Проектно-исследовательская работа «Организация своего активного отдыха»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36»
Города ЧЕБОКСАРЫ Чувашской республики
школьная научно-практическая конференция - 2019
СЕКЦИЯ: ЗДОРОВЬЕ И СПОРТ
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОЕГО АКТИВНОГО ОТДЫХА
Научный руководитель:
Копотева Ирина Викторовна,
учитель физкультуры МБОУ «СОШ № 36» г. Чебоксары
г. Чебоксары – 2019 г.
Введение
Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, плавание или просто бег трусцой в ближайшем парке или сквере. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, смартфонов, гаджетов облегчающих наш бытовой труд, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Чтобы поддерживать здоровый образ жизни я не представляю его без активного отдыха.
Об активном отдыхе у моих сверстников не достаточное представление и они не знают о важности того, насколько активный отдых может улучшить здоровье и качество жизни.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни – это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). Здоровье человека зависит, в первую очередь, от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ)
Основная двигательная активность приходится на первую половину дня в виде: уроков физкультуры 3 часа в неделю, динамического часа, что крайне мало,и активный отдых служит помощником для поддержания хорошего настроения и укрепления здоровья.
Свободное время – это время, которое человек может посвятить, в числе прочего, заботам о своем здоровье и самочувствии, восстановлению сил. Этим целям служит активный отдых, связанный с двигательной деятельностью: подвижные и спортивные игры, походы, физкультурно-спортивные конкурсы и т. п. Особую значимость сегодня приобретает активный отдых всей семьей, поскольку он способствует решению проблем не только оздоровительного и, собственно, физкультурного характера, но и проблем, связанных с семейным микроклиматом. Вряд ли найдется хоть один взрослый человек, не понимающий значения активного отдыха (лучше всего, на свежем воздухе) для своего здоровья и для здоровья своих детей.
Активный отдых положительно влияет на здоровье и самочувствие, настроение и скорость восстановления организма после работы, учебы, на отношение к двигательной активности, к физической культуре, способствует повышению работоспособности и, в целом, формированию навыков здорового образа жизни. Тем не менее, большое количество «среднестатистических» россиян предпочитают сами отдыхать пассивно (перед телевизором, за компьютером, в кафе) и мало заботятся об организации активного отдыха собственных детей. Объясняется это и не достаточным пониманием восстановительных возможностей активного отдыха, и неумением правильно организовать свой отдых, и отсутствием мест, где возможно активно отдохнуть всей семьей без значительных затрат.
Цель работы:
Изучение влияния активного отдыха на наше здоровье.
Задачи:
1) изучить теоретическую литературу по изучению влияния активного отдыха на наше здоровье.
2) анализ своих знаний и умений при организации самостоятельных занятий.
3)изучение эффективности активного отдыха для подготовки к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Изучение влияния активного отдыха на наше здоровье.
Значение активного отдыха и спорта.
Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, плавание или просто бег трусцой в ближайшем парке или сквере. Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.
Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Они оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают глазомер точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно - сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и способствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости и решительности. Необходимость соблюдения определенных правил в спортивных играх и игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.
Значительную роль также играют занятия такими видами спорта как бег, плавание и другие, доступные всем формы занятий физкультурой и спортом. Ежегодный отдых обеспечивается в период отпуска. Для более эффективного отдыха рекомендуется полностью уйти от обычных занятий, изменить обстановку. Очень полезно пребывание во время отдыха на природе - в лесу, у реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами, туристическими походами, занятиями физкультурой и спортом.
Ещё в 19 веке русский учёный-физиолог Иван Михайлович Сеченов доказал, что усталость намного быстрее снимается не при абсолютном покое организма (что является пассивным отдыхом), а в результате смены рода деятельности.
Польза от посещения хотя бы пару раз в неделю тренировок, на которых вы сможете выполнять физические упражнения, будет просто неоценима для вашего здоровья. Такой активный отдых обеспечит вам бодрость, хорошее настроение, отличное самочувствие и быстрое восстановление сил.
Образ жизни на 50 % определяет здоровье человека. При этом, если не принимать во внимание наличие наследственных и генетических заболеваний, именно физическое здоровье в меньшей, по сравнению с психическим и социальным, степени зависит от внешних факторов, точнее, в большей степени зависит от самого человека, от его активности, образа жизни.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни. В свою очередь, благополучие человека обусловливается гармоничным сочетанием физических, социальных, психических (интеллектуальных), духовных, эмоциональных составляющих его жизни. То есть здоровье включает три основных компонента: физическое, психическое и социальное (или нравственное) здоровье.
Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное (социальное) здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. К ним относятся: окружающая среда (условия жизни, экология, окружение), социально-культурные и экономико-политические факторы (в том числе, уровень здравоохранения в государстве, уровень жизни граждан), наследственность, образ жизни.
Особую озабоченность вызывает недостаточность двигательной активности у детей и подростков. С началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50 %, потребность в движениях не удовлетворяется, причем по мере взросления уровень двигательной активности снижается. От 82 до 85 % дневного времени большинство школьников проводят в статическом положении, произвольная двигательная активность у них составляет 16–19 %, на организованные формы физического воспитания отводится только 1–3 % времени. При этом уроки физической культуры восполняют лишь 40 % суточной потребности детей в движениях (в те дни, когда есть уроки физической культуры) и около 11 % – недельной. Следовательно, необходимы обязательные дополнительные занятия физическими упражнениями. Как показывает практика, дети с более высоким двигательным режимом лучше остальных сверстников успевают в общеобразовательной школе, более устойчивы к простудным заболеваниям.
Начиная с самого раннего возраста, важно воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Однако сложившиеся в обществе условия (экономические, социальные и, в первую очередь, образовательные) не способствуют формированию у населения должной мотивации к здоровому жизни. Двигательная активность в свободное время – обеспечивает оптимальный двигательный режим. Оптимальный двигательный режим – является компонентом здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья Здоровье граждан – важное условие их продуктивной деятельности и, следовательно, процветания общества образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые имеют такие привычки.
Поскольку для достижения оптимального двигательного режима детьми, подростками (а также учащейся молодежью) совершенно не достаточно регламентированных учебными планами занятий физической культурой в школе, необходимо повышение двигательной активности в свободное время путем организации физкультурно-активного отдыха. Это же полезно и для взрослых.
Досуг – часть свободного (нерабочего) времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (у взрослых – работа по дому, подготовка к работе и т. п., у детей – уроки, дополнительные занятия и т. д.).
Французский социолог Ж. Р. Дюмазедье определяет досуг как некие занятия, которые человек осуществляет по собственной воле после того как он выполнит свои профессиональные и общественные обязанности – это отдых, развлечение, самосовершенствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общественной жизни. То есть досуг – это содержательное наполнение свободного времени.
Активный отдых способствует воспроизводству сил человека с превышением исходного уровня, дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых (физкультура, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры на свежем воздухе и т. п.), в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки.
Важнейшим фактором становления у детей и подростков мотивации и навыков продуктивной организации досуга является семья: отношения, статус, культурный уровень и т. д. Поэтому целесообразно решать проблему формирования мотивации к активному отдыху не отдельно для детей (подростков) и взрослых, а для семей.
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства приучить его к двигательной активности, научить его вести здоровый образ жизни.
К наиболее эмоционально-насыщенным и легким в организации относятся такие формы семейного физического воспитания, как прогулки (пешие, лыжные, велосипедные и т. п.), походы, подвижные и спортивные игры на свежем воздухе (либо в специально оборудованных помещениях) и т. п. Подобным образом организованное свободное время семьи не только способствует укреплению здоровья и улучшению самочувствия ее членов, но и нормализации семейных отношений.
Отдельную проблему составляет организация собственного досуга детьми и подростками. Существование огромного количества свободного времени (ранее оно заполнялось отправками в колхозы, стройотряды, общественной работой в рамках пионерской и комсомольской организации, кружками по интересам, т. е. досуг молодежи был организован) заставляет молодых людей самим себе его организовывать. Не достаточная просвещенность в вопросах продуктивного времяпровождения, отсутствие необходимых организационных структур и т. п. приводит к тому, что дети и подростки, будучи предоставленными сами себе в свободное время, проводят его не просто бездарно, но и, зачастую, асоциально. Социальная незадействованность провоцирует развитие антисоциального поведения. «От нечего делать» сегодня совершается большинство хулиганских выходок; начинается употребление алкогольных, наркотических и токсических средств «за компанию». Не нужда, потребность в предметах первой необходимости заставляют молодых людей вступить сегодня на путь криминала. Вседозволенность, распущенность, желание позабавиться, «оторваться», продемонстрировать свою силу и мощь, «крутизну», зачастую проявляемые сами по себе – просто так, «от нечего делать», подкрепленные иждивенческой установкой к жизни, являются основными причинами небывалого роста правонарушений среди людей молодого возраста. А сегодня подавляющее большинство молодежи предпочитает именно пассивный отдых: дома – просмотр телепередач, компьютер, общение с друзьями; вне дома, в зависимости от возраста – прогулки на улице, посещение дискотек и кафе.
В структуре активного отдыха следует выделять физкультурно-активный (в том числе, семейный) отдых. В его содержание не обязательно включать такие формы двигательной активности, как самостоятельные занятия в физкультурно-спортивных клубах, секциях, залах. Это связано с тем, что подавляющее большинство граждан (как детей, так и взрослых) разделяют организованные занятия физической культурой и спортом в свободное от работы время и активный (в том числе, семейный) отдых, и не включают первые в структуру своего досуга. Кроме того, организованные занятия в клубах и спортивных залах, пусть и вполне эффективные, носят, преимущественно, индивидуальный характер и не предполагают использования данной формы для организации активного семейного отдыха, следовательно, мало способствуют решению задач физического воспитания детей, нормализации семейного микроклимата, укрепления здоровья всех членов семьи.
Актуальными задачами внеклассной работы являются: укрепление здоровья, закаливание организма, разностороннее физическое развитие учащихся; углубление и расширение знаний, умение и навыков, получаемых учащимся на уроках физической культуры; организация здорового отдыха учащихся; привитие учащимся любви к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Учитывая, что школьные педагоги призваны не только решать образовательные задачи в учебно-воспитательном процессе, но и осуществлять работу с родителями школьников, а также тот факт, что в функции учителей физической культуры входит и организация внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся. Помощь им в этом могут и должны оказывать классные руководители (осуществляя работу со «своими» учащимися и их родителями) в рамках общей воспитательной деятельности.
В частности, в процессе организованного, управляемого и контролируемого взрослыми (педагогами) активного отдыха, эффективнее будут осваиваться ценности физической культуры, здорового образа жизни, развиваться физические качества и способности, совершенствоваться двигательные умения. Закономерно ожидать и повышения интереса и позитивного отношения школьников к урокам физической культуры (что, как отмечают многие учителя, сегодня весьма актуально), а также изменения позиции родителей по данному вопросу. Практика показывает, что современные родители не просто недооценивают значение физической культуры как учебного предмета, но и практически полностью игнорируют свои обязанности по физическому воспитанию детей. Оздоровительный эффект активного отдыха вообще не нуждается в комментариях.
К тому же нельзя забывать, что в микрорайонах на сегодняшний день практически не осталось (за редким исключением) муниципальных (бесплатных либо относительно недорогих для желающих заниматься) физкультурно-спортивных сооружений; те, что имеются – принадлежат образовательным учреждениям, прежде всего – общеобразовательным школам. Кроме того, большинство среднестатистических россиян не достаточно осведомлены (как будет показано далее) об интересных, разнообразных и эффективных способах организации своего (а также, семейного) активного отдыха и нуждаются в том, чтобы, по крайней мере, на первых порах, их активный отдых был организован специалистами.
Человек-творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Спорт- это один из вариантов проведения досуга. Спорт и здоровый образ жизни неразрывно связаны друг с другом. Положительно влияет спорт на характер и здоровье человека.
Активный отдых и участие в спортивных мероприятиях способствуют повышению самооценки и укреплению здоровья. Занятия спортом также помогают поддерживать отличную физическую форму. Каждая минута занятия спортом продлевает жизнь человека на 1 час.
Анализ своих знаний и умений
при организации самостоятельных занятий.
Ялюблю заниматься физкультурой и активным отдыхом. Это позволяет быть мне здоровым, сильным. Для этого в выходные дни или после школы обязательно заниматься активным отдыхом.
Также активный отдых на свежем воздухе закаляет организм. Поэтому зимой моим активным отдыхом являются катание на коньках и на лыжах.
Летом очень люблю играть в футбол. Спортивные игры развивают глазомер точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно - сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее, как средство активного отдыха.
Еще у меня дома есть турник. С помощью него я подтягиваюсь и делаю разные упражнения. Подтягивание на турнике является отличным способом привести в норму скелетную и мускульную системы всего тела.
При занятиях на турнике:
- развиваются и укрепляются мышцы спины;
- улучшается состояние грудных мышц;
- формируется брюшной пресс;
- положительно воздействует на силу хвата;
- развивает мышцы плеч и предплечий;
- укрепляет позвоночник.
Еще я люблю плавание. Оно благоприятно воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательную систему. Также плавание является одним из видов закаливания. Плавать летом можно и на речке, и на море, но только под присмотром взрослых. Это очень весело, а главное полезно. Очень полезно пребывание во время отдыха на природе - у реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами.
Для анализа своих знаний и умений, и чтобы,выявить наличие/отсутствие потребностей в организации активного отдыха и в определении предпочтений, было использовано анкетирование, как один из эффективных способов подобных исследований. Можно использовать, например, нижеуказанную.
Анкета
(предназначена для школьников)
1. Чем ты обычно занимаешься в свободное время в будние дни?
2. Как ты обычно проводишь выходные дни?
3. Часто ли вы отдыхаете всей семьей?
4. Нравится ли тебе активный отдых с друзьями (подвижные
игры, соревнования и т. д.)?
5. Устраиваются ли в твоей семье совместные походы на природу, игры на свежем воздухе?
6. Занимаетесь ли вы дома физической культурой?
7. Есть ли в твоей семье любимые всеми виды отдыхе? Какие?
8. Хотел бы ты, чтобы вы всей семьей чаще отдыхали вместе,
совместно участвуя в подвижных и спортивных играх, конкурсах
и т. п.?
9. Назови, если знаешь, подвижные игры, конкурсы, эстафеты
и т. п., в которых может участвовать вся семья.
10. Как ты думаешь, какую пользу может принести активный
отдых всей семьей?
11. Хотел бы ты, чтобы твои родители (другие члены семьи)
меньше уставали, хорошо себя чувствовали, были в хорошем
настроении?
12. Часто ли ты ссоришься с родителями (другими членами семьи)?
13. Как ты относишься к урокам физической культуры в школе?
41
14. Пропускаешь ли ты уроки физической культуры без уважительной причины?
12. Часто ли ты испытываешь усталость после школы?
13. Что ты делаешь для того, чтобы снять усталость в конце
дня?
14. Испытываешь ли ты усталость в конце рабочей недели?
15. Что ты делаешь, чтобы отдохнуть и подготовиться к новой
рабочей неделе?
16. Как бы ты хотел отдыхать всей семьей (ходить в походы,
участвовать в физкультурно-спортивных эстафетах, спортивных
соревнованиях, играть в подвижные (в том числе, народные) и
спортивные игры, другое)?
17. К какому дню в течение рабочей недели ты начинаешь чувствовать усталость?
18. Часто ли у тебя без видимых причин портится настроение,
наступает вялость?
19. Как ты относишься к отдыху всей семьей?
20. Можно ли сказать, что твоя семья живет весело и интересно?
Изучение эффективности активного отдыха
для подготовки к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Активный отдых -это эффективное времяпровождение, которое позволяет человеку снять стресс и усталость, это смена деятельности одной, которая вызвала утомление на другую.Эффект активного отдыха зависитпрежде всего от характера утомления: он не обнаруживается прилегкой предшествующей работе и постепенно возрастает с увеличением ее интенсивности.
Активный отдых и занятия по физкультуре подготовили меня к сдаче норм ВФСК «ГТО». При их сдаче учитывают возрастные категории. Поэтому каждый может сдать нормы ВФСК «ГТО» и узнать свои возможности. Систематические занятия по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО, особенно учащейся молодежи, позволяют постепенно приобщаться к физической культуре и спорту, подниматься по ступенькам спортивного мастерства. Организация работы по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностно ориентированной направленности, обязательности медицинского контроля, учета региональных особенностей и национальных традиций.
В 2018 году я первый раз сдал эти нормы и получил бронзовый знак отличия. Я надеюсь, что в следующий раз у меня будут лучше результаты. Для этого мне надо правильно организовать свой активный отдых, серьезно относиться к спорту.
Заключение
Активный (или эффективный) отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Труд и отдых неразрывно связанны между собой в любой деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Рациональный режим труда и отдыха позволяет сохранить здоровье и высокую трудоспособность в течение длительного времени.
Выбор рационального режима отдыха определяется многими факторами, в частности условиями труда, возрастом и т.д.
В результате, проведенной мной исследовательской работы, были сделаны следующие выводы:
- активный отдых обеспечивает нормальные физиологические процессы в организме;
- активный отдых поддерживает тонус мускулатуры;
- активный отдых обеспечивает хорошее настроение;
- активный отдых укрепляет здоровье.
Библиографический список
1. Жеребцов А.B. Физкультура и труд. - М:1986. - С. 183
2. Сапоян Г.Г. Физкультура в режиме для трудящихся. - М: 1979. - С. 154..
3. Интернет-источники:
https://studbooks.net/715449/turizm/aktivnyy_otdyh_primeneniya_znacheniya
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=731073
http://www.studmed.ru/view/referat-aktivnyy-otdyh_8b8bc73ee6f.html
https://kubsau.ru/upload/iblock/4ae/4ae554b6c978e7be565c6164ca5bc437.pdf