Статья «Воспитание и социализация детей посредством организации общественно значимой деятельности совместно с родителями обучающихся»
Иванова Татьяна Аркадьевна
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
Развитие российской государственности и гражданского общества вызывает особые требования к воспитанию нынешнего поколения детей, которое получит опыт неравнодушного отношения к окружающей действительности, проблемам современности. Обществу и государству нужны социально активные личности. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с.1].
В государственных нормативных документах стратегического планирования, отмечается, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». [1, с.2].
Концептуальной основой организации деятельности по формированию социально активной личности юных граждан России является воспитание у обучающихся нравственных идеалов общества, чувства любви к своей семье, малой родине, Отчизне, осознания себя как части российского общества, потребности в труде на благо России. Теории ценностно-смыслового развития отражены в научных работах исследователей: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, А.В. Петровский, И.С. Кон, В.В. Столин, М.Р. Гинзбург, Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ценностный аспект воспитательного процесса рассматривается, прежде всего, как основа формирования личности, обладающей приоритетными для общества социальными качествами и потребностями, интеллектуальными, эмпатийными и нравственными свойствами. Ценностный поход к воспитанию отражает связь между теорией и практикой воспитания. Авторы исследования сущности воспитательного процесса Л.В. Байбородова и М.И. Рожков отмечают, что «стратегии воспитания определяют те основные направления воспитательной деятельности, в основе которых лежат ценностные смыслы человеческого бытия» [3, с.37]. При этом исследователи выделяют основные стратегии, приоритетной из которых является социализирующая. Данная стратегия предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей. Личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Л.И. Анциферова, А. Ленгле и др.), утверждающий необходимым условием интериоризации социальной ценности не осознание и положительное отношение к ней, а практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности, эмоциональное обобщение личного опыта есть способ формирования ценности.
Реализация социально значимых практик только в рамках общего образования признается многими специалистами неэффективной. Ведь именно дополнительное образование нашей страны имеет богатейший опыт организации внешкольной воспитательной работы. Педагоги МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги на деле доказывают, что совместное объединение обучающихся, педагогов и родителей вокруг проектов – наилучший принцип воспитания. Ценностно-смысловые акценты содержания воспитательной деятельности: Родина, гражданское общество, семья, природа, наука, культура, искусство, раскрываются детям и наполняются практическим смыслом в ходе активного участия в совместных детско-родительских проектах, общественно значимых акциях, реализациях добровольческих инициатив.
Главная воспитательная задача Центра «Созвездие» – увлечь, и максимально поддержать ребенка в определении его интересов, ценностей, смыслов, целей, возможностей, чтобы он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий (проблем), сохраняя человеческое достоинство, одаривая других своими талантами и идеями. В этом главные помощники педагогам – родители детей. Поэтому педагоги активно вовлекают членов семей обучающихся в проведение мероприятий, совместную реализацию творческих и социальных проектов. Вместе они формируют организационную культуру учреждения.
Для большего воспитательного эффекта педагоги стремятся сделать родителей своими соратниками, разъяснять им роль и необходимость такого социального явления, как волонтерское движение, объединять усилия детей и взрослых в совместной общественно-полезной деятельности, привлекать родителей к поиску деловых партнеров для реализации общественно-полезных инициатив детей.
Общие проекты сплачивают семьи, помогают детям и их родителям прочувствовать удовольствие от принесенной пользы, повышают самооценку. Обучающиеся ежегодно активно включаются в общественно значимые акции и проекты: международную акцию «Сбереги природу – сбереги будущее!»; всероссийский проект «Карта Добра», где неоднократно становились победителями регионального уровня в номинации «Общественное признание»; всероссийской акции «Мир открытий», посвященной Году Науки в России. Ежегодно МБОУ ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги проводит «Неделю семейного творчества», посвященную Дню семьи. Педагоги Центра организуют мастер-классы, выставки, лектории, в которых принимают участия семьи наших обучающихся и жителей микрорайона. Поддерживаются традиции самого семейного праздника – Нового года: конкурс семейного творчества «Новогодняя игрушка», семейный праздник «Ёлка нашего посЁлка», «Рождественские посиделки» помогают сплотить семьи и, возможно, создать новые семейные традиции. Также члены семей обучающихся дружно вливаются в празднование народных и православных памятных дат: Рождество, Масленица, Пасха отмечаются праздничными концертами, выставками, совместными гуляниями, народными играми, песнями, обычаями. Традиционными стали благотворительные и волонтерские мероприятия, в ходе которых дети задумываются о необходимости помогать тем, кто нуждается в заботе. В интернет пространстве онлайн и очно, в фойе учреждения, организуется стена памяти «Никто не забыт», информационный проект «Знай наших!» о героях Великой Отечественной войны Калуги и Калужской области. Концерты в рамках акции «От всей души» ежегодно дарят хорошее настроение пожилым людям, ребята также частые гости в городских и областных больницах. Волонтерская акция «Спасибо медикам!» объединила усилия многих ребят, педагогов и родителей. Обучающиеся охотно принимают участие в сборе отслуживших источников бесперебойного питания в рамках региональной акции «Батарейку принеси – ежика спаси!», пластиковых крышек в рамках акции «Добрые крышечки» и многое другое.
Написать письмо поддержки, открытку с поздравлениями с праздничными датами для бойцов и добровольцев СВО, собрать вместе с родителями и педагогами необходимые вещи – актуальные задачи для всех неравнодушных детей и взрослых.
Можно отметить, что педагоги используют для реализации воспитательных задач современные педагогические технологии, интерактивные и проектные методики, актуальные формы работы: занятия-погружения в событие, индивидуальные и коллективные проекты, ситуативно-ролевые и деловые игры, форсайт-сессии, мастер-классы, челленджи, акции, квизы, квесты и многое другое.
Для мониторинга удовлетворенности обучающихся и их родителей возможностью реализовать свой потенциал в ходе совместных социально ориентированных мероприятий были разработаны анкеты, проведен широкий опрос творческого актива и членов их семей. Анализ анкетирования показал, что ребята заинтересовались общественно значимыми мероприятиями (удовлетворенность отметили 98% опрощенных), они изъявили желание участвовать в подобных акциях (100%), 52% респондентов выразили инициативу войти в организационную группу по разработке и организации волонтерских мероприятий. Большинство родителей (64%) пожелали и в дальнейшем принимать активное участие в воспитательной деятельности МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие г. Калуги.
Литература
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
Байбородова, Л.В. Ценностно-смысловые основы воспитательной деятельности: Учебник для студентов бакалавриата направлений «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Ярославль: Ярославский государственный университет им. К.Д. Ушинского, 2020. – 367 с.