Публикация «Организация школьных служб примирения. Онлайн школьная медиация»

0
0
Материал опубликован 14 March 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ. ОНЛАЙН ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ.

Значение медиации в современном правовом процессе сложно переоценить

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Медиация может быть наилучшим способом урегулирования споров в случаях, когда:

прервана коммуникация между сторонами;

прямые переговоры зашли в тупик в результате сильных негативных эмоций,

важно сохранить отношения,

необходимо быстро и эффективно урегулировать спор,

предотвратить в дальнейшем возможность повторения конфликта

Современное образование требует от педагогов и учеников компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, новые технологии расширяют границы познания, что положительно сказывается на мыслительном процессе и уровне владения информацией в той или иной сфере. Во-вторых, эпидситуация не позволяет проводить встречи офлайн. В третьих, образовательные учреждения любого статуса готовят современных специалистов, которые должны максимально владеть знаниями и навыками новой эпохи. В данном случае управление информацией осуществляется как медиаторами, так и программными обеспечениями.

Информационно-коммуникационные технологии в разрешении конфликтов именуются четвертой стороной. Четвертая сторона в ходе урегулирования споров дает ряд возможностей и воспринимается наравне с третьей — медиатором. В процессе реализации процедур автоматизации переговоров четвертая сторона занимает нейтральное место и может играть роль третьей стороны для нахождения способов разрешения противоречий

Особенности организации такой службы в школе регулируются:

Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Правовой основой деятельности службы медиации в школе являются.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.

Медиативный подход может использоваться любым человеком, прошедшим соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора и разногласий, в которых он выступает одной из сторон.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Служба школьной медиации — эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Школьная медиация представляет собой демократический институт. Необходимость развития таких институтов обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с девиантным поведением, детей с суицидальным поведением возрастает. В связи с этим школе необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся среду.

Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и т. д. 

В основе деятельности служб школьной медиации лежит:

    • обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» — это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников).С этой целью проводятся онлайн-консультации социальных партнеров: работа в zoom конференциях, вебинары на платформе https://pelikan.online/
    • обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных». Формирование «групп равных» из учащихся образовательной организации по двум возрастным группам: 5-8 классы и 9-11 классы; (Работа в zoom конференциях, вебинары на платформе https://pelikan.online/)
    • использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; (Работа в zoom конференциях, вебинары на платформе https://pelikan.online/)
    • применение медиативного подхода, а также технологий позитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе в общении с работниками правоохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Каким образом можно организовать данную службу в школе с использованием ИКТ?

    • Познакомить участников образовательного процесса с особенностями организации и деятельности такой службы в школе. Основная информация представлена на сайте ОУ http://school489spb.ru
    • Замотивировать обучающихся их родителей и педагогов к участию в деятельности школьной службы примирения. С этой целью организована обратная связь в интернет-приемной, ссылка на которую высылается в родительские чаты классными руководителями : http://school489spb.ru/%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%8f/
    • Провести обсуждение по организации такой службы с участием совета школы. В данном сучае наиболее эффективным способом является опрос в Google Forms . Ссылку на анкетирование наиболее целесообразно размещать на страничке: https://vk.com/mediationkontakt?w=app5708398_-152141319
    • Обучить сотрудников школы, обучающихся, родителей методу «Школьной медиации»: https://www.youtube.com/watch?v=O-IMPBD_-9A
    • Установить тесное сотрудничество медиаторов с органами опеки и попечительства, профилактики безнадзорности и правонарушений, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Онлайн-конференции с социальными партнерами
    • Разработать локальный акт регулирующий работу такой службы: http://school489spb.ru/%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b6%d0%b1%d0%b0-%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d1%86%d0%b8%d0%b8/

В результате реализации создания службы школьной медиации в образовательной организации формируется инициативная группа работников этой организации, а также родителей обучающихся, готовых принимать активное участие в работе службы школьной медиации.

В чем заключается деятельность школьных служб примирения?

Регистрация заявок, поступающих в службу. Регистрация проводится на сайте школы: http://school489spb.ru/%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%b5%d1%82-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%b0%d1%8f/

Служба примирения решает, какой случай возьмет для проработки и какими методами будет пользоваться при решении конфликта.

Проведение восстановительной медиации в сложных случаях (работа с семьями, находящимися в социально-опасной ситуации, с подростами совершившими правонарушения и т. д.) Работа в zoom конференциях, вебинары на платформе https://pelikan.online/

Проведение медиаций и «кругов сообщества» школьниками-медиаторами. Работа в zoom конференциях, вебинары на платформе https://pelikan.online/

Работа с родителями обучающегося.( Работа в zoom конференциях, вебинары на платформе https://pelikan.online/

Описание работы с различными случаями: http://cppmsp-mosk-spb.ru,

Проведение встреч со сторонами конфликта по истечении определенного времени.

Круги сообщества — как эффективной способ разрешения сложных конфликтов

Этот метод широко используется для разрешения различных проблемных ситуаций. Участниками круга могут быть те, кто так или иначе связан с трудной ситуацией.

Этапы Круга принятия решения:

  • Фаза Действия.
  • Создание основы для диалога — приветствие участников Круга. Знакомство, достижение договоренностей по правилам работы в Круге
  • Обсуждение проблемной ситуации, интересов и намерений — рассказы о переживаниях, проблемах, проблемной ситуации, определение проблем, интересов, намерений, надежд.
  • Рассмотрение возможных вариантов выхода из проблемной ситуации и решение выявленных в ходе встречи проблем — обсуждение возможных решений (может быть несколько раундов; хранитель и волонтеры создают условия для достижения консенсуса). Подведение итогов обсуждения.
  • Достижение консенсуса или чувства общности — определение пунктов соглашения или общей точки зрения — определение следующих шагов в нормализации отношений.
  • Закрытие — подведение итогов: соглашение/ следующие шаги — завершающий обмен мыслями о встрече в Круге.

Главное на Кругах — та атмосфера, которая и позволяет перейти от взаимных претензий и обид к объединению, взаимопониманию и совместной работе над улучшением своей жизни.

В школе службы примирения в основном работают основываясь на принципах восстановительной медиации. Что это означает?

Добровольность участия сторон — стороны участвуют во встрече добровольно, их принуждение к участию в какой-либо форме недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.

Информированность сторон — Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях. Медиатор в данной службе будет играть роль посредника, который поможет наладить конструктивный диалог между сторонами конфликта. Медиатор не несет ответственность за примирение сторон или принятие решения. Только сами стороны могут принять решение о примирении.

Нейтральность медиатора — Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

Конфиденциальность процесса медиации — Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор и служба примирения обеспечивают конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

Ответственность сторон и медиатора — медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

Заглаживание вреда обидчиком — В ситуации где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.

Медиация может применятся в школе при разрешении самых разных кофликтов.

Все необходимые ссылки информирования о учащихся и их родителей для профилактики кризисных ситуаций размещены на страничке социального педагога http://school489spb.ru/%d1%81%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b3/

Массу информации о том, как организовать школьную медиацию можно найти в интернете: sprc.ru, школьная служба примирения.рф. На данных сайтах можно найти всю необходимую справочную информацию, записаться на обучение и познакомиться с возможностями школьной медиации подробнее.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.