Организация работы с группой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
Организация работы с группой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
преподаватель Хиндогина Мария Григорьевна
БУ "Нижневартовский политехнический колледж"
В системе организации работы с группой выделяют два направления:
Меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех студентов в жизнь колледжа,
Меры специальной профилактики, состоящие в выявлении студентов, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении с ними индивидуальной работы.
В отличие от многих педагогов нашего колледжа, у меня нет большого опыта работы с группой, со студентами. Поэтому, думаю, что ничего нового я не сообщу). Тем не менее,расскажу из своего опыта работы.
Всем нам известно, что самое лучшее средство предупредить правонарушения среди студентов – это занять их полезной деятельностью, чтобы времени на плохие поступки не оставалось.
Опишу методы вовлечения студентов в полезную деятельность, которые применяю:
Анкета первокурсника. Где ребята, отвечая на вопросы, описывают свои творческие, профессиональные, спортивные и другие способности. Это позволяет в дальнейшем направить их в нужное русло, занять их интересным, свойственным характеру делом.
Мотивация. С первых занятий рассказываю о секциях, кружках, профессиональных, творческих, спортивных, волонтерских мероприятиях, в которых ежегодно участвуют наши студенты.Красочно описываю будущее ребят, если они примут участие в данных мероприятиях:
Возможность заработать дополнительный плюс к экзамену/зачету.
Повышенная стипендия; стипендия мэра города, губернатора округа, президента России.
Возможность путешествовать со своими единомышленниками, как по округу, так и за его пределами.
Фотографии самых активных и успешных студентов украшают доску почета, мимо которой так приятно потом идти и видеть свое позитивное фото.
Дипломы за серьезные достижения дают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ на бюджетные места.
При всем этом привожу на примере из своего опыта конкретные конкурсы, достижения студентов разных специальностей, рассказываю, как проходят поездки и т.д. Когда ребята слышат реальные истории, тут же возникает мотивирующий вопрос – А чем я хуже?
Мотивирую студентов не только группы, в которой являюсь куратором, но и других.
Поиск мероприятий по интересам и возможностям студентов.
Не каждый студент, например, соглашается участвовать в современных платных олимпиадах. Поэтому стараюсь найти более подходящие. Если это студенты старших курсов, то для них подыскиваю конкурсы и олимпиады по профессиональным дисциплинам.
Участие в волонтерской деятельности.
Никогда никого не заставляю. В беседе говорю, что понимаю особенности каждого человека. Кому-то интересно помогать инвалидам, домам престарелых, бездомным животным и т.п. А кому-то не интересно. Это – личное дело каждого.
Интересно то, что доброе дело – заразительно. После каждой беседы участников-волонтеров становиться больше.
Хотелось бы пару слов сказать о форме общения со студентами. Я придерживаюсь стиля общения, когда преподаватель воспринимается как старший товарищ, с которым можно вести доверительные разговоры и в рамках его профессиональной деятельности и вне ее. Но здесь тоже очень важно не забывать о своем призвании, не перегибать, как говориться палку. Те более, что в некоторых случаях установить такое общение не получается.
Если говорить о студентах, нуждающихся в особом педагогическом внимании, то такие есть, наверное, в каждой группе.
Мои методы работы:
Беседы с группой и педагогами об особенностях тех или иных студентов, требующих особого внимания (ребята инвалиды, сироты, малообщительные студенты и т.п.). Есть студенты, которые, придя в новый коллектив, получают возможность заново показать себя, изменить отношение к себе окружающих. В этом случае многое зависит от коллектива и работы педагога.
Здесь очень важный момент –не переусердствовать с вниманием. Чтобы подросток чувствовал себя полноправным членом коллектива, таким же, как и все остальные.
Обязательное участие ВСЕХ студентов группы в общих мероприятиях. В любом студенческом коллективе можно найти ребят, которые привлекут к участию всех без исключения, найдя для каждого подходящий вид деятельности.
Здесь же добавлю, что помимо организации, помощи, сопровождения группы в каком-либо мероприятии, не нужно бояться дать им попытку самостоятельности. Тогда в следующий раз студенты сами начнут предлагать новые идеи.
Формирование положительного климата в группе.
Проведении со студентами индивидуальной работы
В заключении хочу сказать:
Каждый взятый в целом коллектив, он как индивидуальная личность – со своими особенностями, со своим характером. Поэтому одни и те же методы в разных группах не работают.
В каждой группе нужно попытаться найти изюминку, рычажки, которые помогут направить ее в нужном, правильном направлении.
Желаю всем успехов в работе с вашими студентами!