Познавательная игровая программа «Осетинские игры»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВНОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»»
«ОСЕТИНСКИЕ ИГРЫ»
(познавательная игровая программа)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Кораева М.Р.
Познавательная игровая программа
«Осетинские игры»
Цели мероприятия:
приобщение обучающихся к осетинским традициям, быту, фольклору;
развитие творческой инициативы и организаторских способностей;
расширение знаний в области быта осетинского народа.
Педагог приветствует детей и объявляет тему и цели мероприятия.
Педагог: «Дети, давайте вспомним какие осетинские игры мы с вами знаем».
Дети отвечают.
Педагог: «Правильно. А кто мне скажет, что нам дают игры?».
Дети отвечают.
Педагог: «Играя, мы не только проводим весело время, но и развиваем смекалку, ловкость и физическую подготовку. А как вы думаете, можно ли игру связать с танцем? Конечно, да. И одна из них осетинская шуточная танец – игра – «Чепена», в которую мы сейчас с вами и поиграем.
«Чепена»
Правила игры. Игроки стоят по кругу. Считалкой выбирается чепена. Он становится в круг и начинает игру словами:
– Левой ногой, чепена,
Подпрыгивает на левой ноге влево.
– Гой, гой, чепена.
Отзываются дети и повторяют движения водящего.
– Правой ногой, чепена.
Подпрыгивает вправо на правой ноге.
– Гой, гой, чепена.
Дети повторяют то же.
– Пойдем вперед, чепена.
Идет вперед, подняв вверх руки.
– Гой, гой, чепена,
Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.
– Пойдем назад, чепена.
Мелкими шагами идет назад с опущенными руками.
– Гой, гой, чепена.
Дети повторяют то же.
– Все мы спляшем, чепена.
Начинается танец.
– Кругом, кругом, чепена!
Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.
Педагог: «А теперь давайте немного отдохнем и попытаемся разгадать загадки»:
*****
Пять мальчиков,
Пять чуланчиков.
Разошлись мальчики,
В темные чуланчики.
Каждый мальчик –
В свой чуланчик.
(Пальцы и перчатки)
*****
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(Часы)
*****
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, Лед)
*****
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет.
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От морозов стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)
*****
Этот глаз – особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет.
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
*****
Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)
Педагог: «Молодцы ребята. Давайте поиграем в следующую игру, которая называется «Куырм арс», что значит «Слепой медведь»».
«Куырм арс»
Описание игры. Один из играющих выбирается медведем, ему завязывают глаза. Остальные игроки становятся вокруг и хлопают в ладоши. Медведь идет на звук и старается поймать кого-либо из играющих. Тот, кого он поймает, становиться водящим.
Педагог: «Следующая игра называется «Уæхскæй къуырын хъазт» – «Вытолкни плечом».
«Уæхскæй къуырын хъазт»
Правша игры. Двое игроков становятся в центре круга так. чтобы их плечи касались друг друга. Руки заложены за спину. По команде игроки поднимают левую ногу, сгибая её в колене. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга за пределы круга. Тот, кто вытолкнет своего партнера из круга, становится победителем.
Педагог: «Молодцы, ребята, сегодня мы с вами вспомнили игры, в которые играли наши предки. Теперь вы можете играть в них с друзьями».