Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО)
08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
Разработчики:
Смирнова Вера Константиновна, преподаватель ГАПОУ ПО ПМПК отделения строительства
СОДЕРЖАНИЕ
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.15 ИНФОРМАТИКА И ИКТ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является программой подготовка квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ».
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цели обучения:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других общеобразовательных дисциплин и дисциплин профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению эстетических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный.
единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
назначение и функции операционных систем.
В соответствии с рабочим учебным планом Информатика и ИКТ изучается на первом и втором курсах общим объемом 102 часа.
Содержание программы представлено пятью темами:
– информация и информационные процессы;
– средства информационно-коммуникационных технологий;
– телекоммуникационные технологии;
– технологии создания и преобразования информационных объектов;
– информационная деятельность человека.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 153 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 102 часа;
самостоятельной работы 51 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
153 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
102 |
в том числе: |
|
практические занятия |
67 |
зачетное занятие |
1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
51 11 18 10 4 |
в том числе: |
|
систематическая проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, методическим рекомендациям преподавателя); поиск и использование необходимой информации из различных источников для подготовки рефератов, индивидуальных заданий, сообщений; выполнение творческих и исследовательских работ, разгадывание кроссвордов, подготовка проекта и презентаций с использованием Интернета и средств ИКТ подготовка к зачету |
|
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) |
Объем часов |
Уровень усвоения |
1 |
2 |
3 |
|
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
Цели и задачи предмета, структура, этапы развития вычислительной техники. Техника безопасности в кабинете информатики. |
|||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Поиск и использование информации из различных источников для выполнения индивидуального задания по теме «История развития вычислительной техники» |
|||
Раздел 1. Информация и информационные процессы |
|||
Тема 1 Информация и ее свойства |
Содержание учебного материала |
15 |
2 |
Информация. Основные свойства информации. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Измерение информации. Кодирование информации. Информационные процессы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Хранение информации, выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Обработка информации. Изменение формы представления информации. Защита информации. Методы защиты. |
|||
Практические занятия |
9 |
||
Шифрование данных. Измерение информации. Архивы. Защита информации. Резервные копии, антивирусная защита. |
|||
Самостоятельная работа |
10 |
||
Самостоятельное изучение тем «Шифрование информации», защита информации от заражения и несанкционированного удаления информации Подготовка реферата по теме «Кодирование графической, текстовой и звуковой информации» |
|||
Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии |
|||
Тема 2.1. Средства информационно-коммуникационных технологий |
Содержание учебного материала |
17 |
2 |
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Классификация. Операционные системы. Операционная система Windows. Файловая система, типы файловых расширений |
|||
Практические занятия |
12 |
||
Компьютер и программное обеспечение. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройки BIOS и загрузка операционной системы. Запись информации на различные цифровые носители. Подготовка к печати и изучение работы принтера. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями и файловыми менеджерами. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
12 |
||
Поиск и использование информации из различных источников для подготовки заданий по теме «Языки программирования» Разгадывание кроссворда «Архитектура компьютера» Самостоятельное изучение тем «Видеосистема», «Узкоспециализированные системы программирования», Подготовка к зачету |
|||
Тема 2.2. Компьютерные сети |
Содержание учебного материала |
9 |
2 |
Подключение к Интернету, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. |
|||
Практические занятия |
4 |
||
Подключение к Интернету, работа с электронной почтой, общение в Интернете |
|||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Индивидуальное задание по теме «Компьютерные сети» |
|||
Раздел 3. Телекоммуникационные технологии |
|||
Тема 3.1. Телекоммуникационные технологии |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
Интернет-технологии Средства телекоммуникационных технологий. поиск информации в Интернете. Методы создания и сопровождения сайта. |
|||
Практические занятия |
4 |
||
Подключение к Интернету, работа с электронной почтой, общение в Интернете, поиск информации в Интернете |
|||
Самостоятельная работа |
4 |
||
Подбор материала по теме «Отделочные работы» с использованием сети Интернет |
|||
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
|||
Тема 4.1. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. |
|||
Практические занятия |
9 |
||
Создание и преобразование информационных объектов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида |
|||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Использование различных инструментов текстового редактора при подготовке проекта «Рекламный буклет» |
|||
Тема 4.2. Возможности электронных (динамических) таблиц, математическая обработка данных |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. |
|||
Практические занятия |
12 |
||
Создание документа, ввод данных, вычисление в электронных таблицах, построение диаграмм, ссылки, математические функции |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
5 |
||
Самостоятельная подготовка электронной таблицы «Строительная смета» |
|||
Тема 4.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, оциальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
|||
Практические занятия |
4 |
||
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
||
Самостоятельное создание базы данных «Магазин отделочных материалов» |
|||
Тема 4.4. Представление программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах |
Содержание учебного материала |
13 |
2 |
Системы подготовки графических материалов, растровая и векторная графика |
|||
Практические занятия |
11 |
||
Создание и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийных презентаций. Выполнение простейших чертежей в редакторах векторной графики, построение растрового рисунка |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
5 |
||
Создание презентации «Отделка в доме» |
|||
Раздел 5. Информационная деятельность человека |
|||
Тема 5.1. Информационная деятельность человека |
Содержание учебного материала |
10 |
2 |
Информационная деятельность человека. Развитие информационного общества. Информационная культура, информационные ресурсы. Правовые основы информационной деятельности, защита информации |
|||
Практические занятия |
2 |
||
Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Обновление ПО с использованием Интернета |
|||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Подготовка к зачету |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя 1
Рабочие места для студентов 12
Комплект учебно-методической документации
Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды)
Задания для практических и самостоятельных работ, методические указания по их выполнению
Учебно-методическая литература
Электронные учебники
Учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины
Технические средства обучения:
Принтер лазерный сетевой
Сканер
Копировальный аппарат
Источник бесперебойного питания
Комплект сетевого оборудования
Комплект оборудования для подключения к сети Internet
Лицензионное программное обеспечение
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Михеева, Титов «Информатика», М.: Академия, 2012 г.
Дополнительные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса, М.: БИНОМ, 2010 г.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса, М.: БИНОМ, 2010 г.
Семакин И.Г., Хеннекер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов, М.: БИНОМ, 2009 г.
Семакин И.Г. Практикум по информатике и ИКТ. для 10-11 классов, М.: БИНОМ, 2013 г.
Левин А.Ш. Word и Excel. Спб.: Питер, 2013
Орлов А. AutoCAD2014. Спб.: Питер, 2014
Интернет ресурсы:
http://www.klyaksa.net/- Информационно-образовательный портал для учителей информатики
http://www.intuit.ru/ - ИНТУИТ национальный открытый университет
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/ - Методическая служба
http://www.microsoft.com/rus/education/pil/curriculum.aspx - Портал «Информационные технологии для работников»
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и проектов.
Результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знание: - различных подходов к определению понятия «информация»; - единиц измерения информации; - методов измерения количества информации (вероятностный и алфавитный) |
Оценка результатов практических работ на определение: - типа информации и средств сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - количества информации при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах Оценка результатов контрольной работы «Информация и информационные процессы» Оценка результатов самостоятельной работы по темам: «Информация и ее свойства», «Информационные процессы» |
Знание назначения и функции: - операционных систем; - наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей) |
Оценка тестирования на знание: - базового и системного программного обеспечения; - функции программного обеспечения, входящего в состав пакета прикладных программ. Оценка результатов практических работ на: - правильность выполнения профессиональных задач с применением прикладного программного обеспечения MS Office и пакетов программ профессионального назначения; - выполнение комплексной работы с информацией в среде Windows Оценка результатов дифференцированного зачета |
Умение: - оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; - распознавать информационные процессы в различных системах |
Оценка результатов практических работ по теме «Информационные процессы» Оценка результатов подготовки к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформления практических работ |
Умение: - осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей |
Оценка результатов самостоятельной работы «Создание портфолио личных достижений» |
Умение: - иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; - создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; - просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; - представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.) - осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр. |
Оценка результатов практических работ на комплексное использование возможностей: - MS Word для создания текстовых документов; - MS Excel для создания документов и математической обработки числовых данных; - настольных издательских систем; - систем распознавания и периодов текстов; - программ компьютерной графики и черчения, мультимедийных сред; - СУБД MS Access |
Умение соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
Оценка результатов тестирования Оценка результатов практических и самостоятельных работ на соблюдение правил техники безопасности при использование компьютерных средств |
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. |
Оценка результатов практических работ на: - грамотное выполнение профессиональных задач с применением прикладного программного обеспечения MS Office и пакетов программ профессионального назначения; -организацию индивидуального информационного пространства. Оценка результатов итогового дифференцированного зачета |