня сорвал фуражку, побежал вниз с крутого обрыва. 11.Близко под крылом бежала земля. Неслись дороги, грядки, колодцы-журавли. 12.Небо над мшарами стало бесцветным. Через несколько минут солнце исчезло. Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу, и мы расположились на ночлег. 13. Сваты просили сыграть свадьбу после окончания молотьбы. Просьбу их уважили.



Мягкие и твёрдые согласные.

1.Запишите данные слова. Подчеркните твёрдые согласные одной чертой, мягкие – двумя. 2.Выберите слова, в которых мягкость согласного, возникшая под влиянием последующего мягкого, не отражается на письме.

3. Выделите случаи, в которых буквы ь, и, е, ё не обозначают мягкости согласного.

4. Выделите слова, в которых мягкость согласных не обозначена.


Стол, сталь, глушь, шалаш, мощный, ветви, письмо, читаешь, речной, лов, лев, кочка, каменщик, беречь, нянчить, ешь, брось, щель, стекольщик, весенний, радость, юность, шелест, кончик, лишь, плющ, врач, сосредоточь, жизнь, тишь, шило, циркуль, цилиндр, шёл.



Непроизносимые согласные.

Запишите слова с непроизносимыми согласными и подчеркните непроверяемые непроизносимые согласные.

1.День лесных путешествий – настоящий праздник для всякого, кто любит природу, чью душу тревожат лесные звуки и запахи. 2.Окрестности изумительные, настоящая русская природа. 3. «Арктур! Иди сюда, Арктур! – властно и радостно позвал доктор. 4. Я счастлив, чувствуя рядом плечо и локоть друга. 5. Мать схватила лестницу и быстро взобралась по ней. 6. Каждый участник состязания пробует свои силы на двух дистанциях. 7. Дениска весело свистнул. 8. Что сорока сварлива и воровата – всякому известно. 9. Мой спутник, местный фельдшер, везёт бутыль с какой- то жидкостью.



Полученный список слов с непроизносимыми согласными дополните следующими словами и расположите их в алфавитном порядке: солнце, ревностный, ненавистный, шестнадцатый, гигантский, громоздкий, редкостный, целостный, вестник, страстный, пастбище, доблестный, яростный, съестное, безмолвствовать.



Задания для самостоятельной работы.

Составьте словосочетания с данными словами, подчеркните морфемы, в которых нередко допускаются ошибки: прекрасный, опасный, ужасный, словесный, гнусный, небесный, искусный, искусственный, блеснуть, послать, постлать, косный, костный, ровесник, сверстник.

Определить, одного ли корня слова сваты – свадьба. Если да, то благодаря какому фонетическому процессу слово свадьба пишется с д?

Подумайте, чем объяснить расхождение между написанием и произношением слов безвкусный и ягдташ



Двойные согласные в корне слова.

Выпишите слова с удвоенными согласными и уточните их значение по словарю.

1.На баррикаде по-прежнему развевалось красное знамя..2. Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче.4.На крыше блестит антенна телевизора. 5.Алексей пошёл по скользкой дороге на станцию, купил на перроне в киоске газеты и поехал в Москву. 6.Капитан Ерёмин встал с койки и подошёл к иллюминатору. 7.Митя считал, что реконструкция даст большой эффект. 8.Комната быстро наполнилась сдержанно жужжащей молодёжью. 9.Старик взмахнул вожжами, и дрожки скрылись в кустах можжевельника. 10.Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно.



Задания для самостоятельной работы.

1.Напишите по два – три предложения на каждое из данных ниже слов, употребляя их всякий раз в новом значении: бассейн, бюллетень, пассаж.

2.Напишите данные ниже слова в алфавитном порядке, обращая внимание на отсутствие в них удвоенных согласных: гуманист, десант, карикатура, ресурс, алюминий, алебастр, галерея, аплодировать, коридор, агрегат, габарит, привилегия, драма, раса, кавалерия.

3.Образуйте уменьшительные формы с суффиксом -к- от следующих существительных: группа, колонна, программа, телеграмма, оперетта, труппа. Какие два слова сохранят только одну из удвоенных согласных? Определите значение слов по словарю.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Задание 1 в сам. работе понравилось, просто и интересно

26 March 2021