Организация детской проектной деятельности «Мы память бережно храним...»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Владимировский детский сад» Тюльганский район
Организация детской проектной деятельности
«Мы память бережно храним…»
Выполнила: Воспитатель
первой квалификационной категории
Абдрахманова Р.И.
2020год
В этом празднике – гордость, радость и скорбь. Эти искренние, откровенные чувства объединяют миллионы людей, все поколения.
Нет у нас другого такого дня, когда мы все так остро ощущаем ценность жизни и значимость любви к Отечеству, когда память о прошедшей войне становится общей и очень важной и для тех, кто воевал или трудился в тылу, и для тех, кто родился уже после Победы, и для совсем молодых людей, для наших детей и внуков, которым жить в XXI веке. Этот священный праздник отмечает вся Россия.
В.В. Путин
Аннотация: Великая Отечественная война все дальше уходит в историю, события военных лет уже стали эпохой. Крайне важно сохранить память об этой войне, передать молодежи, будущим поколениям уважение к подвигу старшего поколения, понимание значимости Великой Победы для нашей страны и всего мира.
2020 год – год особенный. Человечество отмечает 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2019 г. № 327 2020-й год в Российской Федерации объявлен Годом памяти и славы.
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой Отечественной войны, об участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, мы разработали проект «Мы память бережно храним…».
Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей.
А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, — идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
В проекте описаны основные формы работы с дошкольниками по данному направлению. Реализация данного проекта позволит привлечь внимание родителей к формированию исторического сознания у детей дошкольного возраста.
Цель проекта, состояла в становлении патриотических чувств у старших дошкольников на основе изучения истории своей семьи и своей страны, формировании у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
формировать:
интерес к истории своей семьи, событиям прошлых лет;
первичные представления о боевых наградах, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны;
познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;
представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики»;
развивать:
восприятие художественных произведений о войне;
словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики;
воспитывать:
в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений;
желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники.
Интеграция образовательных областей
№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Социально-коммуникативное развитие | 1.Игры – инсценировки «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого». 2.Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь» 3.Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений. 4.Беседы по теме. 5.Экскурсия в библиотеку. | Развивать связную речь. Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: боец, солдат, фронт, тыл, снаряды, поле боя, керосиновая лампа, примус, этажерка, радиоприемник, граммофон, гимнастерка, шинель, фляжка, котелок и т.д. |
2 | Художественно-эстетическое развитие | 1.Лепка «Военная техника»; 2.Рисование «Мы не хотим войны», «Портрет героя», и др. 3.Аппликация «Танки идут на парад» идр. 4.Слушание и заучивание песен военных лет. 5.Создание стенда «75лет Победы!» | Побуждать детей самостоятельно изображать в рисунке, лепке, конструировании свои впечатления, используя полученные ранее знания и умения. |
3 | Познавательное развитие | 1.Создание «Книги памяти» на основе материалов о ветеранах войны – прадедов воспитанников детского сада. 2.Тематические занятия 3.Дидактические игры: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику?», «Чья форма?» | Формировать представления детей о событиях Великой Отечественной войны. Познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа” и др. |
4 | Речевое развитие | Чтение стихотворений, пословиц, поговорок, произведений на военную тематику. | Подвести детей к восприятию художественных произведений о войне. Учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне. |
5 | Физическое развитие | Подвижные игры, эстафеты. | Формирование двигательной активности детей. |
Участниками проекта стали дети 5–7 лет, посещающие МДОУ «Владимировский детский сад», их родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Тип данного проекта информационно-познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: январь - май.
Основные формы реализации проекта: экскурсии, беседы, образовательная деятельность, мини-выставки детского творчества, чтение произведений о войне, заучивание стихотворений на военную тематику, слушание музыкальных произведений, физкультурный досуг, участие в акции «Бессмертный полк» и «Парад Победы».
Предметно-развивающая среда:
Создание дидактических игр с патриотическим содержанием.
Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.
Подборка песен военных лет.
Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.
Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику
Ожидаемые результаты проекта:
Личностные качества:
проявляет устойчивый интерес к истории своей семьи, событиям прошлых лет;
способен учитывать интересы и возможности сверстников в ходе совместной деятельности;
активно пропагандирует ценность книги;
способен привлечь родных к созданию Книги Памяти.
Интеллектуальные качества:
расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне;
высказывает свое отношение к героическому прошлому русского народа;
сформирован эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике - День Победы.
Физические качества:
проявляет точные и скоординированные движения в процессе лепки, аппликации, рисования;
проявляет интерес к подвижным играм с правилами.
Этапы проекта
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Подготовительный | Провести анкетирование родителей Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию дидактических пособий Отбор художественного материала для чтения | январь |
2 | Основной | Подготовка выставок детских работ Проведение интересных занятий, организация выставки книг с военной тематикой. Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы. Чтение художественной литературы. Тематические беседы о Великой Отечественной войне. Слушание песен военно- патриотической тематики. Тематическое содержание книжного уголка. Выставка фотографий «Наши прадеды», «Ордена и медали наших прадедов» Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков. Создание стенда «75 лет победы». | Февраль-май |
3 | Презентационный | Участие 9 мая в мероприятии Представление проекта на педагогическом совете ДОУ | май |
Организационные формы работы над проектом
Подготовительный этап
Сроки: январь (2-4 недели)
Сбор информации по теме, подбор и изучение методической литературы
Проведение анкеты родителей
Подбор необходимых пособий: плакатов, сюжетных картин, открыток
Изготовление пособий для дидактических игр на военную тематику: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Боевые медали», «Чья форма?»,
«Военная техника», «Рода войск»;
Подбор музыкальных произведений на военную тематику.
Отбор художественного материала для чтения
Основной этап
Сроки: февраль -май
Февраль (1-4недели)
Беседа "Детям о Великой Отечественной Войне"
Цель: познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, акцентировать внимание детей на роли всего народа в победе.
Игры-инсценировки: «Служили два товарища», «Медицинские сестры»
Чтение пословиц и поговорок на тему войны.
Беседа «Бомбежка. Авианалет. Блокада»
Цель: обогащение словарного запаса детей словами военной тематики.
Рисование «Война глазами детей» для создания стенда «75 лет Победы!» совместно с родителями.
Лепка военной техники
Слушание музыкальных произведений военных лет
Чтение произведения П. Берестов «Хочу быть военным моряком»
Цель: знакомство детей с военными профессиями, военной техникой, оружием.
Непосредственная образовательная деятельность «Только смелым покоряются моря»
Цель: формирование первичных представлений о службе моряков военного флота.
Дидактическая игры: «Боевые медали», «Чья форма?»
Цель: расширять представление о некоторых родах войск (моряки, летчики, танкисты)
Март (1-4 недели)
Сбор фотографий участников Великой Отечественной войны для создания Книги Памяти
Беседа «Медицинская служба»
Цель: познакомить детей с профессией военный врач, санитар.
Рассматривание репродукций картин советских художников К. Васильева, М. Самсонова, К. Юона, С. Герасимова по темам «Военные будни», «Все для фронта, все для победы» (о тружениках тыла), «Дети войны»
Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»
Цель: расширять представление детей о медицинских работниках в годы Великой Отечественной войны.Беседа «Помощь тыла»
Цель: дать первичное представление о слаженной работе тыла во время войны, дать объяснение значения слова «тыл».
Рисование «Труженик тыла»
Мероприятие, посвященное международному дню женщин «Ты не бойся, мама, я солдат!»
Цель: воспитание патриотических чувств к нашей Родине.
Экскурсия в сельскую библиотеку
Цель: создать условия для формирования представлений о Великой Отечественной войне, о Дне победы.
Чтение Б. Никольский «Что делают танкисты?»
Цель: формирование первичных представлений о службе танкиста.
Аппликация «Едут танки на парад»
Подвижные игры "Мишень", "Кто дальше".
Непосредственная образовательная деятельность «Фронтовой треугольник». Чтение стихов С. Глушко-Каменского "Письма с фронта"
Цель: знакомство и изготовление фронтового треугольника-письма
Беседа «Партизаны»
Цель: знакомство детей с ролью партизан в Великую Отечественную войну.
Подвижные игры «Военные учения»
Рисование «Портрет героя»
Апрель (1-4 недели)
Беседа «Вещи войны» Чтение произведений В. Катаева "В разведке"
Цель: знакомство детей с вещами, необходимыми для солдата: бинокль, солдатский котелок, фляжка, зажигалка, планшет, фронтовой треугольник…
Дидактические игры ««Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику»
Цель: закрепить названия профессий, предметов связанных с их деятельностью и действий.
Непосредственно образовательная деятельность «Награды победы»
Цель: закрепление знаний детей о боевых наградах Великой Отечественной войны.
Дидактическая игра «Собери вещмешок» (закрепление названий: котелок, фляжка, зажигалка, планшет)
Лепка «Ордена и медали»
Подготовка к конкурсу чтецов «Мы чтим и помним» (заучивание стихотворений)
Участие в конкурсе чтецов «Мы чтим и помним»
Чтение произведений военных лет: «Стихи детям», в которые вошли произведения А. Твардовского, С. Алексеева, С. Михалкова, Л. Кассиля, С. Баруздина и многих других поэтов и писателей.
Беседа «Оружие победы»
Цель: знакомство детей с оружием ВОВ, военной техникой.
Май (1 неделя)
Беседа «Парад Победы»
Цель: воспитание чувства благодарности ветеранам войны.
Аппликация «Открытка ветерану».
Рисование - «Салют в честь праздника Победы».
Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Моряки»
Цель: воспитывать умение действовать в соответствии со взятой на себя ролью.
Подготовка к участию в акции «Бессмертный полк» и Параде Победы
Подвижные игры: «Донесение», «Перестрелка»
Цель: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости
Презентационный этап
Сроки: май
Итоговая беседа «Детство без войны»
Цель: закрепление знаний о защитниках отечества, формирование чувства гордости за Родину, за наш народ.
Рисование «Салют Победы»
Участие в акции «Бессмертный полк» и на Параде Победы
Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
Продукты проекта:
Стенд «75 лет Победы!»
Книга Памяти с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной войны
Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?»
Оформление уголков для родителей по теме «День Победы».
Выставка работ детского творчества «Едут танки на парад», «Портрет героя», «Военная техника» идр.
Оформление подборки рассказов “Детям о войне”.
Разучивание стихотворений с детьми о Великой Отечественной войне.
Помощь в организации предметно-развивающей среды: сбор фотодокументов для создания Книги Памяти
Домашний просмотр фильмов о Великой Отечественной войне.
Список литературы
Алункачева Г. О. Память горя сурова, память славы жива
Методические материалы в помощь организации работы библиотек в Год памяти и славы в Российской Федерации .- Централиз. библ. система, 2019
Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.- Детство-Пресс, 2009
Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать?. http://www.p4c.ru/671
Кирилина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание. Дошкольное воспитание, 2005, №8
Пантелеева Н. Проект «Великая Победа». Дошкольное воспитание, 2015, №4.
Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война. Ребенок в детском саду, 2007, №2
Савинцева Р. Только смелым покоряются моря. Дошкольное воспитание, 2005, №10
Черединова. Т. Детям своим расскажите о них». Дошкольное воспитание., 2005, №5
Шаламова Е. И. методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ.-М., 2011
Приложение
Р исунки детей на тему Великой Отечественной войны
Наше творчество
Сюжетно-ролевые игры