Выступление «Организация проектной деятельности в начальной школе»

5
0
Материал опубликован 24 August 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Организация проектной деятельности в начальной школе


проектная деятельность в начальной школе
PPTX / 2.95 Мб

Тему «Проектная деятельность в начальной школе» я считаю актуальной, сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Выясним, достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности? Ответ: конечно же нет! Нужна поэтапная работа по обучению этому виду деятельности. И прежде чем учить этому детей, мы – педагоги - должны сами освоить эту интересную и эффективную технологию.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю. Первоначально темы предлагаются учителем. А целью этой деятельности сначала является углубление знаний по этому вопросу (групповые работы, сообщения). В дальнейшем тематика проектов в основном предлагается самими детьми.
В помощь учителю и ученику сейчас существует много литературы:
· «Основы проектной деятельности школьника» Г.Б.Голуб
· «Как организовать проектную деятельность учащихся» И.С. Сергеев
· учебно-методический комплект Савенкова А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и учебник-тетрадь «Я - исследователь»
Эта литература может очень помочь в организации проектной деятельности. В проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика - учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Занятия проектной деятельностью предполагает наличие у школьников определённого набора качеств и умений. Можно выделить важные из них:
-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.
-умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные.
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать с учителями-предметниками, работниками библиотек, соседями, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности).

Проектный метод направлен на:

· Развитие критического мышления
· Развитие творческого мышления
· Умения работать с информацией
· Умения работать в коллективе;
· Владеть культурой коммуникации.

Большую помощь в проектной деятельности оказывают детям их родители. Если ребёнок участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится за помощью.

Действия родителей могут быть такими:
-проявлять заинтересованность (важный фактор поддержания мотивации)
-помочь советом, информацией (источник информации может быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет)
-обеспечение самостоятельности школьников
-активное участие на каждом этапе проектной деятельности.

Об этом мы, учителя, обязательно должны информировать родителей.

Современная школа должна не просто учить, а учить жизни. Способом организации такой деятельности служит метод проектов, т.к. именно он опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений. Лишь в этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Так давайте постараемся готовить наших детей к жизни, чтобы все знания, которые мы даём, пригодились им

Предварительный просмотр презентации

Организация проектной деятельности в начальных классах

Готхольд Эфраим Лессинг «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами»

Рекомендуемая литература

Взаимодействие ученика и учителя Ученик Учитель Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности школьника Субъект деятельности Партнёр ученика Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

-качества: самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность. -умения: исследовательские, социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные. Качества и умения

исследовательские: разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение

социального взаимодействия сотрудничать с учителями-предметниками, работниками библиотек, соседями, родителями, работниками предприятий, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло

оценочные оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других

информационные самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт

презентационные выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности

Проектный метод направлен на: · Развитие критического мышления; · Развитие творческого мышления; · Умения работать с информацией; · Умения работать в коллективе; · Владеть культурой коммуникации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.