Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС

1
0
Материал опубликован 7 February 2018

 Проект №1. Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Проблема управления образовательной организацией является одной из ключевых в условиях новой стратегии образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

В общем, под управлением образовательной организацией понимают деятельность руководителя образовательной организации, направленную на обеспечение оптимального ее функционирования и переход на более высокий уровень развития [3, C. 2].

Практическая управленческая деятельность руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС основывается на интеграции в единый управленческий цикл функциональных звеньев управления, реализуемых в форме относительно самостоятельных видов деятельности.

Существует несколько функций управления образовательными организациями. Так, российский учёный в сфере психологии управления и образования, доктор психологических наук, профессор Валерий Семёнович Лазарев (род. 1947), выделяет планирование, организацию, руководство и контроль [2, С. 251]. Сформулированные В.С. Лазаревым функции управления справедливы не только в сфере образования, но и в общей теории менеджмента. Функции, более специфичные для управления образовательной организацией, были разработаны российским учёным в области педагогики, доктором педагогических наук, профессором Виталием Александровичем Сластёниным (1930-2010). В.А. Сластёнин относит к числу управленческих функций в образовательной среде педагогический анализ, целеполагание и регулирование [3, С. 3-4].

Основные характеристики перечисленных функций управления отражены в таблице 1.

Таблица 1 Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС1

п/п

Функция управления, вид управленческой деятельности

Цель

Содержание

Формы реализации

1

2

3

4

5

1

Планирование

Определение действенных способов достижения цели; определение ближайшего и перспективного развития образовательной организации

Принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью

Разработка локальных нормативных актов планового характера; выработка стратегии деятельности и ее целевых индикаторов

2

Организация

Выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели; эффективное управление целостным педагогическим процессом

Выбор средств выполнения плана деятельности образовательной организации; выявление технологий, методов, приемов способствующих интеграции всех субъектов управления

Формирование коллектива; подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело; инструктирование; обеспечение материально- технической структурной составляющей

3

Руководство

Координация реализации и результатов реализации всех управленческих функций

Решение управленческих задач в образовательной организации, возникающих в процессе выполнения задач, направленных на достижение цели

Применение руководителем образовательной организации методов побуждения, убеждения и принуждения в процессе функционирования организации

4

Контроль

Сохранение стабильности образовательной организации; обеспечение ее соответствия требованиям действующего законодательства, а также показателям стратегического развития

Сравнение фактического состояния системы с планируемым или нормативным в целях оперативного применения регулирующего инструментария

Различные формы проверок, инспектирования, формального и неформального наблюдения на разных стадиях деятельности образовательной организации

Продолжение таблицы 1

п/п

Функция управления, вид управленческой деятельности

Цель

Содержание

Формы реализации

1

2

3

4

5

5

Педагогический анализ

Получение релевантной информации для оперативной и стратегической плановой работы; формирование представления о текущей ситуации в образовательной организации

Изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях деятельности образовательной организации;

получение информации о результатах и предпосылках различных событий

Посещение уроков и внеклассных занятий (параметрический анализ);

комплексное изучение урочной и внеурочной деятельности (тематический анализ); синтез данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций (итоговый анализ)

6

Целеполагание

Построение комплексной целевой программы деятельности образовательной организации

Разработка генеральной цели, системы задач, показателей достижения цели; определение сроков; информационное обеспечение

Разработанная концепция или стратегия функционирования и развития образовательной организации

7

Регулирование

Урегулирование противоречий и выравнивание негативных отклонений, возникающих в процессе деятельности

Коррекции возможных или фактических отклонений от заданных целей

Пересмотр действующих и внедрение новых регламентирующих документов; воздействие на коллектив в целях устранения противоречий

Для успешной реализации ФГОС руководителю образовательной организации необходимо грамотно комбинировать функции управления в своей работе.

Список использованных источников

Гуджатуллаева Е.М. О применении теории управления к управлению образовательными системами в условиях модернизации образования [Текст] / Е.М. Гуджатуллаева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 4-1. С. 8-12.

Листофорова К.А., Забродина И.В. Сущность и базовые функции управления в образовательной организации [Текст] / К.А. Листофорова, И.В. Забродина // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. 2016. С. 249-253.

Тринитатская О.Г., Сироткин О.Е., Захарова Л.Г. Трансформация функций управления в условиях новой стратегии образования [Текст] / О.Г. Тринитатская, О.Е. Сироткин, Л.Г. Захарова // Мир науки. 2016. т. 5.
№ 1. С. 1-9.

1 Составлено по: [1],[2],[3]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации