Педагогическое эссе «Ослабленные дети — дифференцированный подход»
Ослабленные дети – дифференцированный подход
Ничто так сильно не разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель
Комплексная программа физического воспитания учащихся общеобразовательных школ ориентирована на повышение уровня физической подготовки и здоровья учащихся.
В связи с этим возникает необходимость повседневного внедрения и значительного повышения качества физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школьников. Весьма важным представляется повышение эффективности в деятельности специальных медицинских групп (СМГ), благотворное воздействие которых на укрепление здоровья и дальнейшее вовлечение ослабленных в физическом отношении школьников в активные занятия физической культурой и спортом несомненно.
Процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Лишь при глубоком осмыслении всех составных этого процесса можно эффективно и правильно использовать имеющиеся в школе возможности для успешной работы с такими школьниками.
Основными задачами физического воспитания школьников, отнесенных к СМГ, являются:
укрепление здоровья
улучшение физического развития и закаливания организма
расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение
повышение защитных сил организма и его сопротивляемости
освоение основных двигательных качеств и навыков
воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным, самостоятельным занятиям физической культурой.
В нашей гимназии после прохождения ежегодных медицинских осмотров создано 8 специальных медицинских групп. Группы скомплектованы не только по возрастным данным и однородным заболеваниям (например, учащиеся 1-2, 3-4, 5-8, 9-11 классов), но и существует внутригрупповое распределение по функциональному состоянию, руководствуясь результатами медицинского исследования о определения физической подготовленности. Внутригрупповое распределение на сильную (А) и слабую (B) группы позволяет удовлетворительно осуществлять педагогический процесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. В группу А рекомендуется относить учащихся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, а также школьников, временно отнесенных в СМГ для полного восстановления после перенесенного заболевания или травмы, в группу В – учащиеся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата. Занятия в СМГ условно делятся на два периода: подготовительный и основной. Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи:
постепенная подготовка сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма к выполнению физической нагрузки
воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями
освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС
обучение элементарным правилам самоконтроля
Длительность основного периода обучения в СМГ зависит от приспособляемости организма учащихся переносить физическую нагрузку, от состояния здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.
Задачи:
освоение основных двигательных умений и навыков
повышение общей тренированности и функциональной способности организма переносить физическую нагрузку
Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, строятся по обычной схеме: вводная, основная и заключительная части.
На каждом занятии мы стараемся создать благоприятную обстановку, уверенность, что средствами физической культуры школьники могут восстановить свое здоровье. Учащиеся должны знать, с какой целью дается то или иное упражнение, тогда они сознательнее и активнее будут выполнять все задания на уроке.