Статья «Применение технологии организации проектной деятельности»

5
0
Материал опубликован 12 August 2018

Применение технологии организации проектной деятельности при обучении немецкому языку в средней школе

Автор: Шик Оксана Анатольевна, учитель немецкого языка ВКК

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах, которые ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. К ним относятся готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества, способность к построению индивидуальной образовательной траектории. В идеале, выпускник должен быть готов конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей своей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Таким образом, главный результат образования - это сформированность у выпускника компетентности в организации собственной деятельности.

Одним из ведущих методов, способствующих реализации вышеназванной цели в рамках системно-деятельностного подхода, является метод проектов. 

Слово "проект", (в буквальном переводе с латинского-"брошенный вперёд") толкуется в словарях как "план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание". Это совокупность приемов, операций овладения областью иноязычного знания, способ организации процесса познания при котором цель достигается в процессе детальной проработки проблемы и завершается реальным практическим результатом.

Внешний результат проектной деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – это опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе не только знания, умения и навыки, но и компетенции и ценности, понимание того, что моя жизнь – это тоже мой проект.

Социальные формы работы

Работа над проектом может выполняться в коллективе, в группах (4-8 человек), в малых группах (3 человека) или индивидуально, под руководством одного или двух учителей. Групповая форма работы представляется наиболее предпочтительной, так как позволяет развивать готовность детей к общению; формировать культуру общения в разных видах коллективного взаимодействия и внимательное отношение к партнерам по общению, по совместной учебной деятельности. Решающая роль учебного сотрудничества в достижении учебных целей признана и закреплена в ФГОС. Идеально, если у учащихся есть возможность поработать в интернациональной группе, например, в рамках международного обмена с Германией, тогда коммуникативные умения развиваются не только при работе над темой/проблемой, но и в живом общении на немецком языке в процессе подготовки проекта.

Этапы организации коллективного / группового учебного проекта с использованием технологии организации проектной деятельности:

1. Подготовительный этап (планирование работы): сформулировать проблему / тему, определить цель и задачи работы. Тема должна быть интересной и понятной ученикам, соответствовать их увлечениям или будущим профессиональным потребностям. Бросьте своим ученикам интеллектуальный вызов – такие вызовы дети встречают с энтузиазмом. Главное, чтобы он был им по силам и не отвлекал от темы работы, тогда возникнет желание с ним справиться. Затем необходимо определить возможности команды, распределить роли.

2. Ознакомительно-технологический этап (сбор информации для реализации проекта): на данном этапе происходит экскурсия, работа с информацией, живое обсуждение реальной профессиональной ситуации в группе, в которой каждому отводится своя роль. Журналист будет задавать вопросы, фотограф – фотографировать или снимать видео, ученый может привлечь справочный материал по соответствующему предмету, модератор – направлять обсуждение в нужное русло, спикер – готовить речь.

3. Аналитический этап (анализ и оформление проекта): после знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Учителю необходимо предоставить время для самостоятельной работы учащихся в ходе подготовки проекта. Поощряется активное использование ими современных информационных технологий (поиск информации в сети Интернет на иноязычных сайтах, создание электронных презентаций, использование виртуального пространства для общения). В ходе этой работы учащиеся формулируют конкретные и значимые результаты своей работы, ориентируясь на первоначальную цель и готовят плакат / презентацию / фильм, а также текст для устной презентации.

4. Завершающий этап (общественная презентация): провести презентацию результатов проекта и рефлексию (проанализировать полученный опыт работы над темой, оценить практическую пользу от нее).

Учитель анализирует работу каждого ученика, пользуясь методом аспектного анализа:

* Применяет ли ученик необходимые средства и методы работы с информацией, моделирование, работу с символами и знаками и проч., делясь полученными результатами с другими участниками группы?

* Удерживает ли цель и план деятельности, владеет умениями оценки и рефлексии, контролирует ли не только свою деятельность, но и работу других членов группы?

* Взаимодействует ли вербально со всеми участниками группы, аргументирует свою позицию, слушает и слышит собеседников, договаривается с ними об общих решениях?

* Мотивирован ли к совместной деятельности, помогает другим в решении учебных задач, эмоционально включен в процесс создания продукта, переживает за общий результат?

На каждого ученика составляется индивидуальная карта рейтинговой оценки проекта.

Пример проекта: экскурсия и мастер-класс в танцевальной школе «Тодес» г. Новосибирска

Тема: «Танцевальная школа «Тодес».

Цель работы: познакомиться с танцевальными техниками в процессе в мастер-класса, познакомиться с возможностями участников танцевального коллектива для самореализации и шансами на будущую профессиональную деятельность как танцовщика или преподавателя-хореографа, узнать больше об этих профессиях.

Задачи: узнать историю школы «Тодес», происхождение названия, танцевальные направления, составы танцевальных групп, расписание занятий, перспективы учащихся; взять интервью у преподавателя; поучаствовать в мастер-классе и снять видео; сделать плакат для презентации в коллективе; подготовить устную презентацию на двух языках.

Работа проходила в малой группе – четверо учащихся восьмых классов, из них двое русских и двое немецких учеников, учитель немецкого языка, родители.

Этапы проекта: этапы технологии организации проектной деятельности (см. выше), проект был проведен в течение одной недели.

Результаты: группа приняла участие в мастер-классе школы «Тодес», провела интервью с администратором и хореографом. Был подготовлен небольшой видеофильм, плакат о танцевальной школе. Презентация проекта прошла в рамках Ярмарки проектов в гимназии №1 с приглашением гостей из РНД, консульства ФРГ, родителей и учащихся других классов. В ходе защиты учащиеся сделали краткие выступления по своей теме на немецком и русском языках, затем ответили на вопросы гостей.

Критерии оценивания:

Достигнутый результат (0-15 б.)

Оформление проекта (0-15 б.)

Защита проекта: представление (0-15)

Защита проекта: ответы на вопросы (0-15 б.)

Процесс проектирования: интеллектуальная активность (0-10)

Процесс проектирования: творчество (0-10)

Процесс проектирования: практическая деятельность (0-10)

Процесс проектирования: умение работать в команде (0-10)

Итого: 100 баллов

Выставление отметок: 85-100 баллов – 5

70-85 баллов – 4

50-70 баллов – 3

менее 50 – 2


Использованная литература:

1. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург : Каро, 2015.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации