Методическая разработка «Модель предметно-развивающей среды в детском саду»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 2-
Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Модель развивающей предметно-пространственной среды
Подготовила: Носаева И.А
Воспитатель группы дошкольного образования
С.Пересыпкино 1-е
2018
Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы ДОУ.
Задачи:
- создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- создавать условия для физического развития;
- создавать условия для творческого самовыражения;
- создавать условия для проявления познавательной активности детей;
- создавать условия для участия родителей в жизни группы.
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми играет развивающая предметно-пространственная среда, так как большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе. Окружающая среда детей должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения способствует реализации основных направлений развития детей:
-социально-коммуникативному развитию;
- познавательному развитию;
- речевому развитию;
- художественно-эстетическому развитию;
- физическому развитию;
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
1.Уголок художественной литературы:
- направлен на формирование целостной картины мира, в том числе первичных представлений;
- развитие литературной речи;
- в уголке по художественной деятельности: книжки, литературные игры – викторины, сюжетные картинки.
2. Уголок природы:
- его цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями. Оборудование для ухода за комнатными растениями: леечки, тряпочки.
3. Уголок изобразительной деятельности:
- он вмещает много различного материала для развития детского творчества;
- здесь дети могут заниматься рисованием, лепкой, аппликацией.
4. Уголок театрализованной деятельности:
- в театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера;
- дети с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей;
- в этом уголке находятся: куклы Би-ба-бо, костюмы, маски.
5. Уголок конструктивной деятельности:
- в этом уголке представлены разные виды конструктора: мелкие и крупные лего, кубики;
- конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально;
- ребята с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их.
6. Физкультурный уголок:
- оборудованный разнообразным материалом для развития двигательной активности детей;
- он направлен на развитие двигательных качеств и способностей;
- комплектация: скакалки, обручи, резиновые мячи разных размеров, корзины для игр, кегли.
7. Центр сюжетно-ролевых игр:
- в жизни ребенка дошкольных возраста игра занимает одно из ведущих мест;
- сюжетно-ролевая игра подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников;
- игровой уголок оборудован: поликлиника, салон красоты, кафе.
8. Музыкальный уголок:
- работа в нем способствует развитию творческих способностей у детей, их музыкальности.
9. Уголок развивающих игр:
- он создан для развития у детей логического мышления и воображения, смекалки и сообразительности, памяти и речи;
- в нем собраны различные игры: лото, пазлы, домино, мозаика;
- весь материал подобран с учетом возраста детей.
10. Выставка детского творчества:
- уголок, где выставляются творческие работы детей.
Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама с собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие.
Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность. Но самое главное, развивающая среда должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.