12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
nata.ryndina.196222





« Организация внеурочной работы по русскому языку»





учитель русского языка и литературы

Рындина Н.В.



Школа становится очагом духовной жизни,

если учителя дают интересные

и по содержанию и по форме уроки…

Но замечательные блестящие уроки есть там,

где имеются и применяются самые разнообразные

формы развития обучающихся вне уроков.
В.А.Сухомлинский.



В опыте школ внеурочная работа рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

Несмотря на то что конечная цель уроков и внеурочных занятий по русскому языку- подготовить уч-ся, грамотных в широком смысле этого слова, -совпадает, внеурочная работа имеет свои, важные для обучения и воспитания цели и задачи. Она должна способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым помогая ученикам лучше усвоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать языковое чутье, развивать творческие возможности. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели внеклассной работы -развитию у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову.

Несмотря на то что внеклассная работа обычно тесно связана с уроком, она тем не менее постоянно стремится к некоторой автономности: к углублению знаний, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Внеурочная работа, таким образом, может быть признана одной из форм углубленных знаний по предмету, своеобразной формой научной популяризации.

Ведущая роль учителя русского языка в организации и проведении внеурочной работы по предмету не может быть оспорена. Он главная фигура в выборе направления, форм занятий.

Обязанности руководителя внеурочных занятий требуют четкого плана работы по самым различным направлениям. Если внеклассные занятия проводятся в неразрывной связи с учебной программой , в тематическом плане к урокам могут быть названы те внеклассные занятия, которые будут проводиться параллельно с изучаемой темой. Предлагаю пример занятий по программе 6 кл.

Темы учебной программы

Формы внеклассных занятий.

1.Лексика и фразеология

- экскурсия в библиотеку( знакомство с выставкой «Словари русского языка»; рассказ о словарях: толковых,этимологических,иностранных слов, словарях синонимов, амонимов идр.)

-устный журнал «Собирал человек слова»( по книге М.Булатова «Собирал человек слова»)

- игра «Экскурсия на остров Лексика»

-изготовление рисунков к темам «Устаревшие слова»,»Фразеология»

2.Словообразование

- рассказ учителя «К истокам слова»

-беседа «Сложные слова в русском языке»

-игра «Путешествие в страну Словарию»

-изготовление сигнальных карточек с буквами о-а е-и для темы «Чередование в корнях слов»

Оформление морфемных разборных таблиц.

3.Имя существительное

-беседа «Зачем нам нужны падежи»

-устный журнал «Тайны грамматического рода»

-игра «Четвертый лишний»

-изготовление рисунков к теме «Сложные имена существительные»

4.Имя прилагательное

-беседа «Имя прилагательное в школьных учебниках»(показ уч-ся роли имен прилагательных в художественных текстах)

-чтение вслух (сравнение описания в художественной,деловой и научной речи)

5.Имя числительное

-«Сорок,тринадесяте и семь пятниц на неделе».Рассказ учителя об истории имен числительных, употреблении их в пословицах и поговорках

-грамматическая игра «Чайнворд «Имя числительное»

-изготовление альбома « Наш хоккей:цифры,события,факты»

-изготовление рисунков к теме «Собирательные числительные»

6. Местоимение

-«Верно ли вы употребляете местоимения?»Решение лингвистических задач, литературное редактирование

- выпуск лингвистического бюллетеня «Книгопечатание на Руси»

7.Глагол

- рассказ учителя «Прошлое русского глагола»

-беседа «О частице бы,о том,что было бы, если бы ее не было»

-исследовательская работа (тема «Как работают глаголы в газете»)


8.Повторение

-организация книжной выставки «Советуем прочитать»(подборка научно-популярной лингвистической литературы,отзывы о книгах, рекомендательный список книг для чтения);

- праздник «Мы дружим с русским языком»

В течение учебного года веду дневник, куда заношу сведения о работе того или иного участника, о деятельности кружка в целом, об удачных и неудачных занятиях. В этом же дневнике помещаю, например, и такую форму:

ФИ уч-ся

Активность на занятиях(вопросы,решение задач и др.)

Подготовка кратких сообщений

Подготовка докладов

Чтение литературы

Изготовление наглядных пособий



В заключение отмечу весьма существенную для школьников сторону- публичные отчеты участников внеклассных занятий,одну из возможностей реализации принципа практической направленности. Выступления с докладами и сообщениями, устные журналы,конференции и другие виды популяризации своего любимого предмета являются прекрасной формой учета деятельности школьников, участвующих во внеурочной работе по русскому языку.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.