12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Гладких Таисия Владимировна1253 Педагогический стаж -26 лет Россия, Краснодарский край, Кропоткин Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Система логопедической работы по оздоровлению детей с ОНР
Неделя/ Тема | Развитие общей моторики. | Развитие мелкой моторики. | Массаж лица. | Развитие мимических мышц. | Развитие артикуляционной моторики. | Работа над развитием дыхания и голоса. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха | Физкультминутки. |
Сентябрь | ||||||||
3 неделя «Детский сад» | «Солнце скрылось за домами» | «Раз, два, три, четыре, пять» | Знакомство с основными массажными движениями | Изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда | Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом | Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания | Игра «Узнай инструмент». Игра «Что шуршит, что звенит?». Игра «Кто голос подает?». | Выполнение движений по тексту. |
4 Неделя «Игрушки» | «Лошадка» | «Барабан» | Знакомство с основными массажными движениями. | Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный. | «Окошко». «Окошко закрывается и открывается» «Улыбка» — «Трубочка». «Лопаточка». «Накажем непослушный язычок». | Игра «Фокус». | Развитие фонематического восприятия Игра «Хлопай, не зевай». Игра «Доскажи словечко» Игра «Звук заблудился». | Выполнение движений по тексту стихотворения. «Смотри скорей, который час» |
Октябрь | ||||||||
1 неделя «Осень» | «Осенью» | «Дождь» | Знакомство с основными массажными движениями | «Осень наступила» | «Окошко». «Окошко закрывается и открывается» «Улыбка» — «Трубочка». «Лопаточка». «Накажем непослушный язычок». | Игра «Дудочка». Игра «Погрели ладошки». | Узнавание звука У из ряда изолированных звуков | Выполнение движений по тексту стихотворения. «Каждый день по утрам» |
2 неделя «Овощи» | «Огород у нас в порядке» | «Купите лук...» | «Ходит пальчик по дорожке» | Дети изображают мимикой вкус овощей | «Улыбка» -«Трубочка». «Лопаточка». «Иголочка». «Лопаточка»-«Иголочка». Удержать «Лопаточку» под счет | Игра «Дудочка» | Игра «Хлопай, не зевай». | «Каждый день по утрам» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Фрукты» | «Яблоня» | «Апельсин». | «Вышли пальчики гулять» | Дети изображают мимикой вкус фруктов | Окошко закрывается и открывается» «Трубочка». «Лопаточка». Удержать «Лопаточку» под счет | Плавно разводить руки, а потом сводить с произнесением звуков | Игра «Хлопай, топай, не зевай». | «Каждый день по утрам» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Сад - огород» | «Огород » | «Апельсин» | «»По морям и океанам» | Дети передают эмоциональное состояние вкуса овощей и фруктов | «Окошко» «Почесывание» Многократное произнесение звука «Маляр». | Игра на губной гармошке | Игра «Хлопай, не зевай». | «Мы сначала будем хлопать» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Ноябрь | ||||||||
1 неделя «Лес. Грибы, ягоды, деревья» | «Грибок». | «По ягоды». | «Солнышко проснулось» | «Дуб». | «Окошко закрывается и открывается» «Почесывание» «Болтушка». | Вдохнуть и на выдохе произносить: ООО | Дети называют картинки, в которых есть О | «Буратино потянулся» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Перелетные птицы» | «Опустел скворечник» | «Журавли». | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения | Выразить состояние грусти, печали, радости | «Окошко закрывается и открывается» «Пожевывание». «Отставление» нижней губы от десен. «Втягивание» нижней губы внутрь рта. «Болтушка». | Вдохнуть и на выдохе произносить: И______ . Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ______ | Повторение вслед за логопедом слоговых рядов. | «Мы пойдем на носках» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Одежда» | «Шапка». | «Варежка». | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание | «Послушайте и покажите» | «Окошко. «Обезьянки». «Почесывание» верхней и нижней губы зубами. «Болтушка». «Хомяк». Надувание обеих щек | Игра на губной гармошке | Игра на губной гармошке | «Как у наших у ребят» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Обувь, одежда, головные уборы» | «Туфельки нарядные» | «В магазине много есть» | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения | «Ножки» | «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко».— «Обезьянки». «Улыбка» — «Трубочка». «Качели». | Игра на губной гармошке: короткий звук — длинный звук | Игра «Хлопай, не зевай». | «Очень трудно так стоять» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Декабрь | ||||||||
1 неделя «Ателье» | «Мастера пустили в дело» | «Наперсток». | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения | Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. | Спокойное открывание — закрывание рта. Удержание открытого рта под счет до пяти. Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка» | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания «Вот мы шарик надуваем» | Игра «Хлопай, не зевай!» | «Аист». Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Зима. Зимние забавы» | «Снеговик». | «Пирог». | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание | Выразить эмоциональное состояние: радость, восторг, огорчение, удивление, спокойное состояние | Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление нижней губы от зубов и десен. «Болтушка». Попеременное надувание правой и левой щек. | Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки». Работа над голосом. | Игра «Хлопай, не зевай». | «Руки подняли вразлет» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Мебель. Части мебели» | «Коля, Коля, Николай» | «В доме жалуется пол» | Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание | Демонстрация пиктограмм: задача детей — выразить состояние, которое изображено на рисунках. | Для челюсти Для губ Для языка. | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом | Повторение рядов слов вслед за логопедом | «Одолела нас дремота» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Семья» | «Бабушка». | «Большаку — дрова рубить» Пальцы сжаты в кулак. Разгибают по одному, начиная с большого. | Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения | Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка. | Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление верхней губы от зубов и десен. «Качели» Одновременное надувание — втягивание обеих щек. | Упражнение на развитие воздушной струи «Ныряльщики» Работа над голосом. | Повторение вслед за логопедом слоговых рядов | «Все мы делаем зарядку» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Январь | ||||||||
2 неделя «Новогодний праздник» | «Ждут красавицу колючую» | «Мы на елке веселились» | Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание | Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, печальным, злобным, ликующим. | Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки». Вибрация губ (фырканье лошади). «Лопатка» — «Иголочка» | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со сменой ударения | Игра «Хлопай, не зевай». | «На зарядку, на зарядку, На зарядку становись!» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Зимующие птицы» | «Зарумянились кустарники не от утренней зари» | «Летела, летела сорока» | Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание | Изобразить испуганного воробья; воробья, который радостный взлетел на дерево | Рот открыть и удержать открытым под счет до шести. Вращательные движения губами. «Лошадки». «Грибок». | Упражнение «Ныряльщики». Работа над голосом | Произнесение рядов слов и выбор правильного слова | «Вот мы руки развели» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Дикие животные зимой» | «Вот мы руки развели» | «Скачет белка шалунишка» | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание | Проведение мимической гимнастики с помощью пиктограмм | Открыть рот, удержать его под счет до пяти. «Обезьянки» «Трубочка» Движение языком вперед-назад. Удержать «Лопаточку» | Игра на губной гармошке. Произнесение слоговых рядов со сменой ударения | Повторение слоговых рядов вслед за логопедом | «Сначала буду маленьким» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Февраль | ||||||||
1 неделя «Почта» | «На скамейку я встаю» | «Почтовый ящик открываем» | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения | Выполнение движений по тексту стихотворения. «Брови вверх я поднимаю» | Открыть рот, удержать его под счет до пяти. «Обезьянки» «Трубочка» Движение языком вперед-назад. Удержать «Лопаточку» | Автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания. Работа над голосом | Игра «Хлопай, не зевай». | «Чудеса на белом свете» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Транспорт» | «Теплоход». | «Хлопаем перед собой!» | Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание | «Закрываю правый глаз» | Рот открыть, удержать под счет до пяти. «Расчесывание» нижней губы, а затем верхней губы зубами. «Расчесывание» зубами языка. Покусывание и пошлепывание языка. | Упражнение для ротового выдоха «Срываем яблоки» Работа над голосом (смена ударения) | «Подними нужный флажок» | «Руки вверх, руки вниз» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Комнатные растения» | «На солнечном окошке» | «Раз, два, три, четыре, пять, буду я цветы считать» | Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения | «У Валюши и Ванюши щеки, словно шар воздушный» | Спокойное открывание и закрывание рта. Поднимание верхней губы опускание нижней губы «Лошадки». «Грибок». | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо). | Повторение слоговых рядов вслед за логопедом | «Раз - подняться, потянуться» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Наша армия» | «В пограничников играем» | «Вышли танки на парад» | Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание | «Помидору подражаю» | Спокойное открывание и закрывание рта. Поднимание верхней губы, опускание нижней губы; «Лошадки». «Грибок». | Игра на дудочках. | Из четырех произнесенных слов дети должны назвать то, которое по звуковому составу непохоже на остальные три. | «Раз, два, три, четыре, пять» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Март | ||||||||
1 неделя «Весна. День рождения весны» | «Краски весны». | «Весна». | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание | Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках. | Спокойное открывание-закрывание рта. Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно. Движение «хоботком» вправо-влево. «Вкусное варенье», а затем «Лошадка». | Упражнение «Дровосек». | Дополнить строки словами, подходящими по рифме. | «Скачет, скачет, скачет мяч» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Праздник 8 Марта» | «Маму я свою люблю» | «Цветок для мамы». | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения | «Брови вверх я поднимаю» | Открыть рот, удержать позу Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Поднять язык к верхним зубам. Опустить к нижним зубам | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом | Повторение слоговых рядов за логопедом | «Раз, два — выше голова» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Профессии» | «Самолет». | «Чтоб здоровыми мы были» | Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание | Выразить эмоциональное состояние (настроение): доволен — недоволен, виноват — пристыжен, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен. | Имитация жевания. «Расчесать» нижнюю губу, верхнюю губу. «Маляр». «Футбол» | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произносить фразу, меняя ударение. | Логопед называет правильно и неправильно звучащие слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильное слово. | «Все ребята дружно встали» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Наша пища» | «Покупаем продукты». | «У метро — стеклянный дом» | Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения | «Закрываю правый глаз» | Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки». Втянуть верхнюю губу, а затем нижнюю. «Маляр». «Барабанщики». | Упражнение «Петух». | Игра «Подарим картинки Шуре и Соне». | «Смотри скорей, который час» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Апрель | ||||||||
1 неделя «Откуда хлеб пришёл?» | «Снег растает в поле чистом» | «Пекарь, пекарь» | Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание | «Мама сыну говорит» | Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти. Чистим нижние зубы. Попеременное надувание щек | Игра «Дудочка». | Игра «Хлопай, топай, не зевай». | «Ножками топаем, топаем» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Посуда» | «К самовару гости прибежали» | «Раз, два, три, четыре» | Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание | Выразить мимикой свое эмоциональное состояние: разбили чашку - огорчение, купили новую Чашку - радость, много грязной посуды- неудовольствие. | «Улыбка» — «Трубочка». «Качели» «Футбол» | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом | Повторение слоговых рядов за логопедом | «Мы топаем ногами» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Мой дом» | «Если на улице дождик идет» | «Живым существам Очень трудно без дома!» | Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание | Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки. | Имитация жевания. «Улыбка»-«Трубочка». «Лопаточка». «Чашечка». «Лопаточка»- «Чашечка». Попеременное надувание щек. | На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе — опустить вниз с длительным произношением звука | Из четырех названных слогов выделить лишний (отличающийся звучанием) | «Мы топаем ногами» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Домашние животные и их детёныши» | «Котик». | «Дай молочка, Буренушка» | Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения | «Пугливая овечка». | Рот открыть, удержать мимическую позицию под счет до пяти. «Расчесать» нижнюю губу, а затем верхнюю. «Лопаточка» «Почистим» нижние зубы с внутренней стороны. — Покусывание языка, а затем расслабление | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом | Игра «Хлопай, не зевай». | «Жили-были две подружки» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Май | ||||||||
1 неделя «Наша страна. Мой родной край» | «Нет на свете Родины Красивей» | «Раз, два — Москва» | Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание | «У Валюши и Ванюши» | Имитация жевания. «Лопаточка». «Вкусное варенье». «Маляры». | Упражнение «Дровосек» Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию | Дополнить строки словами, подходящими по рифме «Портфель я выронил из рук» | «Раз, примерно, целых пять» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Человек» | «Ах ты, девочка чумазая» | «Все капризы у Оксанки» | Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения | Выразить эмоциональное состояние (настроение): доволен-недоволен, виноват — не виноват, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен. | Рот открыть — «Обезьянки». «Почешем» нижнюю губу, а затем верхнюю. «Почистим» нижние зубы с внутренней стороны. «Маляры». | Упражнение «Трубач» | Выделить лишнее слово из произнесенного ряда (дается установка, что при этом нужно обращать внимание на первый звук в словах) | «Я и прямо, Я и боком» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 Неделя «Насекомые» | «Я шагаю по лужайке» | «Прилетела к нам вчера» | Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание | Закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови; надуть правую щеку, левую щеку; втянуть правую щеку, левую щеку. | «Улыбка» «Трубочка». Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю. «Качели» «Футбол» | Упражнение «Петух» | Произнесение слоговых рядов вслед за логопедом | «Встали дети — потянулись» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 Неделя «Лето» | «По дороге мы идем» | «Дождик, дождик, капелька» | Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание | Выразить эмоциональное состояние (настроение): доволен-недоволен, виноват — невиновен, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен | Для челюсти Для губ Для языка | Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом | Поднять красный флажок на правильно произнесенное слово | «Чтобы было все в порядке» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №28
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ д/с №28
_____________ Дегтярёва О.П.
Приказ №_____от _______2017г.
Система логопедической работы по оздоровлению детей с ОНР
Разработала:
учитель-логопед Гладких Т. В.,
ст. Темижбекская
2017