Публикация «Основы безопасности жизнедеятельности, или Как научить старшеклассников правильным действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях?»

7
0
Материал опубликован 14 October 2021 в группе

Сегодня особо актуальным становится вопрос безопасности, причём он касается не только частной жизни человека, но и его взаимодействия с обществом и государством. К этой теме привлечено внимание родителей и педагогов, которые стремятся привить подросткам понимание рисков и угроз современного мира и умение адекватно им противостоять. Как научить старшеклассников грамотно действовать при возникновении различных опасных и чрезвычайных ситуаций? Помочь в этом учителю могут новые завершённые линии учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8–9 и 10–11 классов, выпущенные издательством «Русское слово».

Учебники разработаны совместно с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий). Коллектив авторов включает Э.Н. Аюбова, Д.З. Прищепова, М.В. Муркову, С.В. Невелёву, М.Е. Норсееву, А.Ю. Тараканова.

Новые учебники комплексно рассказывают о безопасности личности, общества и государства. В числе охваченных тем – безопасность в быту и в общественных местах, в криминогенных ситуациях и при массовых беспорядках, защита от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основы противодействия терроризму и экстремизму, медицинские знания и правила оказания первой помощи, информационная безопасность, а также защита от опасных социальных явлений и формирование здорового образа жизни. Помимо этого, авторы учебников знакомят старшеклассников с элементами начальной военной подготовки.

Содержательный, профессионально выстроенный текст каждого параграфа сочетается с полезными и интересными сведениями по теме. Например, рубрики «Историческая справка» и «Интересные факты» содержат рассказы о людях и исторических событиях. «Информация»это дополнительные сведения и пояснения, облегчающие процесс восприятия и усвоения учебного материала. В рубрике «Примеры» приводятся факты, наглядно иллюстрирующие материал. Все ли знают, для чего на протяжении нескольких веков рудокопы брали в шахту клетку с канарейкой? Или в какой стране, по данным ЮНЕСКО, сейчас самая чистая вода? А как связаны термин «паника» и имя греческого бога – покровителя пастухов? Ответы на эти вопросы можно найти в разных рубриках на страницах учебников.

«Сведения, представленные в рубриках, способствуют расширению кругозора учащихся, содержат интересный и познавательный материал из разных областей знания, нацелены на формирование познавательной активности и развитие межпредметных связей», – поясняет Анастасия Луховицкая, редактор издательства «Русское слово».

Сочетание в одном учебнике сведений из истории, литературы, биологии, химии, физики и других наук позволяет сделать основы безопасности жизнедеятельности не просто полезным и важным с практической точки зрения, но и по-настоящему интересным уроком, на котором некогда скучать.

Особым образом в учебниках выделены правила поведения и алгоритмы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также инструкции по оказанию первой помощи. В рубрике «Запомните!» размещена информация, которую необходимо усвоить в первую очередь. Все ли взрослые чётко представляют себе, что делать при пожаре или ДТП, как оказать первую помощь при кровотечении, ожоге, отравлении или укусе животного? Учебники по ОБЖ как раз помогут школьникам запомнить эту важную информацию на всю жизнь!

Проверить, насколько усвоен материал, помогут дифференцированные вопросы, приведённые после параграфов. Они дополняются творческими проектными заданиями, практическими работами и упражнениями на развитие логики и смекалки. Так, школьникам предлагается поставить себя на место политических деятелей и предложить варианты проведения государственной политики по определённому вопросу (например, по проблемам наркомании или загрязнения окружающей среды), разработать агитационный плакат или рекламную брошюру, сделать репортаж или провести социологический опрос.

Новые учебники по ОБЖ помогают решить главную задачу – воспитать у подрастающего поколения культуру безопасности жизнедеятельности, сформировать у молодёжи способность анализировать информацию, прогнозировать вероятность опасных ситуаций и правильно действовать в случае их возникновения.

«Безопасность жизнедеятельности – это не только умение правильно действовать в опасных ситуациях, но и грамотные, осознанные поступки, чувство ответственности. Учебники по ОБЖ могут стать для обучающихся надёжным путеводителем в мире безопасности, незаменимым справочником в сложных жизненных ситуациях», – говорит Юлия Фокина, методист издательства «Русское слово».

Авторы надеются, что новые линии учебников по ОБЖ для 8–9 и 10–11 классов будут по достоинству оценены педагогами, школьниками и их родителями. Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности», выпущенные издательством «Русское слово», отвечают всем требованиям ФГОС и включены в действующий Федеральный перечень (№№ 1.1.2.8.2.3.1–1.1.2.8.2.3.2 и 1.1.3.6.3.2.1–1.1.3.6.3.2.2).

Состав УМК включает:

- учебник в печатной форме;

- учебник в электронной форме;

- программу курса;

- рабочую программу;

- методическое пособие.

Подробнее узнать об учебниках и компонентах УМК можно на официальном сайте издательства «Русское слово» и в интернет-магазине. Скачав на сайте издательства русское-слово.рф приложение «Библиотека "Русского слова"», можно бесплатно ознакомиться с электронной версией учебников в течение 14 дней.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации