Статья «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
В последние годы в современном обществе заметна тенденция к негативизму и снижению патриотизма среди детей и молодёжи. Однако взаимодействие с подростками и детьми старших классов может быть осложнено в силу возрастных особенностей психики.
Воспитывать уважение к государству и своей родине нужно гораздо раньше.
Патриотическое воспитание, которое в настоящее время выделено как отдельное направление политики государства, следует закладывать в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период ребёнок наиболее восприимчив и доверяет взрослым. Указанный возраст характеризуется желанием подражать старшим и воспитателю, на которого ложится систематическая и целенаправленная работа с детьми.
Формированию чувства патриотизма способствуют такие методические средства, как:
беседа с педагогом
чтение рассказов
просмотр фильмов, передач
просмотр картин
Литература способна многое дать детям старшего дошкольного возраста, которые начинают воспринимать книги как источник важной информации. Этот период может стать благоприятным для воспитания гражданского самосознания, обогащения кругозора и появления знаний о родной стране, крае, малой родине.
Отдельно стоит выделить влияние народной культуры на воспитание детей. Если ребёнок с детского сада знакомится с традициями, культурой и искусством своего народа. Это оказывает сильное влияние на его интеллектуальное и духовное развитие. Именно духовно-нравственное начало личности является той основой, на которой произрастает патриотизм как системное свойство индивидуума.
Патриотическое воспитание детей состоит из таких составляющих:
Интеллект и эмоции – появляется знание, формируется система и осознаётся ценность патриотических убеждений.
Потребности и мотивация – развиваются интересы и стремления патриотического характера.
Практика и деятельность – формируются навыки и привычки патриотической деятельности.
Патриотическое воспитание включает множество различных аспектов, среди которых можно выделить включение боевых традиций, формирование героического самосознания, гордости за собственную нацию и принадлежность к ней.
Каждое из направлений, будь то социальное, культурное или историческое, направлено на развитие у подрастающего поколения качеств сильной, целостной, гармоничной личности с активной жизненной позицией.
Ребёнок, в котором заложен прочный фундамент культурно-нравственных ценностей, легче и эффективнее проходит этап самоидентификации в социуме, неотделимом от культуры собственной нации.
Запуская механизм адаптации к окружающему миру, необходимо понимать основу процессов психологического развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Воспитание в патриотическом ключе принесёт плоды, которые останутся с человеком на всю жизнь.
Задача по патриотическому воспитанию возлагается не только на детский сад и начальную школу. Важную роль в вопросе привития духовных ценностей играет институт семьи, который также в настоящее время испытывает неоднозначное воздействие существующих реалий. Как и в любых других воспитательных вопросах, родители должны действовать в сотрудничестве с педагогами, чтобы формировать гармоничную картину мира ребёнка.
Преодоление духовного кризиса современного общества можно по праву считать одной из важнейших задач существующей педагогики. Любовь к отчизне становится чувством более высокого порядка по сравнению с физической и психологической привязанностью и требует грамотной и тщательной подготовки. Любовь к месту, в котором ребёнок родился, окружающим людям и собственной жизни формируется естественным образом, а патриотизм же нужно вырастить.
Один из известных отечественных педагогов К. Д. Ушинский считал народное воспитание одним из основополагающих в педагогике. Оно неотделимо от специфики нации, которая веками накапливала собственный опыт. Знание традиций, истории, культуры, искусства своего народа помогает ребёнку ощутить гордость за свою Родину, осознать величие своей страны и развивает в человеке чувство собственного достоинства.