Справочный материал «Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе»
Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе
Большое внимание в работе по развитию речи отводят в начальной школе. Но все же, если опираться на практику, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень развития речи детей младшего школьного возраста недостаточен. Фразеологизмы в курсе русского языка содержат в себе весомый образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
В начальной школе, работа с фразеологизмами должна быть направлена на усвоение определенных знаний, но и на развитие языкового чувства детей. Так же, данная работа хорошо пополняет словарный запас ребенка. Работа над устойчивыми сочетаниями языка способствует формированию умения абстрагировать, анализировать, работать с информацией.
Часто дети искаженно понимают значение встречающихся фразеологизмов, а иногда и не понимают вовсе. Необходимо пополнять словарный запас ребенка на каждом уроке.
Использовать работу с устойчивыми выражениями можно на любом уроке, не только на уроках русского языка и литературного чтения.
Примеры заданий с использованием фразеологизмов.
Русский язык. Тема: Самостоятельная часть речи – глагол.
Упражнение. Замени фразеологизмы одним словом. Запиши их. Определи род глаголов.
Петя весь урок клевал носом. Игорек летел с лестницы сломя голову. Ирина хотела начать рассказ, но слова, словно вылетели из головы. Малыш мастерил скворечник, не покладая рук. Весь день я сидел, сложа руки.
Литературное чтение. Работа над характерами сказочных героев.
Задание. Соотнеси фразеологизмы с характерами героев сказки.
Емеля |
Падает с ног, но работу не бросает |
Баба – Яга |
Так и чешется язык |
Золушка |
Лежит и в ус не дует |
Илья Муромец |
Водит всех за нос |
Айболит |
Он не робкого десятка |
Незнайка |
Широкая душа |
Окружающий мир. Работа по теме: «Животные».
Вставь нужное животное. Дай ему характеристику (класс, место обитания и т.д.).
Надулся как ____на крупу. Ползёшь, как ____. Нем, как ____. ____ на ухо наступил. Голоден, словно ____. Купил ____ в мешке. Изворотлив, как ____.
Математика.
Использование фразеологизмов при изучении конкретных тем.
Обещанного три года ждут (единицы измерения времени).
Одного круга. Шаром покати. Голова квадратная. Прямо в точку. Загнать в угол. Сидеть в четырех стенах (изучение геометрического материала).
От горшка два вершка (единицы измерения длины).
В двух шагах. В пяти минутах. Раз – два и готово. В два счета. За тридевять земель (решение задач на нахождение расстояния, скорости, времени).
Как две капли воды (симметрия).
Загнать в угол (углы).
В сотых раз. Во сто крат. На все сто (круглые числа).
Использование фразеологизмов в курсе «Искусство».
Музыка |
Изобразительное искусство |
Технология |
Вперед и с песней |
Белая ворона |
Бить баклуши |
Дудеть в уши |
Жёлтый свет |
Засучив рукава |
Петь дифирамбы |
Голубая кровь |
Не жалея сил |
Завести шарманку |
Красное слово |
До седьмого пота |
Медведь на ухо наступил |
Тоска зеленая |
Без сучка без задоринки |
Танцевать от печки |
Сквозь розовые очки |
Как из рога изобилия |
Все по барабану |
Черная полоса |
Говорить под руку |
Плясать под дудку |
Блестящая возможность |
Как в аптеке |
Тянуть волынку |
Черным по белому |
Комар носа не подточит |
Физическая культура.
Быстрота. Только пятки сверкают. Со скоростью света. Впереди паровоза. Словно, пожар.
Меткость. Точность. Как пить дать. Глаз, как у орла.
Выносливость. Держаться на плаву. Семь потов сошло. Капля камень точит. Море по колено.