Сценарий мероприятия для социальной реабилитации и оздоровления детей с 5 по 9 классы «Осенняя мозаика»
Мероприятие в детском центре социальной реабилитации и оздоровления для детей с 5 по 9 классы «ОСЕННЯЯ МОЗАИКА»
Цели: 1. Повышать уровень знаний детей о писателях и художников России;
2. Создавать праздничное настроение, показать какой осень бывает красивой.
Воспитывать любовь к Родине;
3. Развивать наблюдательность, мышление, смекалку, память и т.п.
Начинается мероприятие с видеоролика «Красивые пейзажи осени» под красивую мелодичную музыку.
ВЕДУЩИЙ:
И снова осени портрет.
Природа вешает в гостиной,
Под звуки песни журавлиной,
Под листьев золотистый свет.
Она в вуали из дождя,
Ее прихода не пропустим. И предадимся легкой грусти, Ей объясненья не найдя.-Обожаю это время года!
Праздник золота и багреца,
Синяя шумящая свобода,
Ясность неизбежного конца.
А ведь как металось и хлестало!
Шли дожди, трепали их ветра.
Справилась природа, и настала
Эта драгоценная пора! (стихотворение читает ребёнок)
-Осень – это своеобразный мостик от лета к зиме. И хотя мороз по утрам уже щиплет наши щеки и уже давно сковал лужицы, мы знаем, что осень – прекрасная пора.
-Ведь даже в своих произведениях писатели, поэты, художники пытаются показать всю прелесть осени, а композиторы создают чудесные мелодии, которые радуют слух.
Сегодня наш вечер мы посвящаем прекрасному времени года - осени. Поэтому и все конкурсы будут связаны с этой чудесной порой.
-Раз речь зашла о конкурсах, то пришла пора представить жюри. ( ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)----
- В начале нашей игры, скажем так, для разогрева, предлагаем вам решить шифровки. (Каждому отряду выдаются листочки с шифровками, по которым надо разгадать как раньше назывались осенние месяцы)
Сентябрь – рюень, хмурень, вересень
Октябрь – листопад, свадебник, грязник
Ноябрь – грудень, полузимник, бездорожник, листогной
(Материал шифровок заимствован у автора: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области)
1 конкурс «Эпитеты осени».
- И опять же лучше А.С.Пушкина об удивительном времени года не скажешь: Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Для игры приглашаются по 1 участнику от отряда с самым богатым словарным запасом. (выход игроков)
По моей команде участники по очереди начинают перечислять эпитеты, которые можно отнести к слову «осень». Тот участник, который затрудняется назвать очередной эпитет, выбывает. Последний оставшийся в игре объявляется победителем и получает приз. (Примеры эпитетов: дождливая, романтичная, шуршащая, золотая, тоскливая, грустная, унылая, искрящаяся, увядающая, листопадная, багряная, урожайная, холодная, ветреная, сказочная и т. д.)
2 конкурс «Осенние строки»
ВЕДУЩИЙ: На человека же осень оказывает потрясающее воздействие. Буйство красок увядающей природы будит творчество, подсказывает ему все новые и новые поэтические строчки, продолжая, казалось бы знакомые некогда сказанные строки, связанные с кокеткой осенью.
Мы приглашаем по 1 представителю от каждого отряда.
Ваше следующее задание: вам нужно продолжить строки А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Своими словами в стихотворной форме. Вот ручки и заготовки , у вас есть несколько минут. (уходят в зал)
А теперь прошу вернуться на сцену тех, кто рифмовал знакомые пушкинские строки «Уж небо осенью дышало…» ( читают свои заготовки).
3 конкурс «Литературный конкурс»
ВЕДУЩИЙ: Играют все отряды одновременно. Перед вами таблички в фамилиями поэтов. Я читаю строки- отрывки из стихов, а ваша задача решить , кому они принадлежат и поднять соответствующую табличку с фамилией поэта.
Вопросы для литературного конкурса:
Отговорила роща золотая,Березовым веселым языком. (Есенин)
Поздняя осень, грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели… (Некрасов)
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера (Тютчев)
Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло (Фет)
Лес, словно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (Бунин)
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день (Пушкин)
Люблю дымок с паленой жнивы, В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы, Чету белеющих берез (Лермонтов)
День пригреет – возле дома Пахнет позднею травой,
Яровой сухой соломой И картофельной ботвой (Твардовский)
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось (Есенин)
Суровой осени печален поздний вид, Уныло спят безмолвные растенья,
Над крышами пустынного селенья Заря небес болезненно горит (Заболотский)
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, Лужи у крыльца (Плещеев)
-Осень – очень загадочное время года, оно меняется, как сказка, то теплое и ласковое, то холодное и жесткое. И загадку этой поры никто не может разгадать.
3 конкурс «Разгадай загадки осени». Звучит музыка из телевизионной программы «Что? Где? Когда?». Выносится в зал вопросы.
В зал выносят ящик №1.
Этот талисман носила средневековые рыцари, философы древности, показывая его поперечное сечение своим ученикам объясняли строение вселенной. Во все времена ему приписывали целебные свойства, считая, что даже его запах предохраняет от болезни. Вопрос: Что в черном ящике? (луковица).
Черный ящик №2.
Первые сведения о том, что лежит в ящике, относятся ко времени правления князя Ярослава Мудрого в Киевской Руси. А это 1051 год. С большой долей уважения к самому плоду относились и относятся по сей день жители Германии. До сих пор в немецких деревнях существует старый обычай — в день рождения младенца сажают это. Как оно будет расти и развиваться, такая судьба уготована и малышу. (Подсказка- о нём упоминается и в Библии как о райском плоде.) (яблоко)
Черный ящик №3.
Его вкус европейцы узнали всего около 400 лет назад. Родина –Южная Америка, где он и сейчас произрастает в диком состоянии в горных районах. В Россию завёз Пётр I в конце 17 века.( подсказка -второй хлеб) Вопрос: Что в черном ящике? (картофель).
4 конкурс «Осенний эрудит».
Играем всем отрядом. По очереди по 1 представителю от отряда подходят к «Дереву загадок», он срывает с дерева лист с загадкой. Если отряд даёт не верный ответ, то другие отряды могут дать свой ответ. Ваша задача как можно больше дать правильных ответов.
*Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
*Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
*Летит, а не птица,
Воет, а не зверь. (Ветер)
*Не рыбак, но сети вяжет,
Он снуёт туда-сюда,
Их натянет и заляжет…
Эх, кто попадёт, беда! (Паук)
*Какие тайны открывает листопад?
Когда по осени деревья облетят,
Увидишь ясно средь ветвей…
Ну – что? Не знаешь?
Угадай скорей! (Птичьи гнёзда)
*В полях расстилается,
Ветрами продувается,
Под дождями мокнет,
На солнышке сохнет.
Под зиму его соберут,
На гумно отвезут,
Будут мять, трепать,
В долги нитки свивать,
Детям платьев нашьют…
Ну же, как его зовут? (Лён)
5 конкурс «Осень в картинах русских художников»
- Предлагаю вам сначала решить шифровку- подсказку, чтобы узнать фамилии художников, чьи картины тут буду представлены.
Ответы: Левитан, Шишкин, Поленов, Саврасов (Материал шифровки заимствован у автора: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области)
- Молодцы! А теперь ваша задача: внимательно посмотреть на картины и определить автора каждой из них.
Исаак Ильич Левитан – «Золотая осень»
Иван Иванович Шишкин – «Золотая осень»
Василий Дмитриевич Поленов – «Золотая осень»
Алексей Кондратьевич Саврасов – «Осень»
- Спасибо всем за участие! Надеемся, что вы что-то узнали нового в ходе нашего мероприятия! Попросим наше жюри огласить результаты.
- Поздравляем наших победителей и приступаем нашему осеннему чаепитию!