12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Елена Владимировна103

«Эффективная организация работы с родителями: личный опыт»

Семья-это самое ценное что есть у человека. В прочной и надежной семье нуждается каждый человек. В ее развитии и сохранении заинтересовано государство. Часть этой функции возложена и на воспитателей в детских садах. Очень часто родители воспитывают ребенка вслепую, не имея на это достаточного опыта и знаний. Не всегда это приносит хороший результат. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие — это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Сейчас очень много внимания уделяется негативному отношению родителей к ребенку. Работа с родителями на сегодняшний день является одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Семья и детский сад имеют общие функции, но не могут заменить друг друга. Не всегда родители положительно настроены, часто они ожидают другого от детского сада и их ожидания не оправдываются. Процесс социализации ребенка будет проходить быстрее и бесполезнее если будут установлены положительные отношения между родителями и дошкольным учреждением.

Этапов работы с родителями несколько. В начале я всегда провожу анкетирование с целью выяснения потребностей и желаний родителей и их ребенка. Обязательно беседую с родителями, чтобы расположить их к себе и заинтересовать той работой что я собираюсь проводить с их ребенком. Это важно и для них, и для меня. Ведь это взаимное сотрудничество. Обязательно нужно знать о проблемах в семье, которые могут оказать влияние на личность ребенка, на его характер и поведение. Родители обязательно должны сообщить воспитателю, если есть какие-то трудности в воспитании ребенка. Если есть какие-то особенности в поведении ребенка.

Какие же методы я использую в работе с родителями? Анкетирование это очень хороший способ узнать особенности ребенка и всей семьи. Очень часто я предлагаю родителям поучаствовать в совместных конкурсах. Целью таких мероприятий является сближение семьи, выработка семейных традиций. Воспитатель должен проявлять инициативу в общении с родителями и найти к каждой семье свой индивидуальный подход. Учитывая, что сейчас в современном мире у родителей не так много времени, то перегружать их информацией не стоит. Вся работа должна быть минимальна, дозирована и очень эффективная. Подход должен быть точечный и индивидуальный. Нужно установить партнерские отношения с родителями. Донести им, что только совместное и сплоченное воздействие на воспитание их ребенка будет иметь результат, будет более эффективно. Нужно обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности.

Сейчас очень сложное время и многие функции, которые раньше были доступны теперь не доступны. Проводить собрания для родителей теперь нет возможности, но можно проводить онлайн. Что я и делаю довольно успешно, потому что посещаемость возможна в любом месте. Родителям, конечно, стало удобнее и такие собрания можно проводить довольно часто, обсуждая все возможные проблемы и искать, и обсуждать пути их решения. Собрания, конечно, в основном тематические и направлены на обсуждения в преддверии различных праздников. Так же проводится онлайн консультации по вопросам совместного досуга ребенка и родителей, составления плана по прочтению книг дома. Часто получается совместить темы в детском саду с домашними беседами и чтением книг на заданную тему. Осведомлённость ребенка растет с обеих сторон, что очень эффективно. При таких собраниях выделяется группа родителей-лидеров, которые активно желают участвовать в жизни сада и детей. На таких родителей можно в будущем рассчитывать и доверять им организацию различных мероприятий в детском саду. Так же выявляются родители -пассивные наблюдатели, с которыми сложно сотрудничать и в дальнейшем рассчитывать на них не стоит. С ними приходится находить другую тактику поведения и искать подход индивидуально с учетом особенностей семьи.

Так же я провожу мастер-классы для родителей. Родителям очень нравится, и они с удовольствием смотрят такие видео. Мастер-классы я провожу в режиме записи. Они тоже тематические. Например, какие полезные игры можно провести с ребенком дома для развития мелкой моторики. Родители делятся потом фото как они проводили досуг по моим рекомендациям. Так же можно провести мастер-класс по изготовлению открытки, например к 8 марта бабушке или маме. Необычные и нетрадиционные методы особенно приветствуются родителями. Интересные идеи я нахожу в интернете и потом делюсь ими с родителями. Такой вид взаимодействия и общения очень хорошо использую я в работе, и он приносит ожидаемые результаты.

Так же я провожу проекты разной интенсивности. Один проект у меня проходит долгосрочный на весь учебный год и в течении года я провожу несколько небольших проектов. Эти мероприятия стараюсь связать не только с детьми и их развитием, но и с родителями. Например, совсем не давно я проводила проект «Семейные традиции». В рамках которого было очень много различных и интересных мероприятий. Выставка совместных работ с родителями, фотовыставки, чтение сказок по определенным темам, рисунки, приготовление любимого блюда. Родителям очень понравился данный проект. Я давала много информации в виде брошюр и папок передвижек. Много информации давала через онлайн сервисы. Работа проводилась большая и продуктивная. Проектная деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса и повышает компетентность педагога. Повышает качество образовательного процесса. Есть возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Способствует развитию креативности и логического мышления.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность. В проектах обычно родители почти не участвуют, но я стараюсь в любом мероприятии задействовать родителей. Родители мне в моей работе все время попадаются активные и желающие участвовать в жизни детского сада. Иногда родители даже сами мне подбрасывают идеи для каких-либо праздников.

Конечно, бывает и такое что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад — место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Но, к счастью таких родителей, мне встречается очень мало. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта — готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках.

Конечно, существует в работе педагога уже много лет перспективное планирование для решения ежегодных задач. В начале каждого месяца планируются темы индивидуальных и групповых консультаций с родителями, тематика наглядной информации, работа с родительским комитетом.

Очень эффективный для родителей проводимый раз в год в нашем саду день открытых дверей. Родители могут пообщаться с интересующих им педагогами. Так же свободно побродить по учреждению. Увидеть, как и где находятся их дети. Заглянуть в каждый уголок. Так же проводится в формате информационной лекции собрание для всех родителей о работе нашего сада, о интересных событиях и кружках. Мы рассказываем родителям наши изюминки в работе сада. И каждый год обязательно находим что-то новое, чтобы удивить родителей и конечно детей. Родители задают вопросы и, конечно, получают на них полноценные ответы. День открытых дверей — это очень интересное мероприятие, которое пользуется у нас большим спросом и популярностью. Родители всегда интересуются датой проведения и с нетерпением ожидают ее.

Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы. В результате всех этих мероприятий повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группах, помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.

Так же интересна для родителей и досуговая часть в нашем саду. Родители могут увидеть, как ребенок поет, танцует и рассказывает стихи на довольно большую аудиторию. Родители — самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Педагоги продолжают искать новые пути сотрудничества с родителями.

Так же я с удовольствием провожу занятия с участием родителей. Например, на 23 февраля мы приглашали папу-пожарного. Он пришел в фирменной форме и рассказал детям много интересного. Рассказал очень много занимательных историй. Дети не хотели его отпускать, задавали массу вопросов. Такой опыт интересен родителям и, конечно, вызывает особый интерес у детей. Так же мы приглашали двух мам на праздник 8 марта. Мамы занимаются интересным видом деятельности: стоматолог и кинолог. Дети, открыв рты слушали интересные факты об этих профессиях. Стоматолог была в фирменной одежде, в маске и взяла с собой некоторые приборы и протез зубной. Дети, конечно, остались под глубоким впечатлением и ещё ни один день говорили и задавали вопросы по этим темам. Родители тоже не остались в стороне от этих занятий, с удовольствием обещали поучаствовать ещё и рассказать массу интересного. Так же они посоветовались с другими родителями и сами нашли мам и пап с интересными профессиями, которые, по их мнению, были бы интересны их детям. Такой двухсторонний интерес не может ни радовать и не проносить результаты в общении родителей/педагогов/детей.

Без помощи родителей детскому саду, конечно, сложно обходится. Родители помогают нам обустроить уголки, рисуют на окнах в преддверии праздников. Очень много талантливых и не равнодушных родителей, готовых помочь группе. Они, конечно, понимают, что все это на благо их детей. Есть мамы, которые очень хорошо шьют и вяжут, и они помогли нам привести в порядок всех кукол, которые есть в группе. Дети знают чьи мамы нам помогали и очень этим гордятся.

В конце года я провожу итоговое событие тоже с участием родителей. Мы подводим итоги нашего плодотворного года. Чему ребята научились, что умеют, к чему ещё надо стремится. Проводим фотовыставку нашей повседневной жизни: музыкальные и физкультурные занятия, различные досуги. Как мы рисуем, лепим, строим, клеим. Родителям это очень интересно. Они сами с удовольствием рассматривают фотографии. Про детей, конечно, не приходится говорить, они в восторге. Так же мы проводим совместный концерт, в котором участвуют и родители. Родители наряжаются в тематические костюмы, заучивают роли и слова. Получается совместно проведенный праздник, на котором старались все и дети, и родители, и педагоги. Такие мероприятия невероятно сближают всех между собой. При желании, конечно, проводятся индивидуальные консультации воспитателя с родителями по поводу работы с детьми. Родители с удовольствием выслушивают рекомендации и стараются им следовать.

Работа с родителями это конечно очень трудоемкий и энергозатратный процесс. Грамотный педагог должен найти подходы в каждом отдельном случае индивидуально. Здесь нет единого алгоритма. Каждый родитель индивидуален и ребенок тоже. И ситуации в семье тоже слишком индивидуальны. Целью педагога является настроить каждого родителя доброжелательно и доверительно к педагогу. Это очень важно для работы в первую очередь с ребенком. Когда настроены отличные отношения между всеми участниками воспитательного процесса, то и сам процесс идет легко, быстро и продуктивно. Весь педагогический процесс проходит в виде игры и производных от нее. Именно через игру дети начинают учится и понимать многие вещи. И так же ребята готовятся к школе, проходят играючи первое обучение. Если дети дома продолжают с подачи педагога обучение, то в школу они приходят полностью готовы. И не только развиты по всем педагогическим направлениям, но и с эмоциональной стороны идет отличная подготовка. В таком возрасте (до 7 лет) очень важна именно это сторона. Дети очень уязвимы и впечатлительны. Родители должны это понимать и идти навстречу.

Наш сад очень современен и хорошо оснащен необходимыми атрибутами для успешной работы педагога. Есть и интерактивные доски, и компьютеры, и другие компьютерные технологии. При умелом обращении с ними педагогу становится легко и просто вести обучение. Конечно, нужно постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем. Я все время прохожу курсы повышения квалификации, смотрю массу семинаров и онлайн уроков. Сейчас это стало очень доступно и интересно. Разрабатываются массу методик и новых достижений, которые педагог с уверенностью может использовать в работе. Современный педагог должен быть примером не только для детей, но и для их родителей. Педагог — это лицо детского сада, идеал воспитания и образования. Родители могут оставить и доверить свое чадо в руки такого опытного специалиста. И знать, что ребенок находится в лучших руках. Детство — это очень непродолжительное время, которое нужно проживать с пользой, радостью и незабываемыми впечатлениями. Ребенку останутся отличные воспоминания и взрастутся ростки самого доброго и чудесного. Именно то что заложено родителями и прекрасными, опытными специалистами. Будьте добрее к детям и родителям и вам обязательно все вернется! Дети — это самое лучшее, что у нас есть!






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.