Урок по теме «Количество вещества. Молярная масса вещества» (8 класс)
Место урока в тематическом плане: раздел 2 «Первоначальные химические понятия» урок № 6.
Тип урока: комбинированный урок.
Предметные задачи урока:
1. Закрепить умение рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по периодической таблице Д.И. Менделеева.
2. Сформировать понятие «количество вещества»; а также навыки перевода количества вещества в массу вещества и, наоборот, массы вещества в количество вещества.
Трудности, с которыми сталкивается учитель при объяснении данной темы, связаны с разным уровнем развития у обучающихся регулятивных учебных действий. Поэтому после определения понятий «количество вещества», «молярная масса вещества» целесообразно выдать обучающимся задание: рассчитать молярную массу большого числа веществ и поработать индивидуально с отстающими обучающимися.
Когда наиболее активные обучающиеся справятся с заданием 1, остановить выполнение этого задания и разобрать с классом формулу для пересчета количества вещества в массу вещества. Выдать задание 2: рассчитать массу 2 моль, 5 моль первых десяти веществ.
После окончания активными обучающимися задания 2, остановить выполнение этого задания и разобрать с классом способ пересчета массы вещества в количество вещества. Выдать задание 3: определить, сколько моль составляют 54 г воды; 4,4 г углекислого газа; 20 г гидроксида натрия; 320 г кислорода; 9,8 г серной кислоты.
В конце урока у активных обучающихся взять тетради на проверку, остальному классу записать задание на дом: доделать классную работу.
Ход урока.
1 Организационный момент.
2 Объяснение нового материала.
Записываем в тетрадь тему урока «Количество вещества. Молярная масса вещества».
Количество вещества – это физическая величина, которая обозначается буквой n и имеет единицу измерения моль. Что такое 1 моль?
Записываем: 1 моль – это порция вещества, в которой содержится 6,02х1023 частиц этого вещества. Почему именно такую порцию приняли за 1 моль? Потому, что масса такой порции вещества будет численно равна относительной молекулярной массе вещества, и ее можно рассчитать без взвешивания.
Масса одного моль вещества называется молярной массой, обозначается буквой М и измеряется в г/моль.
3 Формирование навыков расчета молярной массы вещества, массы вещества и количества вещества.
Задание 1. Рассчитайте молярную массу следующих веществ: H2O, CO2, H2SO4, NaOH, O2, N2, SO3, P2O5, CaCO3, Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, KNO3, H3PO4, NaCl
Разберем, как оформляется это задание.
Какую величину нам нужно найти? Молярную массу вещества.
Записываем M(H2O)=[Mr(H2O)]=[2+16]=18 г/моль. Один моль воды весит 18 г.
И так рассчитываем молярные массы всех остальных веществ.
Следующее задание. Мы рассчитали массу 1 моль вещества. А можем мы рассчитать массу 5 моль вещества? Как?
Запишите формулу m(вещества)=n х M(вещества)
Задание 2. Рассчитайте массу 2 моль и 5 моль первых десяти веществ.
Следующее задание. А можем ли мы, зная массу вещества определить количество этого вещества? Как?
Записываем формулу n=m(вещества)/M(вещества)
Задание 3. Рассчитайте, сколько моль составляют 54 г воды; 4,4 г углекислого газа; 20 г гидроксида натрия; 320 г кислорода; 9,8 г серной кислоты.
4 Проверка ответов и выдача домашнего задания.