ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО.
Федотова А.Г.
Методист, преподаватель
ГБПОУ «Шахтерский педагогический колледж»
г. Шахтерск, Донецкая Народная Республика
Аннотация. Вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным в связи с модернизацией современной системы российского образования. При конструировании безопасной образовательной среды в образовательной организации необходимо учитывать, вопросы обеспечения безопасности образовательной организации, и реализацию задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Безопасность и комфортность образовательной среды может быть достигнута путём формирования нового мировоззрения, норм и традиций поведения людей, созданием системы идеалов и ценностей, культуры безопасности жизнедеятельности в целом.
Актуальность проблемы обеспечения безопасной образовательной среды в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций, поэтому безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации.
Ключевые слова: образовательная среда, безопасность, модернизация, образовательная организация, опасные ситуации.
Анализ базовых понятий «безопасность», «образовательная безопасность», «безопасная образовательная среда», представленных в нормативных актах, работах А.Н. Захлебного, В.Д. Провоторова, позволил утвердиться в том, что на современном этапе развития общества безопасность человека должна обеспечиваться не тепличностью окружающей среды, а умением регулировать опасности и риски, управлять ими. Безопасность, согласно словарю Даля - это отсутствие опасности, сохранность, надежность.
Безопасность образовательной среды является настоятельным требованием времени, свидетельством заботы о психологически комфортной, экологически грамотной организации педагогического процесса, гарантом социальной успешности подрастающего поколения в решении сложных государственных задач.
Провоторов В.Д. определяет безопасность как свойство объекта, заключающееся в способности не допускать таких изменений своих состояний и свойств, а также не вызывать изменений состояний и свойств других, связанных с ним объектов, которые были бы опасны для людей и (или) окружающей среды.
Комплексная безопасность образовательной среды — совокупность определенных видов безопасности (интеллектуальной, духовной, нравственно этической, психологической, педагогической, этнической, физической, трудовой, управленческой), гарантированно обеспечивающая защищенность всех участников образовательного процесса. В связи с этим безопасная образовательная среда образовательной организации предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и психологическую и педагогическую безопасность.
На современном этапе развития психолого-педагогической науки остаются актуальными вопросы методологии педагогического проектирования образовательной среды.
Эффективность организации безопасной образовательной среды предопределяется реализацией основных методологических подходов: системно-деятельностного, аксиологического, культурологического.
Выстраивая стратегию создания модели безопасной образовательной среды образовательной организации необходимо обозначить базисные ценности, которые определят новые роли и функции в организации ценностного взаимодействия между учителем и учеником. Такими базисными ценностями должны стать:
-ценности личностного роста и благополучия: к ним отнесем самоопределение, индивидуальность, самореализацию, непрерывность образования, адекватность человека среде и ситуации, мобильность, здоровье, конкурентноспособность выпускника;
-ценности гражданского общества: к ним отнесем свободу, демократии, социальную справедливость, толерантность, этичность, культурное разнообразие, социальную ответственность;
-организационные ценности
-принятие решений на основе интересов и мнений, свобода в осуществлении научных и методологических исследований, стандартизация образовательных программ, доступность в образовании).
Проблема построения эффективной модели обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики отдельно взятого образовательного учреждения и вероятности возникновения различных чрезвычайных ситуаций, их предотвращения и ликвидации.
Правоохранительные органы полностью обеспечить эффективную защиту образовательной организации во всех случаях просто не смогут. Поэтому в образовательной организации создаются собственные системы безопасности. Это система различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подход к подбору элементов, их расположение и сочетание между собой, организация взаимодействия друг с другом, многократно повышают защищенность образовательной организации. Главная задача руководителя образовательной организации состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.
Модель безопасной образовательной среды в образовательной организации будем рассматривать как целостное образование, включающее в себя блоки: целеполагания, содержательно-организационный, диагностико-результативный, которые позволят представить целенаправленный процесс создания безопасной образовательной среды в образовательной организации.
В модель включены компоненты:
1. Управленческий компонент, который предполагает управление процессом создания модели безопасной образовательной среды образовательной организации, наличие высококвалифицированных кадров. На первом этапе осуществляем управление целью, которого является - совершенствование принятия управленческих решений на основе коллегиальности.
Принципы управления:
1. Принцип гибкости управления, практическая реализация которого позволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю перестройку в соответствии новым целям функционирования.
2. Коллегиальность - принцип управления, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа. При совещательной форме коллегиальность предполагается коллективное обсуждение вопросов и коллективную выработку рекомендации по тому или иному вопросу, решение же принимается единолично руководителем
3. Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств. Критерий оптимальности (критерий оптимизации) - характерный показатель решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения, то есть максимальное удовлетворение поставленным требованиям.
4. Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.
Задачи управления и виды управленческих решений:
1. Организация творческой (проектной) группы педагогов для решения проектно-исследовательских задач: моделирования и проектирование образовательной системы и системы управления на уровне администрации, педагогов, классного руководителя (куратора) и педагогов дополнительного образования; разработка вариативных дидактических, методических и ресурсно-информационных средств обучения с учётом индивидуальных интересов и возможностей обучающихся, разработка программных средств для обеспечения индивидуальных маршрутов обучающихся, обеспечение психолого-педагогического, диагностическо-коррекционного сопровождения обучающихся группы «детей риска», «одаренные дети», «дети с ограниченными возможностями здоровья»; применение в педагогической деятельности технологий личностно-ориентированного и системно деятельностного подхода, разработки моделей информационно образовательной среды образовательной организации; обоснования целостных организационных, материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных (педагогических и психологических) условий для реализации модели безопасной образовательной среды образовательной организации.
Управленческое решение по решению данной задачи: организация и проведение педагогического совета по определению состава творческой группы, распределение обязанностей между членами группы; регламентация вопросов по организации и проведению выборов посредством Устава образовательной организации.
2. Разработка и утверждение нормативно-правовой базы образовательной организации: «Положение о работе творческих (проектных) группах», «Положение о проектно-исследовательской деятельности», «Приказ о создании творческих (проектных) групп с определением функциональных обязанностей», внесение изменений в должностные инструкции, по мере необходимости в устав образовательной организации и другие локальные акты. Управленческое решение: определить функциональные обязанности каждого члена органа соуправления, соподчинение участников образовательного процесса и закрепить это в локальных актах.
3. Изменение организационной структуры специфических преобразований в организации управления образовательной организации. Управленческое решение: утвердить структуру функционирования органа соуправления, принятую за основу на педагогическом совете; чётко распределить обязанности и ответственность между всеми участниками; утвердить готовую модель для каждого с прописанными функциональными обязанностями, циклограммой, критериями оценивания проделанной работы.
Директор - главное, административное лицо, осуществляющее непосредственное руководство образовательной организации и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательной организации всеми субъектами управления. На данном уровне находятся органы государственного и общественного управления: Педагогический совет, орган самоуправления образовательной организации, Управляющий Совет, Профсоюзный комитет, Родительский комитет.
1. Пространственно-семантический компонент, предполагающий архитектурно - эстетическую организацию образовательного пространства.
2. Содержательно-методический компонент включает объем содержания образовательного и воспитательного процесса, направленного на формирование безопасной образовательной среды образовательной организации и вносит изменения в содержание образования и воспитания и предполагает разработку и реализацию шести проектов в образовательной организации по формированию духовно-нравственной, физической, психологической, педагогической, социальной и управленческой безопасной среды.
3. Коммуникационно - организационный компонент модели безопасной образовательной среды образовательной организации выстраивается на основе диалогического взаимодействия. В образовательной среде педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссёра, куратора, помощника, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника образовательного и воспитательного процесса, который строится как диалог обучающихся с познаваемой реальностью, другими людьми, как обогащение их личностного опыта.
При условии успешного управления процессом создания и реализации модели безопасной образовательной среды в образовательной организации мы предполагаем, получить следующие результаты:
1. Обновление инфраструктуры образовательной организации:
2. Создана безопасная образовательная среда в образовательной организации.
3. Повышение уровня качества образования.
4. Успешная социализация выпускников.
5. Разработаны индивидуальные маршруты для обучающихся с учетом индивидуальных способностей и возможностей: одаренных детей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, и остальных обучающихся.
6. Проведены системные преобразования воспитательно-образовательного процесса, его организационных форм и методов, формирование уклада жизни образовательной организации.
7. Активная деятельность в управлении образовательным учреждением педагогических, родительских, ученических сообществ, управляющего совета.
8. Педагогический коллектив, способный к проектированию, открытый и готовый к внедрению новых технологий, современных подходов, приемов по развитию способностей обучающихся, в организации различных форм деятельности.
9. Сотрудничество с различными социальными институтами: Вузы, Сузы, учреждения культуры и спорта, школа искусств, детский дом творчества, музей и библиотеки.
10. Сформирована особенность детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в риски и мероприятия по их минимизации.
Сложность в построении предложенной модели состоит в многозадачности и многогранности элементов безопасной образовательной среды. Реализация модели возможно лишь при условии тщательной проработки всех вариантов взаимодействия между собой этих элементов и субъектов образовательного процесса.
Лишь решив эту сложнейшую задачу, возможно написание программ по структурным компонентам безопасной образовательной среды: «Физическая безопасная образовательная среда», «Психологическая безопасная образовательная среда», «Педагогическая безопасная образовательная среда», «Социальная безопасная образовательная среда», «Духовно-нравственная безопасная образовательная среда», «Управленческая безопасная образовательная среда».
Список использованных источников:
1.Артемьева А.С. Управление формированием безопасной образовательной среды в современной школе [Текст] : Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» (05.05.2018г.)
2. Алисов, Е. А. Разработка и обоснование концепции формирования экологически безопасной образовательной среды [Текст] / Е. А. Алисов // Ученые записки Курского Государственного Университета. – 2011. – № 1. – С. 17.
3. Баева И. А. Диагностическая, консультативная и коррекционная работа с обучающимися, социально-психологическое обучение. Психологическая безопасность в образовании[Текст]: Монография. — СПб.: стр. 119 Издательство «СОЮЗ», 2002
4. Баева, И. А. Основные подходы к раскрытию понятия «Образовательная среда», типология и структура образовательной среды [Текст] / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова // Педагогическая психология / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. – СПб. : Питер, 2010. – 416 с.
5. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] / И. А. Баева, Л. А. Гаязова // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. – 2012. – № 3. – http://psyedu.ru/ (10.01.2018г)