Организация внеклассной работы по дисциплине Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЫСЬВЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
по дисциплине
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
2021
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений и т.д.
Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности. В ходе выполнения самостоятельной работы формируются следующие компетенции:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий.
Режим работы выбирает сам обучающий в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
При выполнении заданий предполагается использование лекционного материала по теме самостоятельной работы, материала практических работ, теоретического материала.
Выполненные самостоятельные работы оформляются в распечатанном на принтере виде и сдаются на проверку преподавателю, либо в виде устного ответа на занятии.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Вид и содержание работы | Форма контроля |
1 | Тема 1. Информационная деятельность человека | 4 | Подготовка инструкции по ТБ в ДОО | Отчет в распечатанном виде |
2 | Тема 2.Средства информационных и коммуникационных технологий | 3 | 1)Тестирование 2)Составление комплекса профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для организации безопасности профессиональной деятельности 3)Оформление отчета по практическим занятиям | Отчет в распечатанном виде |
3 | Тема 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов с помощью современных программных средств | 9 | 1)Создание электронного портфолио образовательных информационных объектов 2) Оформление отчета по практическим занятиям | Отчет в распечатанном виде |
4 | Тема 4. Телекоммуникационные технологии | 6 | 1)Создание сборника дидактических заданий и материалов с использованием телекоммуникационных средств 2) Оформление отчета по практическим занятиям | Отчет в распечатанном виде |
5 | Тема 5. Интерактивные технологии в профессиональной деятельности | 4 | 1)Создание онлайн-сборника интерактивных игр и игровых упражнений 2) Оформление отчета по практическим занятиям | Отчет в распечатанном виде |
6 | Тема 6.Робототехника и основы программирования | 6 | 1)Разработка тематики лего-конструкций для проведения экспериментов 2) Оформление отчета по практическим занятиям | Отчет в распечатанном виде |
Всего: 32 часа
Тема 1. Информационная деятельность человека
Задание 1: Подготовка инструкции по ТБ в ДОО.
Найти в интернете инструкции по технике безопасности использования компьютерной техники в ДОО, а также правила проведения занятий с детьми с использованием компьютерной техники. Инструкции оформить в любом из графических редакторов.
Тема 2. Средства информационных и коммуникационных технологий
Задание 1: Ответить на вопросы теста:
1. В информационных системах применяют информационные процедуры следующих типов…
а) оценка эффективности экономической политики;
б) обработка входной информации и представление ее в удобном виде;
в) формирование множества альтернатив выбора;
г) планирование производственных процессов.
2. Информационные подразделения (служба администратора) выполняют следующие функции…
а) поддержание целостности и сохранности информации;
б) решение задач производственного планирования;
в) уменьшение затрат на производство продуктов и услуг;
г) разработка концепции проектирования информационных систем.
3. Информационная система обладает следующими характеристиками…
а) формулирует цели стратегического планирования;
б) управляет бумажным потоком расчетных документов;
в) является человеко-машинной системой обработки информации;
г) использует электронные календари для ведения деловой информации.
4. Внедрение информационных систем способствует…
а) формированию множества альтернатив выбора;
б) совершенствованию структуры информационных потоков;
в) разработке систем многоуровневой архитектуры;
г) правовому обеспечению процесса управления.
5. В классификации информационных систем по уровням управления выделяют…
а) слабо формализуемые информационные системы;
б) системы индексирования информации;
в) системы компьютерной математики;
г) информационные системы специалистов.
6. Информационные системы офисной автоматизации осуществляют…
а) формирование множества альтернатив выбора;
б) поддержку целостности и сохранности информации;
в) обработку текстов различными процессорами;
г) автоматизацию индексирования информации.
7. Информационные системы тактического уровня осуществляют…
а) проведение видео- и телеконференций;
б) составление периодических отчетов за определенное время;
в) совершенствование структуры информационных потоков;
г) автоматизацию индексирования информации.
8. Системы поддержки принятия решений выполняют…
а) решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
б) обеспечение доступа к архивной информации;
в) совершенствование структуры информационных потоков;
г) обеспечение достоверности информации.
9. По способу организации корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы…
а) производство высококачественной печатной продукции;
б) офисная автоматизация;
в) контроль производственных процессов;
г) системы на основе интернет / интранет-технологий.
10. Правовое обеспечение информационной системы включает…
а) электронные календари для ведения деловой информации;
б) технологические карты для работы с производственными функциями;
в) инструкции по созданию и использованию информации;
г) таблицы территориальных делений библиотечного классификатора.
Задание 2. Составление комплекса профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для организации безопасности профессиональной деятельности
Пояснения: Найти в интернете комплекс профилактических мероприятий для организации рабочего места воспитателя в ДОО, а также комплектацию рабочего места для организации безопасной работы с ПК. Инструкцию оформить в программе MS Publisher.
Тема 3. Технологии создания и преобразования информационных объектов с помощью современных программных средств
Задание 1: Создание электронного портфолио образовательных информационных объектов
Электронное портфолио – это веб-базированный ресурс, сайт, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. Это один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.
Электронный вариант портфолио имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:
- объем информации в нем шире и разнообразнее;
- информация охватывает не только все аспекты деятельности преподавателя, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;
- навигация по разделам выполняется роще, нагляднее и быстрее;
- в дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей педагога;
- работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается ко 2-му уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагогов.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Однако на практике понятие ЭОР определяется достаточно широко, оно может трактоваться как:
- элементарный информационный объект:
различные фотографии и картинки;
видеоролики;
звукозаписи;
текстовый документы;
анимация;
интерактивная модели;
- комбинация элементарных информационных объектов (например, несколько объектов, объединенные определённой темой, конкретным учебником, предметной областью и т.д.);
- инновационная конструктивная среда, нацеленная на поддержку творческой индивидуальности и коллективной учебно-познавательной деятельности обучающихся;
- электронный учебник, включающий в себя последовательное изложение учебного материала, соответствующий государственному стандарту и образовательной программе.
Создать таблицу по образцу:
Тематическое портфолио воспитателя ДОО (пример)
№ | Название ресурса | Содержание | Ссылка на ресурс |
1 | Журнал "Детский сад будущего" | Набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ | |
2 | Познавательные мультфильмы для дошкольников | Познавательные мультфильмы по математике, истории, развитию речи и т.д | www.ivi.ru |
| … | | |
Тема 4. Телекоммуникационные технологии
Задание 1: Создание сборника дидактических заданий и материалов с использованием телекоммуникационных средств.
С помощью интернета создать в MS Word сборник дидактических материалов и заданий для дальнейшего использования в профессиональной деятельности (например: Сборник дидактических игр по математике для дошкольников от 3 до 7 лет)
Тема 5. Интерактивные технологии в профессиональной деятельности
Задание 1: Создание онлайн-сборника интерактивных игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста.
С помощью интернета создать в MS Word онлайн-сборник интерактивных игр и упражнений для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
Тема 6.Робототехника и основы программирования
Задание 1: Разработка тематики лего-конструкций для проведения экспериментов.
Придумать 10 тем лего-конструирования для проведения эксперементов на занятиях детей дошкольного возраста.
Оформление отчетов по практическим занятиям:
Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.
Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте.
Например: [3, с. 55-56], либо внизу страницы.
Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:
Например: 1.Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.