Статья на тему «Создание предметно-развивающей среды, ориентированной на ребёнка»
«Создание предметно- развивающей среды, ориентированной на ребенка».
(отчет группы «Золотой ключик»)
С сентября 2016г мы начали работать над изменением предметно - развивающей среды в группе, ориентированной на ребенка. С целью индивидуализации предметно-пространственной среды нами был разработан план по преобразованию среды.
v Приходя в детский сад, дети нашей группы с удовольствием переворачивают свою фотографию в раздевалке на стенде «Здравствуйте, я пришел(а)!», оповещая тем самым окружающих, что они уже здесь. Одновременно вставляют в кармашек капельки смайлик-настроение, оценивая свое эмоциональное состояние, подбирая соответствующую пиктограмму.
v Мы постарались, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. Детские стульчики были отмечены наклейками с именами. Это оказалось к тому же очень удобным: всегда было понятно, кто оставил свой стульчик, не возникало проблем по поводу того, что кто-то занял не свой стул.
v Мы придумали для ребят еще один режимный момент: «Я все съел, и я все съела на обед», у которого был несомненный плюс: это очень хорошо стимулирует «малоежек».
v Также с целью реализации идеи индивидуализации среды мы предложили родителям принять участие в оформлении минипортфолио о каждом ребенке. Родители горячо поддержали нас в этом, и вскоре на шкафах в раздевалке появились красочные ладошки - работы родителей о своих детях. Все ладошки заламинированы, что позволяет им прослужить долго, и способствует эстетизации пространства.
v Затем мы предложили родителям оформить «Портфолио ребенка». Многие родители откликнулись и принесли очень красочные и разнообразные портфолио, в которых они будут формировать копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
v Обязательно к каким-либо событиям в жизни ребенка мы готовим поздравление, например, «С днем рождения», вручаем ему медаль «Именинника». Это позволяет ребенку почувствовать себя самым главным в этот день.
v Кармашки «Мальчики + девочки» помогает детям освоить навыки счета, ребята поняли, что самих себя считать гораздо интереснее, кроме того, у детей развиваются зрительная память, мыслительные процессы, навыки сравнения чисел. Считают они себя теперь по несколько раз в день.
v Стенд «Звезда дня» вывешен в раздевалке на самом видном месте с фотографией дошкольника. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самооценки.
v Для того, чтобы дети принимали непосредственное участие в ежедневной работе группы оформили коробочку «Деловые хлопоты», которая заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «гардеробщик», «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «счетовод» и др. поручения, которые предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
v В группе мы устраиваем персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение оценивать работы товарища.
v Мы столкнулись с тем, что дети не хотят убирать за собой игрушки после игр, дежурить и т.д. Подумав, мы решили ввести «Медали дежурных». Ребята выбирают зону деятельности по желанию, и тщательно выполняют задание. Процесс уборки игровых зон занимает совсем немного времени и превращается для детей в ответственное поручение. Это учит их принимать решения, учит самоконтролю, воспитывает желание поддерживать порядок и уважать труд своих товарищей и взрослых.
v Для связи с родителями у нас появилась «СМС-почта». Мы планируем отправлять короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших с детьми в течение дня, а также ждем вопросы от родителей. Надеемся, что этот современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка будет у нас действующим.
v Есть и «Уголок уединения» — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть, почитать. У нас это диванчик с подушками, книги, штора, которая позволят отгородиться от окружающих, посмотреть книжку, почитать ее.
v Рубрика "Я умею". Таблица заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности, служит для ребенка – стремление к совершенству, для педагога - как помощь для планирования индивидуальной работы.
v Знакомство детей и родителей с продуктами детской деятельности мы отражаем в постоянно действующей «Стене творчества».
v При изучении какой-либо лексической темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это способствует обогащению среды группы, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.
v Предметно- развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность и так далее.
В планах: Мы хотим попробовать ввести ежедневное поощрение детей за успехи и достижения – «Ладошка успеха»
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Мастина Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Бойко Светлана Владимировна