Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 32 «Золушка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Статья
на тему:
«Организация работы
по патриотическому воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста»
Выполнила Скарякина Н.Н, старший воспитатель
Июнь 2022г.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место и в разное время исследованиями этой проблемы занимались такие педагоги как К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. Но особенно актуальной проблема патриотического воспитания стала сегодня. Современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Стоит отметить, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Патриотическое чувство по своей природе интегрально, поэтому нравственно-патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, но и физического воспитания.
Работа с детьми должна быть:
целенаправленной (любая работа, проводимая в детском коллективе, должна содержать воспитательный компонент, касающийся патриотизма в отношении своей страны);
систематической (работа должна проводиться регулярно, вписываясь в контекст разных занятий и игр, а накануне государственных праздников следует
готовить отдельные мероприятия);
всеобщей (решение воспитательных задач должно происходить на всех уровнях взаимодействия ребёнка с другими людьми — семьёй, сверстниками и воспитателями).
В работе с детьми педагогами должны использоваться разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
рассказы воспитателя, беседы о родном городе, стране, её истории;
наблюдение за изменениями в облике родного города;
за трудом людей в детском саду и в городе;
показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);
использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
организация тематических выставок;
участие в общественных и народных календарных праздниках;
конкурс чтецов;
игры;
участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;
участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Сегодня также совершенно необходимо внедрять и современные технологии в процесс воспитания детей. Сейчас создаются инновационные методы использования технологий с применением компьютерной техники. Примером может служить флеш-анимация. Флеш-анимация – это вид векторной компьютерной графики, который позволяет с достаточной простотой и наименьшими затратами создавать анимационные фильмы.
Так же к инновационным нововведениям можно отнести и применение метода проектов, компьютерных игр, web-квестов и других. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.
Средством нравственно-патриотического воспитания является и атмосфера, в которой живет ребенок, а так как ребёнок проводит большую часть времени в детском саду, то в группах должна быть создана развивающая среда для патриотического воспитания детей. И наша с вами задача пробудить в ребенке чувство патриотизма, именно пробудить, а не навязать.
Оформляя патриотический уголок в группе дошкольного учреждения, необходимо учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Не стоит также забывать про безопасность, доступность и эстетичность материалов.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь воспитателя с родителями. В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципов: единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности; совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща.
Формы совместной с родителями деятельности по патриотическому воспитанию детей разнообразны.
Также результативность работы по воспитанию патриотизма у дошкольников предполагает соответствующий уровень профессиональной компетентности педагогов. Патриотическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области нравственно-патриотического воспитания, сам является патриотом. Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция - самый сильнодействующий фактор воспитания). Чтобы быть примером для детей мы с вами должны постоянно повышать профессиональную компетентность. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Для того, чтобы поддерживать ее на высоте, воспитателю приходится постоянно совершенствовать свое мастерство.
Вывод: Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.