Статья «Современные подходы к научно-педагогическому сопровождению деятельности педагогических работников»

4
0
Материал опубликован 10 June 2020 в группе

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Светличная Екатерина Владимировна,

преподаватель ГПОУ «Горловский

колледж городского хозяйства»

г. Горловка


 

Аннотация

Все происходящие в мире изменения в области целей образования, соотносимые с общекультурным, личностным и познавательным развитием обучающихся, вызывают необходимость поиска ответа на вопрос не только чему учить, но и как учить в условиях перехода от технологии «обучения» к технологии «учения».  В связи с этим возникает необходимость повышения качества образования через научно – методическое сопровождение педагогов в системе среднего профессионального образования. В статье описаны проблемы связанные с развитием нормативно-правовой базы, регламентирующей методическую деятельность, неотработанностью процессов координации и интеграции методической деятельности в системе среднего профессионального образования.


 

Ключевые слова

Научно – методическое сопровождение, научно- методическая служба, образовательный процесс, непрерывное образование.


 

В настоящее время в системе образования происходят глубочайшие изменения: формируется новый подход к технологиям обучения, создается новая культура, меняется философия и парадигмы образования. Все это оказывает непосредственное влияние на деятельность педагога.

Динамичные взаимосвязанные изменения во всех сферах жизни общества - отличительная черта современного мира. Приоритетной задачей образования является формирование и развитие у подрастающего поколения таких качеств и способностей, которые позволили бы не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием новаций, создавать качественно новое социальное пространство.

Преподаватель является ключевой фигурой образовательного процесса, именно к нему предъявляются более высокие требования. Современный педагог должен уметь мобильно и гибко реагировать на изменяющиеся условия, постоянно совершенствуя свою профессиональную компетентность. А следовательно, объективная необходимость системного обновления учебно – воспитательной деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, создание положительной мотивации в инновационной деятельности педагогических коллективов, проектирование и создание внутри образовательного учреждения условий, стимулирующих проявление и реализацию творческой активности преподавателей и их профессионального мастерства, перестройки методической работы в образовательных учреждениях, которая включает взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

Новая система образования требует и нового подхода к решению данного вопроса. Традиционно помощь в разрешении профессиональных трудностей осуществляют научно-методические службы, однако при существующих тенденциях современного образования и динамике его изменений необходим переход на адресное научно-методическое сопровождение, под которым подразумевается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, процедур, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих конфликтов, способствующих его саморазвитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.

Поскольку ведущим фактором обновления образования признается инновационная деятельность, для ее успешного осуществления необходимо создание целого ряда условий, среди которых организационно-экономические, объективные, а также социально-психологические, субъективные. Если объективные условия можно заранее проанализировать и оптимизировать, то анализ субъективных условий часто остается «за кадром», не учитываются такие важные моменты, как стимулирование творчества, создание и поддержка мотивации, что, наряду с когнитивным, деятельностным, прогностическим и рефлексивным компонентами, составляет готовность педагога к инновационной деятельности на всех ее этапах.

Понятие «сопровождение» вошло в теорию и практику российских психологов и педагогов лишь в 90-е гг. ХХ века. В психологии и педагогике слово «сопровождение» толкуется неоднозначно, так как это явление выполняет широкий спектр функций. Исходя из имеющегося опыта, тех определений, которые дают психологи и педагоги такому понятию как «сопровождение», учитывая специфические черты научно-методического сопровождения, можно дать авторское определение термину. Научно-методическое сопровождение деятельности педагога – это взаимосвязанные целенаправленные действия, мероприятия, направленные на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующие его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности».

В этой связи возникает социально – педагогическая проблема. Она обусловлена как необходимостью развития педагога образовательного учреждения, так и системы среднего профессионального образования в целом. Научно – теоретическая составляющая по данной проблеме заключается в отсутствии модели, программы научно – методического сопровождения педагога в современных условиях развития системы СПО.

Научно – методологическая проблематика приобретает методическая работа в образовательном учреждении, которая способствует развитию профессиональной компетентности педагога системы СПО.

Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М. Н. Певзнер, В. И. Снегурова, Е. И. Винтер, Л. Н. Белотелова отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности педагогов имеет такие преимущества:

более индивидуализировано и гибко;

имеет более тонкую инструментовку;

в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;

предполагает обеспечение постоянного взаимодействия педагога с другими субъектами обучения;

позволяет постоянного отслеживать заданную траекторию, использовать контролирующие и коррекционные процедуры;

учитывает динамику профессионального роста педагога и гибкое реагирование на ситуации его развития;

несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;

имеет постоянный характер.

Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что научно-методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.

Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет. На основе проанализированных работ М.Н. Певзнера, В.А. Новицкой, Л.Н. Белотеловой, Р.В. Овчаровой, К.С. Шумаковой, П.А. Баранова среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:

обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;

консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;

диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности педагога;

психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;

коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;

адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;

информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;

проектная функция связана с обучением педагога экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;

направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между педагогом и обучающимся;

выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;

оказание поддержки педагогам и руководителям в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов;

осуществление редакционно-издательской деятельности.

Говоря о научно-методическом сопровождении, нужно отметить и препятствия, с которыми оно может быть сопряжено:

во-первых, это количественный и качественный состав сопровождаемых;

во-вторых, это пространство и время взаимодействия;

в-третьих, индивидуальная и профессиональная неготовность специалистов к сопровождению, что чаще всего бывает, вызвано недостатком опыта.

Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности педагога необходимо, многоаспектно и способствует всестороннему развитию педагога, его профессиональному росту. А многообразие функций научно-методического сопровождения делает этот процесс уникальным. Осуществление научно-методического сопровождения будет способствовать росту качества образования.

 

 

 

Ильясов, Д.Ф. Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Методические рекомендации / Д.Ф. Ильясов, А.А. Севрюкова. – Челябинск: Изд-во ООО «ПРОНТО», 2011.

Ленкова, А.А. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога как основание проектирования персонифицированной программы повышения квалификации / А.А. Ленкова, О.В. Петрова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров (Научно-теоретический журнал). – 2012. – № 4 (13). – Челябинск: ЧИППКРО. – С. 92-100.

Национальный проект «Образование»: нормативные правовые документы [Электронный ресурс]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с. – Режим доступа: URL: http://www.minobr.ru.

Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.