Система логопедической работы по оздоровлению детей с ОНР
Неделя/ Тема |
Развитие общей моторики. |
Развитие мелкой моторики. |
Массаж лица. |
Развитие мимических мышц. |
Развитие артикуляционной моторики. |
Работа над развитием дыхания и голоса. |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха |
Физкультминутки. |
Сентябрь |
||||||||
3 неделя «Детский сад» |
«Солнце скрылось за домами» |
«Раз, два, три, четыре, пять» |
Знакомство с основными массажными движениями |
Изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда |
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом |
Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания |
Игра «Узнай инструмент». Игра «Что шуршит, что звенит?». Игра «Кто голос подает?». |
Выполнение движений по тексту. |
4 Неделя «Игрушки» |
«Лошадка» |
«Барабан» |
Знакомство с основными массажными движениями. |
Изобразить, каким может быть взгляд: добрый, хитрый, печальный, злобный, радостный. |
«Окошко». «Окошко закрывается и открывается» «Улыбка» — «Трубочка». «Лопаточка». «Накажем непослушный язычок». |
Игра «Фокус». |
Развитие фонематического восприятия Игра «Хлопай, не зевай». Игра «Доскажи словечко» Игра «Звук заблудился». |
Выполнение движений по тексту стихотворения. «Смотри скорей, который час» |
Октябрь |
||||||||
1 неделя «Осень» |
«Осенью» |
«Дождь» |
Знакомство с основными массажными движениями |
«Осень наступила» |
«Окошко». «Окошко закрывается и открывается» «Улыбка» — «Трубочка». «Лопаточка». «Накажем непослушный язычок». |
Игра «Дудочка». Игра «Погрели ладошки». |
Узнавание звука У из ряда изолированных звуков |
Выполнение движений по тексту стихотворения. «Каждый день по утрам» |
2 неделя «Овощи» |
«Огород у нас в порядке» |
«Купите лук...» |
«Ходит пальчик по дорожке» |
Дети изображают мимикой вкус овощей |
«Улыбка» -«Трубочка». «Лопаточка». «Иголочка». «Лопаточка»-«Иголочка». Удержать «Лопаточку» под счет |
Игра «Дудочка» |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«Каждый день по утрам» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Фрукты» |
«Яблоня» |
«Апельсин». |
«Вышли пальчики гулять» |
Дети изображают мимикой вкус фруктов |
Окошко закрывается и открывается» «Трубочка». «Лопаточка». Удержать «Лопаточку» под счет |
Плавно разводить руки, а потом сводить с произнесением звуков |
Игра «Хлопай, топай, не зевай». |
«Каждый день по утрам» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Сад - огород» |
«Огород » |
«Апельсин» |
«»По морям и океанам» |
Дети передают эмоциональное состояние вкуса овощей и фруктов |
«Окошко» «Почесывание» Многократное произнесение звука «Маляр». |
Игра на губной гармошке |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«Мы сначала будем хлопать» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Ноябрь |
||||||||
1 неделя «Лес. Грибы, ягоды, деревья» |
«Грибок». |
«По ягоды». |
«Солнышко проснулось» |
«Дуб». |
«Окошко закрывается и открывается» «Почесывание» «Болтушка». |
Вдохнуть и на выдохе произносить: ООО |
Дети называют картинки, в которых есть О |
«Буратино потянулся» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Перелетные птицы» |
«Опустел скворечник» |
«Журавли». |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения |
Выразить состояние грусти, печали, радости |
«Окошко закрывается и открывается» «Пожевывание». «Отставление» нижней губы от десен. «Втягивание» нижней губы внутрь рта. «Болтушка». |
Вдохнуть и на выдохе произносить: И______ . Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ______ |
Повторение вслед за логопедом слоговых рядов. |
«Мы пойдем на носках» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Одежда» |
«Шапка». |
«Варежка». |
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание |
«Послушайте и покажите» |
«Окошко. «Обезьянки». «Почесывание» верхней и нижней губы зубами. «Болтушка». «Хомяк». Надувание обеих щек |
Игра на губной гармошке |
Игра на губной гармошке |
«Как у наших у ребят» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Обувь, одежда, головные уборы» |
«Туфельки нарядные» |
«В магазине много есть» |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения |
«Ножки» |
«Улыбка» — «Трубочка». «Окошко».— «Обезьянки». «Улыбка» — «Трубочка». «Качели». |
Игра на губной гармошке: короткий звук — длинный звук |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«Очень трудно так стоять» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Декабрь |
||||||||
1 неделя «Ателье» |
«Мастера пустили в дело» |
«Наперсток». |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения |
Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. |
Спокойное открывание — закрывание рта. Удержание открытого рта под счет до пяти. Оттопыривание языком верхней губы, а затем нижней. «Болтушка» |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания «Вот мы шарик надуваем» |
Игра «Хлопай, не зевай!» |
«Аист». Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Зима. Зимние забавы» |
«Снеговик». |
«Пирог». |
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание |
Выразить эмоциональное состояние: радость, восторг, огорчение, удивление, спокойное состояние |
Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление нижней губы от зубов и десен. «Болтушка». Попеременное надувание правой и левой щек. |
Упражнение на развитие воздушной струи: «Сдуть снежинки с варежки». Работа над голосом. |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«Руки подняли вразлет» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Мебель. Части мебели» |
«Коля, Коля, Николай» |
«В доме жалуется пол» |
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание |
Демонстрация пиктограмм: задача детей — выразить состояние, которое изображено на рисунках. |
Для челюсти Для губ Для языка. |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом |
Повторение рядов слов вслед за логопедом |
«Одолела нас дремота» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Семья» |
«Бабушка». |
«Большаку — дрова рубить» Пальцы сжаты в кулак. Разгибают по одному, начиная с большого. |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения |
Изобразить радостную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка. |
Легкое постукивание зубами, губы разомкнуты. Отставление верхней губы от зубов и десен. «Качели» Одновременное надувание — втягивание обеих щек. |
Упражнение на развитие воздушной струи «Ныряльщики» Работа над голосом. |
Повторение вслед за логопедом слоговых рядов |
«Все мы делаем зарядку» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Январь |
||||||||
2 неделя «Новогодний праздник» |
«Ждут красавицу колючую» |
«Мы на елке веселились» |
Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание |
Изобразить, каким разным может быть взгляд человека: насмешливым, добрым, умоляющим, печальным, злобным, ликующим. |
Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки». Вибрация губ (фырканье лошади). «Лопатка» — «Иголочка» |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произнесение скороговорок со сменой ударения |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«На зарядку, на зарядку, На зарядку становись!» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Зимующие птицы» |
«Зарумянились кустарники не от утренней зари» |
«Летела, летела сорока» |
Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание |
Изобразить испуганного воробья; воробья, который радостный взлетел на дерево |
Рот открыть и удержать открытым под счет до шести. Вращательные движения губами. «Лошадки». «Грибок». |
Упражнение «Ныряльщики». Работа над голосом |
Произнесение рядов слов и выбор правильного слова |
«Вот мы руки развели» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Дикие животные зимой» |
«Вот мы руки развели» |
«Скачет белка шалунишка» |
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание |
Проведение мимической гимнастики с помощью пиктограмм |
Открыть рот, удержать его под счет до пяти. «Обезьянки» «Трубочка» Движение языком вперед-назад. Удержать «Лопаточку» |
Игра на губной гармошке. Произнесение слоговых рядов со сменой ударения |
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом |
«Сначала буду маленьким» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Февраль |
||||||||
1 неделя «Почта» |
«На скамейку я встаю» |
«Почтовый ящик открываем» |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения |
Выполнение движений по тексту стихотворения. «Брови вверх я поднимаю» |
Открыть рот, удержать его под счет до пяти. «Обезьянки» «Трубочка» Движение языком вперед-назад. Удержать «Лопаточку» |
Автоматизация нижнедиафрагмального типа дыхания. Работа над голосом |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«Чудеса на белом свете» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Транспорт» |
«Теплоход». |
«Хлопаем перед собой!» |
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание |
«Закрываю правый глаз» |
Рот открыть, удержать под счет до пяти. «Расчесывание» нижней губы, а затем верхней губы зубами. «Расчесывание» зубами языка. Покусывание и пошлепывание языка. |
Упражнение для ротового выдоха «Срываем яблоки» Работа над голосом (смена ударения) |
«Подними нужный флажок» |
«Руки вверх, руки вниз» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Комнатные растения» |
«На солнечном окошке» |
«Раз, два, три, четыре, пять, буду я цветы считать» |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения |
«У Валюши и Ванюши щеки, словно шар воздушный» |
Спокойное открывание и закрывание рта. Поднимание верхней губы опускание нижней губы «Лошадки». «Грибок». |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом: самолет летит близко (громко), далеко (тихо). |
Повторение слоговых рядов вслед за логопедом |
«Раз - подняться, потянуться» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Наша армия» |
«В пограничников играем» |
«Вышли танки на парад» |
Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание |
«Помидору подражаю» |
Спокойное открывание и закрывание рта. Поднимание верхней губы, опускание нижней губы; «Лошадки». «Грибок». |
Игра на дудочках. |
Из четырех произнесенных слов дети должны назвать то, которое по звуковому составу непохоже на остальные три. |
«Раз, два, три, четыре, пять» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Март |
||||||||
1 неделя «Весна. День рождения весны» |
«Краски весны». |
«Весна». |
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание |
Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках. |
Спокойное открывание-закрывание рта. Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно. Движение «хоботком» вправо-влево. «Вкусное варенье», а затем «Лошадка». |
Упражнение «Дровосек». |
Дополнить строки словами, подходящими по рифме. |
«Скачет, скачет, скачет мяч» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Праздник 8 Марта» |
«Маму я свою люблю» |
«Цветок для мамы». |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения |
«Брови вверх я поднимаю» |
Открыть рот, удержать позу Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Поднять язык к верхним зубам. Опустить к нижним зубам |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом |
Повторение слоговых рядов за логопедом |
«Раз, два — выше голова» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Профессии» |
«Самолет». |
«Чтоб здоровыми мы были» |
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание |
Выразить эмоциональное состояние (настроение): доволен — недоволен, виноват — пристыжен, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен. |
Имитация жевания. «Расчесать» нижнюю губу, верхнюю губу. «Маляр». «Футбол» |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Произносить фразу, меняя ударение. |
Логопед называет правильно и неправильно звучащие слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильное слово. |
«Все ребята дружно встали» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Наша пища» |
«Покупаем продукты». |
«У метро — стеклянный дом» |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения |
«Закрываю правый глаз» |
Спокойное открывание и закрывание рта. «Обезьянки». Втянуть верхнюю губу, а затем нижнюю. «Маляр». «Барабанщики». |
Упражнение «Петух». |
Игра «Подарим картинки Шуре и Соне». |
«Смотри скорей, который час» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Апрель |
||||||||
1 неделя «Откуда хлеб пришёл?» |
«Снег растает в поле чистом» |
«Пекарь, пекарь» |
Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание |
«Мама сыну говорит» |
Улыбнуться, удержать улыбку под счет до пяти. Чистим нижние зубы. Попеременное надувание щек |
Игра «Дудочка». |
Игра «Хлопай, топай, не зевай». |
«Ножками топаем, топаем» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Посуда» |
«К самовару гости прибежали» |
«Раз, два, три, четыре» |
Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание |
Выразить мимикой свое эмоциональное состояние: разбили чашку - огорчение, купили новую Чашку - радость, много грязной посуды- неудовольствие. |
«Улыбка» — «Трубочка». «Качели» «Футбол» |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом |
Повторение слоговых рядов за логопедом |
«Мы топаем ногами» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 неделя «Мой дом» |
«Если на улице дождик идет» |
«Живым существам Очень трудно без дома!» |
Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание |
Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки. |
Имитация жевания. «Улыбка»-«Трубочка». «Лопаточка». «Чашечка». «Лопаточка»- «Чашечка». Попеременное надувание щек. |
На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе — опустить вниз с длительным произношением звука |
Из четырех названных слогов выделить лишний (отличающийся звучанием) |
«Мы топаем ногами» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 неделя «Домашние животные и их детёныши» |
«Котик». |
«Дай молочка, Буренушка» |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения |
«Пугливая овечка». |
Рот открыть, удержать мимическую позицию под счет до пяти. «Расчесать» нижнюю губу, а затем верхнюю. «Лопаточка» «Почистим» нижние зубы с внутренней стороны. — Покусывание языка, а затем расслабление |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом |
Игра «Хлопай, не зевай». |
«Жили-были две подружки» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
Май |
||||||||
1 неделя «Наша страна. Мой родной край» |
«Нет на свете Родины Красивей» |
«Раз, два — Москва» |
Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание |
«У Валюши и Ванюши» |
Имитация жевания. «Лопаточка». «Вкусное варенье». «Маляры». |
Упражнение «Дровосек» Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию |
Дополнить строки словами, подходящими по рифме «Портфель я выронил из рук» |
«Раз, примерно, целых пять» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
2 неделя «Человек» |
«Ах ты, девочка чумазая» |
«Все капризы у Оксанки» |
Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения |
Выразить эмоциональное состояние (настроение): доволен-недоволен, виноват — не виноват, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен. |
Рот открыть — «Обезьянки». «Почешем» нижнюю губу, а затем верхнюю. «Почистим» нижние зубы с внутренней стороны. «Маляры». |
Упражнение «Трубач» |
Выделить лишнее слово из произнесенного ряда (дается установка, что при этом нужно обращать внимание на первый звук в словах) |
«Я и прямо, Я и боком» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
3 Неделя «Насекомые» |
«Я шагаю по лужайке» |
«Прилетела к нам вчера» |
Поглаживание, зигзагообразные движения, постукивание, поглаживание |
Закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза, нахмурить брови; надуть правую щеку, левую щеку; втянуть правую щеку, левую щеку. |
«Улыбка» «Трубочка». Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю. «Качели» «Футбол» |
Упражнение «Петух» |
Произнесение слоговых рядов вслед за логопедом |
«Встали дети — потянулись» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
4 Неделя «Лето» |
«По дороге мы идем» |
«Дождик, дождик, капелька» |
Поглаживание, волнообразные движения, зигзагообразные движения, поглаживание |
Выразить эмоциональное состояние (настроение): доволен-недоволен, виноват — невиновен, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен |
Для челюсти Для губ Для языка |
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания. Работа над голосом |
Поднять красный флажок на правильно произнесенное слово |
«Чтобы было все в порядке» Выполнение движений по тексту стихотворения. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №28
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ д/с №28
_____________ Дегтярёва О.П.
Приказ №_____от _______2017г.
Система логопедической работы по оздоровлению детей с ОНР
Разработала:
учитель-логопед Гладких Т. В.,
ст. Темижбекская
2017