Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Проект №1. Разработка содержания практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Проблема управления образовательной организацией является одной из ключевых в условиях новой стратегии образования, внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.
В общем, под управлением образовательной организацией понимают деятельность руководителя образовательной организации, направленную на обеспечение оптимального ее функционирования и переход на более высокий уровень развития [3, C. 2].
Практическая управленческая деятельность руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС основывается на интеграции в единый управленческий цикл функциональных звеньев управления, реализуемых в форме относительно самостоятельных видов деятельности.
Существует несколько функций управления образовательными организациями. Так, российский учёный в сфере психологии управления и образования, доктор психологических наук, профессор Валерий Семёнович Лазарев (род. 1947), выделяет планирование, организацию, руководство и контроль [2, С. 251]. Сформулированные В.С. Лазаревым функции управления справедливы не только в сфере образования, но и в общей теории менеджмента. Функции, более специфичные для управления образовательной организацией, были разработаны российским учёным в области педагогики, доктором педагогических наук, профессором Виталием Александровичем Сластёниным (1930-2010). В.А. Сластёнин относит к числу управленческих функций в образовательной среде педагогический анализ, целеполагание и регулирование [3, С. 3-4].
Основные характеристики перечисленных функций управления отражены в таблице 1.
Таблица 1 Содержание практической управленческой деятельности руководителя образовательной организации в условиях реализации ФГОС1
№ п/п |
Функция управления, вид управленческой деятельности |
Цель |
Содержание |
Формы реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Планирование |
Определение действенных способов достижения цели; определение ближайшего и перспективного развития образовательной организации |
Принятие управленческих решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью |
Разработка локальных нормативных актов планового характера; выработка стратегии деятельности и ее целевых индикаторов |
2 |
Организация |
Выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели; эффективное управление целостным педагогическим процессом |
Выбор средств выполнения плана деятельности образовательной организации; выявление технологий, методов, приемов способствующих интеграции всех субъектов управления |
Формирование коллектива; подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело; инструктирование; обеспечение материально- технической структурной составляющей |
3 |
Руководство |
Координация реализации и результатов реализации всех управленческих функций |
Решение управленческих задач в образовательной организации, возникающих в процессе выполнения задач, направленных на достижение цели |
Применение руководителем образовательной организации методов побуждения, убеждения и принуждения в процессе функционирования организации |
4 |
Контроль |
Сохранение стабильности образовательной организации; обеспечение ее соответствия требованиям действующего законодательства, а также показателям стратегического развития |
Сравнение фактического состояния системы с планируемым или нормативным в целях оперативного применения регулирующего инструментария |
Различные формы проверок, инспектирования, формального и неформального наблюдения на разных стадиях деятельности образовательной организации |
Продолжение таблицы 1
№ п/п |
Функция управления, вид управленческой деятельности |
Цель |
Содержание |
Формы реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Педагогический анализ |
Получение релевантной информации для оперативной и стратегической плановой работы; формирование представления о текущей ситуации в образовательной организации |
Изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях деятельности образовательной организации; получение информации о результатах и предпосылках различных событий |
Посещение уроков и внеклассных занятий (параметрический анализ); комплексное изучение урочной и внеурочной деятельности (тематический анализ); синтез данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций (итоговый анализ) |
6 |
Целеполагание |
Построение комплексной целевой программы деятельности образовательной организации |
Разработка генеральной цели, системы задач, показателей достижения цели; определение сроков; информационное обеспечение |
Разработанная концепция или стратегия функционирования и развития образовательной организации |
7 |
Регулирование |
Урегулирование противоречий и выравнивание негативных отклонений, возникающих в процессе деятельности |
Коррекции возможных или фактических отклонений от заданных целей |
Пересмотр действующих и внедрение новых регламентирующих документов; воздействие на коллектив в целях устранения противоречий |
Для успешной реализации ФГОС руководителю образовательной организации необходимо грамотно комбинировать функции управления в своей работе.
Список использованных источников
Гуджатуллаева Е.М. О применении теории управления к управлению образовательными системами в условиях модернизации образования [Текст] / Е.М. Гуджатуллаева // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. № 4-1. С. 8-12.
Листофорова К.А., Забродина И.В. Сущность и базовые функции управления в образовательной организации [Текст] / К.А. Листофорова, И.В. Забродина // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. 2016. С. 249-253.
Тринитатская О.Г., Сироткин О.Е., Захарова Л.Г. Трансформация функций управления в условиях новой стратегии образования [Текст] / О.Г. Тринитатская, О.Е. Сироткин, Л.Г. Захарова // Мир науки. 2016. т. 5.
№ 1. С. 1-9.
1 Составлено по: [1],[2],[3]