Организация работы с родителями посредством реализации социально-значимых проектов
«Организация работы с родителями
посредством реализации социально-значимых проектов»
Несомненно, семья играет главную роль в воспитании подрастающего поколения. Одна из приоритетных задач образовательного учреждения – создание партнёрских отношений с родительской общественностью. Именно совместная деятельность родителей и учащихся помогает не только узнать своих детей, их привычки и интересы, но и осознать важность взаимодействия. Главную роль в организации такого сотрудничества осуществляет классный руководитель.
На протяжении 8 лет, являясь классным руководителем, стараюсь строить воспитательную работу с опорой наактивноевзаимодействие с семьямисвоих учеников, в основе которого лежит интерес обеих сторон в раскрытии, развитии у ребенка лучших качеств личности, его творческих способностей. Процесс такого взаимодействия направлен на активное включение родительской общественности во внеурочную деятельность, в учебный процесс, организацию досуга детей.
Использую разнообразные формы работы с семьей. Одна из основных – это социально – значимый проект. В ходе проектной деятельности осуществляется просвещение родителей по вопросам воспитанияи развития детей; привлечение родителей к участию в деятельности школы через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации мероприятий. Всё это вызывает у родителей интерес к успехам своего ребёнка.
В процессе проектной деятельности учитель, ученик и родители становятся равноправными партнерами, идущими к одной общей цели. Для учащихся очень важно выполнять эту работу не как очередное задание, а как увлекательное мероприятие. Работая вместе с ребёнком над социально - значимым проектом, мы не просто помогаем ему выполнить работу, а становимся главными помощниками, советчиками, друзьями для него.
Реализацию проектов начинаем с младшего школьного возраста.
Класс | Название проекта | Цель проекта | Содержание проекта |
5-6 классы | «Школьный дворик» | Создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы | Благоустройство школьной территории (ремонт и сооружение новыхскамеек, оформление цветника) |
7 класс | «Полоса препятствий» | Создание условий для привлечения обучающихся к систематическим занятиям спортом с целью оздоровления, физического развития личности | Покраска спортивного оборудования, восстановление прыжковой ямы, полосы препятствий |
8 классы | «Школьная скамейка» | Изготовление скамейки для школьного интерьера | Изготовление, покраска скамеек из старой школьной мебели |
9-11 классы | «Память о прошлом -дорога в будущее» (приложение 1) | Воспитание уважения к прошлому и настоящему, традициям и культуре своего народа, воспитание личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями через создание музея села | Оформление комнаты сельского музея «Быт населения села в 18-19 веках», пополнение комнаты новыми экспонатами |
Анализ представленной таблицы показывает, что без помощи родителей ни один из проектов реализовать невозможно.
Работа над проектом состоит из 3 этапов:
1.Подготовительныйэтап.
2.Практический этап.
3.Заключительный этап.
На каждом этапе формируется определенная деятельность участников проекта.На первом этапе мотивируем родителей к участию в проекте: на родительском собрании учащиеся презентуют проект, который планируют реализовать. Затем проводим анкетирование, опрос, что могут предложить сами родители, и какую оказать помощь. Затем участники проекта определяют совместную и самостоятельную деятельность.
На втором этапе, практическом, выполняем запланированную работу. Зачастую это работа, требующая определенных строительных навыков, творческого подхода. Здесь и раскрывается потенциал родителей и детей. Лучше узнавая друг друга, дети и родители становятся ближе. В процессе работы мальчики учатся работать с деревом, держать в руках инструменты, выполнять несложные столярные и ремонтные работы под чутким руководством отцов. Девочки, проявляя фантазию и креатив, орудуют кистью и валиком. На данном этапе работы приходится общаться с разными людьми, так формируются навыки исследовательской деятельности.
На третьем этапе подводим итоги нашей работы. Обычно это отчет о реализации проекта на школьной родительской конференции, приуроченной ко Дню семьи.
Опыт работы показывает, что метод проектов один из наиболее эффективных в работе с семьей. Он позволяет родителям, учащимся, учителям не только принимать участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению педагогов, детей, родителей, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации социально - значимого проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и классному руководителю, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
Приложение 1
Социально значимый проект «Память прошлого – дорога в будущее»
Паспорт проекта
Раздел | Содержание |
Наименование проекта | «Память прошлого – дорога в будущее», посвящённый созданию музея в селе |
Название организации, реализующей проект | МКОУ «Брылинская СОШ», учащиеся 10-ого класса |
Руководитель проекта | Копытова Т.М., классный руководитель 10 класса |
География проекта | МКОУ «Брылинская СОШ» с. Брылино, ул. Советская, д. 4 |
Направление деятельности проекта | Гражданско-патриотическое |
Сроки реализации Проекта | Проект долгосрочный, начало работы над проектом сентябрь 2019 г. |
Краткое содержание Проекта | Сбор редких экспонатов, отражающих своеобразие быта села, создание архива и базы данных. |
Цель проекта | Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через систему мероприятий по созданию музея на территории села |
Задачи проекта | Сохранить историческую память жителей села; Воспитать патриотическое сознание школьников. Развить навыки исследовательской работы учащихся. Создать пространства совместной деятельности молодого и старшего поколения, способствующей углублению образования учащихся. |
Исполнители проекта | Учащиеся школы, родительская общественность, педагоги. |
Партнерские отношения | Педагоги школы, социальный педагог, Совет ветеранов села , библиотекарь села |
Актуальность проекта.
Для каждого человека самое родное и дорогое место на Земле – это Родина, где он родился, вырос, где живут близкие ему люди. Для нас малая родина - село Брылино Каргапольского района Курганской области. По настоящему любить можно то, что хорошо знаешь: историю, культуру, традиции. Поэтому наша главная задача: сохранить память о прошлом, привить чувство гордости за славное прошлое своих земляков, желание с уважением относиться к своим корням, культуре, традициям и обычаям.
В настоящее время особое значение придаётся изучению истории малых населенных пунктов, что имеет, кроме познавательного исторического значения, огромное воспитательное значение, способствует формированию гражданственности и патриотизма.
Старожилы села бережно сохраняют в семейных архивах документы, фотографии, экспонаты, имеющую огромную историческую ценность. И многие из них выражают готовность передать их в музейный фонд. Учащимися школы, а также людьми старшего поколения нашего населенного пункта собраны достаточно интересные краеведческие материалы, которые требуют научно- исследовательской обработки и систематизации.
А вот музея, где находились бы данные реликвии, нет. Поэтому появилась идея по созданию сельского музея народного быта «Русская изба».
Актуальность проекта: музейная комната необходима, чтобы хранить уникальные экспонаты, архивные документы, краеведческий материал. Именно музей станет хранилищем памяти народной, центром поисково-исследовательской деятельности по изучению истории населенного пункта.
Цель проекта: Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через систему мероприятий по созданию музея на территории села.
Задачи проекта:
1. Сохранение исторической памяти;
2. Воспитание патриотического сознания школьников.
3. Развитие навыков исследовательской работы учащихся.
4. Создание пространства совместной деятельности молодого и старшего поколения, способствующей углублению образования учащихся.
Участники проекта: педагоги, учащиеся школы, родительская общественность, жители села.
Планируемые результаты:
Сохранение исторической памяти.
Оформление комнаты для музейных экспонатов «Русская изба».
Пополнение комнаты новыми экспонатами.
Увеличение количества учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью.
Проведение экскурсий.
Перспективное развитие проекта: данный проект продолжит добрые традиции и наработки предыдущих проектов, реализованных в школе по патриотическому воспитанию молодежи и созданию музея.
Общественная значимость проекта: проект носит нравственную значимость и патриотическое направление.
Раздел 1: Сбор и анализ информации по проблеме.
Работа началась во второй половине 2019 года. Создана инициативная группа из числа учащиеся 10 класса, их родителей, представителей совета ветеранов, заинтересованных данной проблемой.
Обязанности распределили следующим образом:
№ | Направления работы | Участники |
| Ремонт комнаты: покраска, побелка, штукатрука ….. | родители, школьники |
| Сбор материала | совет ветеранов и учащиеся школы. |
| Опись экспонатов, оформление и хранение поступающих экспонатов и материалов | совет музея |
| Проведение экскурсий | экскурсовод |
| Освещение работы в СМИ | классный руководитель, учащиеся. |
Раздел 2: Программа действий
Продолжительность реализации проекта: сентябрь2019-2021 гг.
Проект «Память прошлого – дорога в будущее» реализуется в три этапа:
Первый этап организационно-подготовительный (сентябрь 2019 – сентябрь 2020 г.)
Данный этап включает в себя разработку проекта, и функционирования музейной комнаты, планирование деятельности. Ремонт помещения (приложение 1).
Второй этап - информационно-познавательный (октябрь 2020 – апрель 2021 гг.).
Нa этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, овладение основными краеведческими знаниями.
(Приложение 2)
Третий этап — операционно-деятельностный (2019-2021 гг.)
Данный этап включает участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Четвёртый этап — практико-ориентационный (май 2021 г.).
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
Пятый этап - аналитический (сентябрь 2021 г.).
Подведение итогов, анализ, планирование дальнейшей деятельности.
Раздел 3: Ориентировочная смета расходов
№ п/п | Наименование | Цена (руб.) | Количество (шт.) | Стоимость | ||
1 | Краска водоэмульсионная | 400 | 1 б (10 кг) | 400 | ||
2 | Кисти | 5 | 70 | 350 | ||
3 | Валики | 2 | 50 | 100 | ||
4 | Грунтовка | 200 | 1 б (5 кг) | 200 | ||
5 | Бумага «Снегурочка» | 250 | 1 | 250 | ||
6 | Краска белая (эмаль) | 400 | 1 б (2,1 кг) | 400 | ||
7 | Колер | 70 | 10 шт | 700 |
Итого: 2400 рублей
План реализации проекта
Этапы реализации проекта | Основные мероприятия проекта |
Подготовительный. | Создание творческой группы, составление плана действий. Согласование проекта с администрацией МКОУ «Брылинская СОШ». Привлечение к участию в реализации проекта родителей и жителей села. |
Практический. | Проведение субботника с привлечением учащихся школы, родителей (уборка комнаты от мусора). Выполнение косметического ремонта здания музея (частичная штукатурка стен, побелка). Роспись стен музея. Реконструкция русской печи. Покраска стеллажей. Расстановка экспонатов. |
Итоговый. | Торжественное открытие музейной комнаты «Русская изба». 2.Составление отчета о проделанной работе, размещение информации о реализации проекта на сайте МКОУ «Брылинская СОШ», в средствах массовой информации. |