12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ивлиева Наталия Алексеевна36811
Работала в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам. С сентября 2023 года на заслуженном отдыхе.
Россия, Саратовская обл., Саратов
30

Дифференцированный подход в работе с родителями

Содержание

I   Введение

II  Основная часть

1. Помощь специалистов родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Работа классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

3. Из личного опыта работы классного руководителя

III   Заключение

IV   Список, используемой литературы

 

I   Введение

    Современный этап развития коррекционной педагогики и психологи характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно нашему глубокому убеждению, социализация ребёнка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь родителей.

   Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играет решающее значение в развитии ребёнка.

   Первой ступенью вхождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду является его адаптация в семье. Успешность этого процесса во многом зависит от того, на сколько адекватно близкие родственники ребёнка реагируют на его проблемы и помогают ему их преодолевать.

   Вторая ступень социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья- пребывание в специальном образовательном учреждении. Такт учителя, уважительное отношение к ребёнку-инвалиду, его близким и семье – залог успешности коррекционного процесса.

   Последней и основной ступенью социализации является адаптация молодого человека с психофизическими нарушениями в обществе, включая и адаптацию в его семье.

   Все эти процессы невозможны без активной деятельности психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, которые призваны оказывать социальную и психокоррекционную помощь семье, предварительно тщательно изучив все стороны её жизни.

   В настоящее время работа с семьёй, дифференцированный подход в работе с родителями – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

              

II  Основная часть

1.  Помощь специалистов родителям, воспитывающим детей  с  ограниченными возможностями здоровья

   Главной задачей специалистов при взаимодействии с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является не только выдача рекомендаций по лечению и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активным решениям возникающих проблем. В таких случаях родители выработанные в процессе сотрудничества со специалистами решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения своего ребёнка. Специалисты информируют и обсуждают с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты индивидуальной программы реабилитации ребёнка. С самого начала знакомства необходимо определить готовность родителей сотрудничать со специалистами разных профилей, объём коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей необходимо готовить к сотрудничеству со специалистами, потребующему от них немало времени и усилий. Родители нуждаются в поддержке и одобрении, так как результаты будут видны не сразу и родителям может показаться, что их усилия  потрачены впустую. В неблагополучных семьях сотрудничество с родителями является особенно трудной задачей.

   При разработке индивидуальной программы реабилитации родителей прежде всего необходимо ознакомить с особенностями заболевания ребёнка.

   Родители – самые заинтересованные участники процесса и хотят сделать ребёнка максимально приспособленным к окружающему миру и в перспективе – социально-полезной трудовой деятельности.

   Родители и специалисты в процессе воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья ставят перед собой коррекционные задачи, соответствующие возрасту ребёнка.

   Наиболее часто используются следующие формы организации лечебно-коррекционного процесса:

- консультативно-рекомендательная;                                                                                

- информационно-просветительская;

- практические занятия для родителей;

- организация «круглых столов», родительских конференций, семинаров, клубов, 

   детских праздников и утренников;

- индивидуальные занятия с родителями и их ребёнком;

- психотерапия и психокоррекционная арттерапия;

- подгрупповые занятия.

   Рассмотрим примеры помощи специалистов некоторым категориям родителей, имеющим  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления в работе специалистов с родителями, имеющих ребёнка с нарушением интеллекта:

- коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребёнка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой;

- формирование понимания родителями проблем их ребёнка, а именно: постепенный отход от позиций, отрицающей наличие проблем, и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия;

- постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребёнка, представления о бесперспективности развития ребёнка;

- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребёнка;

- коррекция внутреннего психологического состояния матери: переживания, связанные с психофизической недостаточностью ребёнка, должны постепенно перейти в осознание возможностей ребёнка, в радость от его маленьких успехов;

- осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим ребёнком, в процессе его обучения и воспитания с помощью психолога;

- трансформация воспитательно-образовательного процесса, реализуемая родителями по отношению к ребёнку, в психотерапевтический процесс по отношению к ним самим; созидательная деятельность родителей, направленная на ребёнка, помогает им самим, излечивая их от негативного воздействия психологического стресса.

   Семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта, необходимо придерживаться следующих правил, которые облегчат их жизнь:                                                             

- преодолевать страх и отчаяние;

- не тратить время на поиски виновного, т.к. его часто просто не бывает;

- определить, какая помощь необходима ребёнку и самой семье, и начинать обращаться к специалистам (медицинская помощь; психолого-педагогическая помощь).

   Установление контакта специалистов с родителями, воспитывающими аутичного ребёнка  начинается с обсуждения особенностей психического развития и социализации ребёнка. Определяется уровень требований к нему, направления и возможные формы воспитательной работы в семье.

   Врач объясняет, что определённая часть нарушений поведения ребёнка носит защитный характер и частично связана с недоучётом окружающими особенностей его развития. Врач обязан предупредить родителей о большой ранимости аутичного ребёнка для исключения неосторожных высказываний в его присутствии. Следует осторожно очертить перед родителями круг трудностей и реальных возможностей ребёнка. Врач привлекает родителей к процессу медикаментозного лечения. Врач учит родителей наблюдать за состоянием ребёнка во время медикаментозного лечения и фиксировать наблюдения в дневниках. Врач может оказывать медицинскую помощь и самим родителям, если это необходимо.

   Психолог может подсказать родителям, как избежать внутрисемейных конфликтов, создать щадящий и в то же время эмоционально-тонизирующий, организующий ребёнка режим, чтобы уменьшить его аутические тенденции. Психологу принадлежит ведущая роль в обучении родителей особым приёмам воспитания аутичного ребёнка дошкольного возраста, начиная от способов налаживания контакта и заканчивая формированием целенаправленного поведения.

   Педагог обучает родителей методике занятий с ребёнком, регулярно обсуждает динамику обучения и вновь возникающие у ребёнка затруднения.

   Концепция воспитания ребёнка в многодетной семье основывается на известной взаимосвязи между умственным и эмоционально-поведенческим развитием. Прежде всего родителям важно отметить специфические особенности характера каждого ребёнка.  Малейшие особенности в поведении или отставание в развитии должно быть вовремя замечено, и этот ребёнок должен быть своевременно проконсультирован у специалистов, в частности, детского психоневролога.               

   При воспитании ребёнка в многодетной семье необходимо:

- усиливать и развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребёнка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развивать чувство уверенности;

- стимулировать умственное развитие с опорой на психическое состояние радости, спокойствия, раскованности;

- постепенно, но систематически включать ребёнка в самооценивание своей работы и поведения.

 

2.     Работа классного руководителя с родителями учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Эффективность воспитания учащихся сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют семья и школа. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько родители понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития учащихся.

   В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению  друг к другу.

   В практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы.

   I функция. Ознакомление родителей со спецификой определённого вида школы, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с

 

целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы.

   Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

-  открытые уроки и внеклассные мероприятия;

-  помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

-  общешкольные (классные) родительские собрания («Познай себя как родителя», «Конфликты с детьми и их преодоление», «Анализ различных подходов в воспитании детей», «Наказания и поощрения – за и против»);

-  шефская помощь;

-  участие родителей класса в работе совета школы.

 

II функция работы классного руководителя с родителями – психолого-педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого – педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность за психолого-педагогическое просвещение родителей,  которое можно организовать

 посредством следующих форм работы с семьёй:

-  школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: «Как помочь школьнику учиться?», «Адаптация школьника к различным условиям современного общества» и т.д.;

-  родительские лектории по микрогруппам на основе интересов: для родителей трудных детей; для родителей, воспитывающих детей с аутизмом;  для многодетных семей  и т.д.;

-  поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива (индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога и т.д.);

-  индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медицинские и юридические);                                                                                                                                        

-  различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.

III функция.  Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:

-  участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (экскурсии, турниры, ремонт и благоустройство школы и т.д.);

-  участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (выпускной вечер и т.д.);

-  подготовка и проведение различных поездок;

-  читательские конференции («Круг семейного чтения» и т.д.), выставки («Мир наших увлечений» и т.д.).

IV функция.  Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся. Другое направление – оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; разрешение противоречий подросткового возраста; профилактика формирования вредных привычек.

   Особое внимание следует уделить индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьям с повышенной конфликтностью.

V функция.  Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей – родительским комитетом школы и класса, школьными советами, советами по месту жительства.

   Посещение семьи  как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму работы можно рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что, может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

9

   Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации.  Если в своей практики классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:

-  не приходить в семью без предупреждения;

- не планировать свой визит более чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);

-  нельзя вести беседу в агрессивном тоне;

-  не поучайте родителей, а советуйте;

- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму  и

   содержание.

   При работе с родителями используется дифференцированный подход. Можно родителей разделить на две большие группы: так называемые благополучные семьи в психолого-педагогическом отношении и проблемные семьи. К последним можно отнести следующие: семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; опекунские семьи; неполные семьи; малообеспеченные семьи; неблагополучные семьи.

 В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий, составляется план работы с этими семьями.

 

3.  Из личного опыта работы классного руководителя

   На первом родительском собрании «Давайте познакомимся», в 5 классе, раздаю анкету для родителей следующего образца:

Анкета для родителей

1.  Фамилия, имя и отчество матери___________________________________________

2.  Год рождения, образование _______________________________________________

3.  Место работы, должность, контактный телефон _____________________________

_________________________________________________________________________

4.  Фамилия, имя и отчество отца ____________________________________________

5.  Год рождения, образование _______________________________________________

6.  Место работы, должность, контактный телефон _____________________________

_________________________________________________________________________

7.  Домашний адрес, телефон________________________________________________

 

8.  Количество детей в семье (имя, возраст, что посещает) _______________________

9. Условия проживания семьи (отдельная благоустроенная квартира, общежитие, собственный дом, не имеют жилья) __________________________________________

10. Условия для занятий  ребёнка (отдельная комната, письменный стол в общей комнате, стол совместно с другими детьми) ___________________________________

11. Личностные особенности ребёнка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др. __________________________________________

12. Дополнительные сведения (статус одинокой матери, вдова (вдовец), многодетная семья, инвалиды и др.) ____________________________________________________

13.  В каких делах класса вы смогли бы помочь:

-  проведение бесед с учащимися на специальные темы;

-  организация экскурсий на предприятия;

-  помощь в изготовлении пособий; -  ремонт мебели;

-  помощь в организации походов, поездок;

-  помощь в организации досуговой деятельности;

-  другое_________________________________________________________________

 

   Проанализировав анкеты родителей, составляю "Портрет родителей класса», узнаю семьи учащихся, их статус и т.д. Определяю форму работы с родителями учащихся, привлечения их к совместной деятельности.

   Мне, как классному руководителю, невозможно держать в голове большое количество информации, которая может понадобиться в самый неожиданный момент. То один из родителей заглянул в школу и нужно посмотреть, как он участвует в воспитании своего ребёнка, то возникли проблемы с поведением подростков и нужно срочно связаться с их родителями. Во всех этих случаях не обойтись без помощи такого вспомогательного документа, как  «Папка классного руководителя».  В ней могут находиться следующие сведения:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА

Категории  семей

Фамилии и имена учащихся

1

Полные семьи

 

2

Малообеспеченные семьи

 

3

Многодетные семьи

 

4

Семьи с одним родителем

 

 5

Семьи по потери кормильца

 

6

Семьи, где родители инвалиды

 

7

Неблагополучные семьи (пьющие родители)

 

8

Семьи с детьми-инвалидами

 

9

Семьи, нуждающиеся в целевой соц. помощи

 

 

-  СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯХ

п/п

№ лич.

дела

Фамилия, имя и отчество

Дата

рожд.

Ф.И.О.

родителей

Адрес проживания  

Район

прожива-ния

Теле-

фон

 

-  НЕДЕЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

 

ДНИ НЕДЕЛИ

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ

ПОНЕДЕЛЬНИК

ДЕЖУРСТВО ПО ШКОЛЕ

 

ВТОРНИК

 

 

СОВЕЩАНИЕ

 

СРЕДА

 

 

РАБОТА С АКТИВОМ КЛАССА

 

ЧЕТВЕРГ

 

 

ПРОВЕРКА ДНЕВНИКОВ

КЛАССНЫЙ ЧАС

 

ПЯТНИЦА

 

 

РАБОТА С  РОДИТЕЛЬСКИМ АКТИВОМ 

 

СУББОТА

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ   

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ

 

 -  РОДИТЕЛЬСКИЙ  АКТИВ   КЛАССА

п/п

Фамилия, имя и отчество

Направление

деятельности

Телефон

 

  В плане воспитательной работы есть раздел «Работа с родителями».

Содержание  работы

Цель

Дата

1

Оказание помощи родителям, имеющих детей-инвалидов

Подготовка пакета документов для прохождения МСЭ.

 

2

Консультации психолога, соц.педагога для опекуна________

Оказание помощи в воспитании, обучении опекаемой.

 

3

Индивидуальные беседы с родителями при личной встрече и по телефону.

Оказание помощи в воспитании, обучении учащихся.

 

4

Посещение проблемных семей.

Обследование мат.-быт. условий и обстановки в семье.

 

5

Привлечение родителей к участию в общественной жизни школы и класса.

Оказание помощи в учебно-воспитательном процессе.

 

6

Проведение родительских собраний (по темам)

Зависит от темы собрания.

 

7

Привлечение к ремонту школы и класса.

Оказание помощи в укреплении материально-технической базы.

 

 

 

 

   План воспитательной работы с классом, «Папка классного руководителя» в любой момент выручат, помогут в трудной ситуации в работе с учащимися и их родителями. В своей работе с семьями учащихся привлекаю социального педагога, психолога, логопеда, школьного врача и коллег-педагогов. Только в тесном контакте с этими специалистами и администрацией школы классный руководитель может достичь поставленных целей и задач в дифференцированной работе с родителями учащихся своего класса.

III   Заключение

    Итак,  родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, для успешной социализации и адаптации своих детей в современное общество необходимо:

- создание дома спокойной доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребёнка;

- обеспечение своевременного приёма ребёнком предписанных ему медикамен-тозных средств, наблюдение за их действием и информирование об этом врача;

-  постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребёнка с ведением дневника наблюдения;

-  овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по ранней стимуляции, коррекционному развитию и воспитанию, а также обучению своих детей;

-  овладение основами правовых знаний, относящихся к правам инвалидов и детей группы риска по отклонениям в развитии;

-  участие в деятельности общественных объединений и организаций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;

-  родителям необходимо знать особенности развития ребёнка, сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к дефекту, волевые качества, включать в жизнь ребёнка посильную игровую и учебную деятельности.

 

IV   Список, используемой литературы

1. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии»

Е.М.Мастюкова, А.Г. Московкина, издательство «Владос».

2. «Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе».

Г.Н. Сибирцова,  издательство «Феникс».

3. «Настольная книга классного руководителя 9 класса».

О.Б. Глаголев, издательство «Феникс».

4. «Родительские собрания».  5 класс

О.В. Дюкина,   издательство  «ВАКО».

5. Журнал  «Классный руководитель» № 7,  2008 г.

6.  Журнал  «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития».  № 1,  2004 г.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.