Справочный материал «Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе»

5
0
Материал опубликован 3 June 2017 в группе

Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе

Большое внимание в работе по развитию речи отводят в начальной школе. Но все же, если опираться на практику, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития речи детей младшего школьного возраста недостаточен. Фразеологизмы в курсе русского языка содержат в себе весомый образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.

В начальной школе, работа с фразеологизмами должна быть направлена на усвоение определенных знаний, но и на развитие языкового чувства детей. Так же, данная работа хорошо пополняет словарный запас ребенка. Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, анализировать, работать с информацией.

Часто дети искаженно понимают значение встречающихся фразеологизмов, а иногда и не понимают вовсе. Необходимо пополнять словарный запас ребенка на каждом уроке.

Использовать работу с устойчивыми выражениями можно на любом уроке, не только на уроках русского языка и литературного чтения.

Примеры заданий с использованием фразеологизмов.

Русский язык. Тема: Самостоятельная часть речи – глагол.

Упражнение. Замени фразеологизмы одним словом. Запиши их. Определи род глаголов.

Петя весь урок клевал носом. Игорек летел с лестницы сломя голову. Ирина хотела начать рассказ, но слова, словно вылетели из головы. Малыш мастерил скворечник, не покладая рук. Весь день я сидел, сложа руки.

Литературное чтение. Работа над характерами сказочных героев.

Задание. Соотнеси фразеологизмы с характерами героев сказки.

Емеля

Падает с ног, но работу не бросает

Баба – Яга

Так и чешется язык

Золушка

Лежит и в ус не дует

Илья Муромец

Водит всех за нос

Айболит

Он не робкого десятка

Незнайка

Широкая душа


 

Окружающий мир. Работа по теме: «Животные».

Вставь нужное животное. Дай ему характеристику (класс, место обитания и т.д.).

Надулся как ____на крупу. Ползёшь, как ____. Нем, как ____. ____ на ухо наступил. Голоден, словно ____. Купил ____ в мешке. Изворотлив, как ____.

Математика.

Использование фразеологизмов при изучении конкретных тем.

Обещанного три года ждут (единицы измерения времени).

Одного круга. Шаром покати. Голова квадратная. Прямо в точку. Загнать в угол. Сидеть в четырех стенах (изучение геометрического материала).

От горшка два вершка (единицы измерения длины).

В двух шагах. В пяти минутах. Раз – два и готово. В два счета. За тридевять земель (решение задач на нахождение расстояния, скорости, времени).

Как две капли воды (симметрия).

Загнать в угол (углы).

В сотых раз. Во сто крат. На все сто (круглые числа).

Использование фразеологизмов в курсе «Искусство».

Музыка

Изобразительное искусство

Технология

Вперед и с песней

Белая ворона

Бить баклуши

Дудеть в уши

Жёлтый свет

Засучив рукава

Петь дифирамбы

Голубая кровь

Не жалея сил

Завести шарманку

Красное слово

До седьмого пота

Медведь на ухо наступил

Тоска зеленая

Без сучка без задоринки

Танцевать от печки

Сквозь розовые очки

Как из рога изобилия

Все по барабану

Черная полоса

Говорить под руку

Плясать под дудку

Блестящая возможность

Как в аптеке

Тянуть волынку

Черным по белому

Комар носа не подточит


 Физическая культура.

Быстрота. Только пятки сверкают. Со скоростью света. Впереди паровоза. Словно, пожар.

Меткость. Точность. Как пить дать. Глаз, как у орла.

Выносливость. Держаться на плаву. Семь потов сошло. Капля камень точит. Море по колено.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.