Статья «Организация проектной деятельности в начальной школе»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа д. Красный Балтиец
Организация проектной деятельности
в начальной школе
Работа учителя начальных классов
Пироговой Анастасии Борисовны
Можайск, 2017
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют у детей умения самостоятельно добывать новые знания, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивают инициативу, самоконтроль и самооценку.
К таким методам можно по праву отнести метод проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам отечественного образования: компетентностному и личностно ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъективности школьника в процессе приобретения знаний.
В последние десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин и является предметом специальных научных исследований. Главные и непосредственные достоинства этого метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
В настоящее время метод проектов по праву считается педагогической технологией 21 века.
Зарождение метода проектов происходит в 16 веке в архитектурных мастерских Италии. Под проектом в это время понималось задание, самостоятельно выполненное студентами, на основе результатов которого лучшие авторы могли быть зачислены в мастер – классы.
Включение метода проектов в педагогическую практику школ, сначала сельскохозяйственных, а позднее общеобразовательных, относится к концу 19 – началу 20 веков и связано с именем американского философа-идеалиста, представителя «прагматической педагогики» Джона Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям опыт и знания ребёнок должен приобретать путём «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и в целом – восхождения от частного к общему, т.е. использование индуктивного метода познания.
Первое теоретическое описание метода проектов было сделано в 1918 году в одноимённой книге («Метод проектов») американским психологом и педагогом Вильямом Килпатриком (1871 – 1965), учеником и последователем Дж. Дьюи. Решающую роль в учебном процессе, по мнению В. Килпатрика, должны играть желания и наклонности детей. Под проектом данным автором понималась любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой учащихся, объединённых в данный момент общим интересом.
В России идеи проектного обучения возникли практически одновременно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, апробировавших различные виды проектирования с детьми и пропагандировавших их среди российских учителей. В поисках наиболее подходящего названия новому методу преподавания отечественные педагоги использовали различные определения: практический (В.А. Герд), естественно-научный, опытно-испытательный (А.П. Пинкевич), исследовательский (Б.Е. Райков), опытно-показательный (К.П. Ягодовский). В послереволюционный период проектный метод внедрялся в школы по личной инициативе Н.К. Крупской.
Советскими педагогами в первую очередь делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов (например, «Ликвидируем неграмотность на нашей улице», «Поможем заводу-шефу выполнить промфинплан» и т.п.). Гораздо меньшее внимание уделялось учебным проектам, что привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки детей.
Реформирование современного отечественного образования способствовало возрождению проектного метода в российских школах. Наиболее активно её стали применять в отдельных регионах с 1993 г. В рамках программы «Технология». В последние десятилетия метод проектов приобрёл большую популярность и успешно используется педагогами различных дисциплин, в т.ч. и в начальной школе.
Проект – метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и её практическом достижении.
Основными существенными характеристиками проектной деятельности являются:
- наличие актуальной в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; выбор методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, выводы.
Субъектами проектной деятельности школьников являются:
- педагог (руководитель проекта), моделирующий учебные ситуации, из которых рождается проектный замысел, организующий проектную деятельность;
- учащийся (или группа учеников), непосредственно выполняющие проект;
- взрослые (педагоги-предметники, родители, другие лица), принимающие активное участие в работе над детским проектом.
Проектная деятельность нормируется рядом принципов.
Принцип прогностичности. Этот принцип обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определён как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него - к программе действий и её реализации. Причём каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проектов в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.
Принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию и её результативности и соответствующим образом корректировать действия.
Принцип продуктивности подчёркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность её ориентации на получение результата, именно прикладную значимость.
Принцип культурной аналогии требует адекватности результатов проектирования определённым культурным образцам. Чтобы быть включённым в культурный процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нём, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов.
Принцип саморазвития способствует активности участников, а также рождению новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних задач и проблем приводит к постановке новых, стимулирующих развитие новых форм проектирования.
Организация проектной деятельности учащихся
Такая организация прежде всего должна предусматривать определённую логику этапов проектирования. На практике удобно ориентироваться на следующие этапы проектирования:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяют определённые процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.
Первый этап (погружение в проект) является одним из наиболее важным: от его реализации во многом зависит успешность и эффективность проектной деятельности в целом. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме будущего проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формирует проблему проекта. Из проблемы проекта, названной в общем виде, в совместном обсуждении выделяют ряд проблем, её уточняющих (проблематизация). В результате проблематизации учащиеся при поддержке педагога определяют цель и задачи проекта, осуществляют поиск одного или нескольких способов решения проблемы проекта.
Погружение в проект требует от учителя педагогического мастерства, знания зоны ближайшего развития детей, их интересов и увлечений. На этом этапе учитель конкретизирует задачи обучения, развития и воспитания, которые будут реализовываться в рамках данного проекта.
На втором этапе (организация деятельности) решаются организационные вопросы, необходимые для осуществления проектной деятельности. В случае группового проекта создают группы учащихся, обозначают цели и задачи каждой группы (при необходимости распределяются функции между детьми). На этом же этапе планируют работу по решению конкретных задач проекта, определяют источники информации, выбирают критерии оценки итога – продукта проектной деятельности, уточняют сроки и способы презентации результатов проектирования.
На третьем этапе (осуществление деятельности) последовательно реализуют намеченные планы, решают поставленные задачи, в т.ч. собирают и обрабатывают необходимую информацию; обсуждают ход выполнения проекта и его промежуточные результаты; оформляют продукт проектной деятельности и готовности к его публичной защите.
На четвёртом этапе (презентация) результат проектной деятельности представляют для общего обсуждения и оценки в соответствии с выбранными ранее критериями. Обязательным процедурным моментом, завершающим учебный проект, является итоговая рефлексия, помогающая каждому участнику оценить, каков был индивидуальный и групповой вклад в решение проблемы, чему научил проект, что и почему удалось или не удалась.
В своей работе я использую этот метод, начиная с первого класса. Конечно, в начальной школе большую помощь оказывают родители!
Это действительно очень познавательная творческая работа, а самое главное, интересная детям.
Выбирая темы, мы с учениками стараемся найти что-то необычное, но и темы по школьной программе нас тоже очень увлекают.
В 2017 году мои четвероклассники впервые приняли участие в Московском областном конкурсе исследовательских и проектных работ младших школьников «Ломоносовских чтения», даже стали победителями. Это огромный опыт, теперь нам не страшен ни один проект!
Литература
1.Воронцов А.Б. проектная задача в начальной школе. – М., 2011.
2.Иванова Л.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М., 2011.