Выступление «Организация внеурочной деятельности по русскому языку»
Никульникова М.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СШ № 11» г. Майкоп
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, который подлежит изучению. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Всем известно, что русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других учебных дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Организация внеклассной работы учащихся в контексте требований ФГОС рассчитана на реализацию совместной деятельности учителей русского языка и обучающихся школы, которая позволяет решать такие проблемы, как повышение грамотности последних, расширения их кругозора, привития интереса к предмету.
Цель: определить пути и средства организации внеурочной деятельности по русскому языку, опираясь на требования ФГОС.
Частные задачи :
Расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;
Выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
Развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, усидчивости, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
Формирование коммуникативной культуры школьников.
Работая над формированием языковой компетентности учащихся, во внеурочной деятельности использую следующие этапы:
Выявление посредством тестирования заинтересованности обучающихся по классам.
Выработка навыков обучающихся работать в команде.
Составление плана совместной деятельности.
Разработка программ мероприятий, форм их проведения и «обратной связи».
Подготовка и проведение мероприятий согласно разработанного плана.
Разработку текста анкет и рекомендаций.
Большое внимание уделяю вопросу организации внеурочной среды как среды развития личности. Акции (распространение рекомендаций), беседы с обучающимися, анкетирование обучающихся, КВН, тематические выставки, коллаж, родительское собрание, игры, выпуск буклетов, викторины, соревнования и конкурсы, круглые столы, реферирование и проектная деятельность – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.
В своей работе стараюсь активно использовать совокупность методов, позволяющих обеспечить не только развитие личности обучающегося, но и доступность, качество и эффективность образования. Среди них хочется выделить :
Методы организации деятельности и формирования жизненного опыта (методы создания воспитывающих ситуаций),
Методы стимулирования и мотивации деятельности (соревнование, дискуссия, поощрение и др.),
Методы контроля, самооценки и самоконтроля,
Методы формирования сознания личности ( беседы, диспуты, отзывы).
Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность углублять приобретаемые на уроках знания, приобретать навыки самостоятельной работы в различных областях знаний, совершенствовать умения и навыки анализа различных языковых единиц и явлений, расширять лингвистический кругозор школьников, воспитывать и повышать речевую культуру устного и письменного общения, развивать творческий потенциал учащихся, знакомить ребят с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике.
Выработать такое единство мне помогают взаимопосещения занятий учителями русского языка и литературы, содружество с Барановой А.Ю.(кандидатом филологических наук АГУ, преподавателем старославянского языка), библиотекарем школы, классными руководителями и родителями учеников.
Перед Вами таблица, в которой отражен план-график проведения основных мероприятий, которые включены в рабочую программу внеурочной деятельности по русскому языку с обучающимися 8 классов МБОУ «СШ № 11» на 2018-2019 учебный год.
План-график проведения мероприятий
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Участники |
1 |
е1 нед. октября |
Учитель-предметник едметн |
|
2 |
Изучение проблемы |
1 нед. октября |
Учитель-предметник |
3 |
Распределение ролей среди участников |
2 нед. октября |
Учитель-предметник,лидеры |
4 |
Организация выставки «В музее русского слова» |
Октябрь-декабрь-март |
Учитель-предметник, участники проекта, библиотекарь. |
5 |
Встреча с преподавателем АГУ, канд. филолог. наук, Барановой А.Ю. |
4 нед. октября |
Участники проекта |
6 |
Родительское собрание-семинар «Клуб знатоков русского языка» |
Ноябрь |
Учитель-предметник, участники проекта |
7 |
Классные часы «Мой верный друг, язык мой русский» |
Январь |
Классные руководители, участники проекта |
8 |
Выездная акция «Любитель русской словесности» |
Октябрь- апрель |
Учитель-предметник, участники проекта |
9 |
Интеллектуальная игра |
Февраль |
Учитель-предметник, участники проекта |
10 |
Устный журнал «Из русского языка он сделал чудо» (Пушкин как основоположник русского литературного языка) |
декабрь |
Учитель-предметник, участники проекта |
11 |
КВН |
Март |
Учитель-предметник, участники проекта |
12 |
Создание карт-презентаций |
Во время работы выставок |
Учитель-предметник, участники проекта |
13 |
Умники и умницы |
апрель |
Учитель-предметник, участники проекта |
В следующей таблице представлена информация о планируемых результатах внеурочной деятельности по предмету и о том, каким образом фиксируется и замеряется оценка эффективности проделанной работы .
Что изменится |
Каким образом фиксируется , замеряется |
Повысится интерес к изучению русского языка |
Опрос обучающихся |
Расширится кругозор обучающихся |
Анкетирование |
Активизируется участие родителей в воспитании и образовании детей |
Обмен родителей опытом семейного воспитания |
Развитие творческих способностей |
Участие обучающихся в запланированных мероприятиях |
Приобретение навыков аргументации своей точки зрения |
|
Сформируется эстетический вкус чтения |
Как показывает практика, существует и риск реализации внеурочной деятельности по русскому языку. Учитель может столкнуться с апатичностью некоторой части обучающихся и даже с непосещаемостью мероприятий. В такой ситуации для достижения поставленной цели педагог должен грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, раскрыть его творческие способности, умело донести информацию, мотивировать на изучение преподаваемого предмета, используя разнообразные формы и способы обучения.
Таким образом, в процессе обучения и воспитания учащихся внеурочная деятельность по русскому языку, являясь логическим продолжением урочной, имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение .
Список литературы :
Водолазькая, С.В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады/ С.В. Водолазькая.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
Трошин, В.В. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ Авт.-сост. В.В. Трошин.- Волгоград: Учитель, 2007.
Чаплыгина, И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя/ И.Д. Чаплыгина, Н.А. Герасименко, Н.Г. Ильинская.- М.: Владос, 200.- С. 184
Чернова, Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Чернова.-М.: Планета, 2015.