Выступление «Организация проектной деятельности в начальной школе»
Пояснительная записка к презентации
Организация проектной деятельности в начальной школе
проектная деятельность в начальной школе
PPTX / 2.95 Мб
Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителем. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности |
Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует |
Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности |
Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками библиотек, соседями, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).
Проектный метод направлен на:
· Развитие критического мышления
· Развитие творческого мышления
· Умения работать с информацией
· Умения работать в коллективе;
· Владеть культурой коммуникации.
Большую помощь в проектной деятельности оказывают детям их родители. Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.
Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
-обеспечение самостоятельности школьников
-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.
Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.
Современная школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служит метод проектов, т.к. именно он опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.
Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, пригодились им