12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья42
Россия
3

ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РЕЧЬ: ПЛЮС РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» – СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛНОЦЕННОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ

Гутенева Н.В.,

учитель- дефектолог,

г. Белгорода


ПРОГРАММНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «РЕЧЬ: ПЛЮС РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» – СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛНОЦЕННОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ


Развитие образования на этапе дошкольного детства является приоритетной задачей образовательной политики РФ. Системные приоритеты в сфере дошкольного образования – обеспечение доступности и повышение качества. При этом в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы» повышение качества образования рассматривается в контексте новых целевых образовательных результатов, соответствующих изменяющимся запросам населения и перспективным задачам общегосударственного социально-экономического развития [3].

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи – процесс сложный, творческий.

Речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми образовательными областями, в том числе, познавательным развитием. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас – педагогов, не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать [5].

Появление в жизни дошкольника новых видов деятельности, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, произносительной стороны, грамматического строя, связной речи). Формирование речевых умений происходит в три этапа.

На первом этапе (репродуктивном) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений).

На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед.

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире.

Второй год в нашей группе кроме ООП, основой которой является программа «От рождения до школы», реализуется инновационный проект Программа «Вдохновение» [4].

Сквозным целевым ориентиром образовательной деятельности по Программе «Вдохновение» является развитие речи ребенка. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы [4]. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.

Программа продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе. Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и принятии решений закреплен в Декларации ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Программно-дидактический комплекс «Вдохновения» – «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду» – способствует формированию у ребенка устойчивых навыков и умений по всем необходимым для коммуникации и обучения в начальной школе направлениям речевого развития: устная речь, чтение, письмо. [4].

С комплектом «Речь: плюс» речевая среда группы сразу обогатилась множеством занимательных игр и материалов.

Комплект содержит материалы для организации полноценного, грамотного и эффективного речевого развития детей дошкольного возраста: рабочие и диагностические тетради, игровые материалы и картотека игр для детей, а также методические материалы для взрослых, в том числе журнал для ведения наблюдений, описание средств и методов педагогической поддержки ребенка.

Большой выбор игр открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода к развитию детей, предоставляет возможность для формирования индивидуальных маршрутов для речевого развития каждого ребенка, позволяет ребенку ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми.

Материалы программно-дидактического комплекса позволяют гибко использовать его как при проектировании образовательного процесса в ДОО, так и в организации речевого развития в условиях семьи и начальной школы.

СЛОВАРЬ: Домино; «Обобщения»; Наборы фигурок; «Животные»; «Люди»; Пазлы «Многозначные слова»; Пазлы «Антонимы»; Игра «Старик-годовик»; «Профессии»; «Фразеологические обороты».

ГРАММАТИКА: Трафареты «Какой? Какая? Какое? Какие?»; Карточки «Собери картинку»; Игровые поля «Город», «Парк» и наборы фигурок «Транспорт», «Животные», «Люди» к полям; Игра «Один — много».

ПРОИЗНОШЕНИЕ: «Звуковое лото»; «Поддувалочки» (материал на CD); Игра «Слоги».

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: «Кубики историй (речевые кубики)»; Пазлы «Сказки»; Куклы на руку; Микрофон.

ГРАМОТА: Планшет «Звуковой анализ слова»; Набор «Типография»; Набор «Трафареты»; Карточки и бланки для «Типографии» и «Трафаретов»; Набор «Буквы»; Книжки-самоделки, открытки.

Собирая «соты» и «пазлы», рассказывая друг другу истории и сказки с кубиками и персонажами, выступая перед аудиторией с микрофоном или «по телевизору», исследуя речевые плакаты «Времена года» и играя на них с фигурками и кубиками, дети стремительно раскрывают потенциал своих речевых возможностей. В игре они осваивают диалогическую и монологическую формы речи, расширяют словарный запас, учатся грамотно строить речь. Планшет «Звуки и слоги» помогает развить фонематический и фонетический слух как обязательное условие будущего грамотного письма.

А с комплектом материалов для знакомства с буквами и подготовки к письму каждый ребенок в своем темпе освоит эту увлекательную науку. Ему предстоит множество интересных занятий – от составления буквы из элементов до полноценного комплекса «издательских работ» с трафаретами и «Детской типографией».

Инструменты реализации Программы речевого развития: методические рекомендации – рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений; организации игр, упражнений и заданий; таблицы наблюдений, предназначенные для записи наблюдений за развитием каждого ребенка; картотека игр и заданий – подробные описания игр и заданий с материалами из коробки.

Большинство материалов многофункциональны, на что указывает соответствующий цветовой индикатор на карточках, и могут использоваться для реализации нескольких направлений и задач речевого развития. К каждому дидактическому материалу разработаны карточки с описаниями игр и заданий, которые педагог может предложить детям. Для всех материалов предусмотрено несколько вариантов игр и заданий – по принципу увеличения сложности.

Представленные материалы соответствует ФГОС ДО и могут использоваться в образовательных организациях, реализующих образовательную деятельность по основной образовательной программе «Вдохновение», а также по другим программам, предполагающим разнообразные игровые формы для речевого развития детей.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия его успешного последующего обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.. Детское экспериментирование / М.: Педагогическое общество России,2003.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» /под ред. И.Е.Федосовой. — М.:Издательство «Национальное образование», 2015.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.