Основы финансовой грамотности

0
0
Материал опубликован 24 March


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, Примерной программы внеурочной деятельности начального общего образования и авторской программы для начальной школы по финансовой грамотности Л.Е.Рутковской «Введение в финансовую грамотность».

Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися финансами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические ситуации, правильно подбирать финансовый продукт или услугу. Актуальность программы состоит в том, что дети младшего школьного возраста в своей повседневной жизни уже вовлечены в элементарные финансовые отношения: они обмениваются друг с другом личными предметами, совершают простые покупки, подсчитывают деньги, иногда дают или берут деньги в долг, копят деньги на определенную цель. Формирование финансово грамотного поведения учащихся поможет заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Цель курса: способствовать формированию у младших школьников финансовых компетенций.

Задачи:

-сформировать первичные экономические понятия;

-формировать представления о существенных сторонах финансовой грамотности;

-развитие основ экономического образа мышления;

-воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

-формирование опыта применения полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.


Общая характеристика курса

Программа «Основы финансовой грамотности» ориентирована на формирование практических навыков обучающихся.


Основные компоненты курса финансовой грамотности:

1.Доходы и расходы: охватывает широкий круг лично важных финансовых вопросов (общий доход семьи, различные источники и типы доходов (например, пособия, зарплаты и т.д.), типы и структура расходов,

налоговая система, финансовая оценка и контроль затрат, потребности и желания.

2. Финансовое планирование и составление бюджета: требуется знание и понимание того, что доход требует, как краткосрочного, так и долгосрочного планирования, и управления; включает в себя возможность планировать и поддерживать бюджет, связывать различные потребности и затраты, понимать различия в типах затрат и учитывать их при принятии финансовых решений.

3. Личные сбережения: охватывает широкий круг вопросов, связанных с сохранением личных финансов, целей и типов сбережений, различных сберегательных продуктов, знания государственной системы страхования вкладов, общих навыков в области сбережений.

4. Ссуды: включает понимание общей кредитной политики, в том числе основных условий ссуды, способность сравнивать различные ссудные продукты, использовать кредитные карты и понимать последствия долга и обязательств в случае невыполнения обязательств.

5. Инвестирование: включает в себя базовые знания о том, что такое инвестирование, чем оно отличается от сбережений и кредитования, понимание разницы между риском и доходностью сбережений и инвестиционных продуктов, способность различать основные типы инвестиционных инструментов и оценивать риск инвестиционных продуктов.

6. Страхование: включает понимание основных целей и принципов страхования, знание различных типов страховых банковских продуктов, условий страховых выплат в случае страхового случая, сравнение различных типов страховых продуктов и принятие решений на основе сделанного выбора цели и обстоятельств жизни.

7. Риск и финансовая безопасность: включает способность определять пути и средства управления финансами, принимая во внимание восприятие потенциальных финансовых выгод и убытков.

8. Защита прав потребителей: включает знание прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке и в общей финансовой ситуации, а также основных последствий финансовых соглашений.

9. Общие знания по экономике и основам арифметики финансовых наук: включают знания и навыки в области экономики и финансов, включая  повседневные покупки товаров, платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты.

Изучение основ финансовой грамотности сопровождается выполнением различных заданий, обеспечивающих использование активных форм деятельности учеников на уроке. Это уроки-практикумы, решение задач, анализ ситуаций, работа со статистическими данными, составление документов и т. д.

Занятия курса имеют комплексный характер, предполагающий разнообразные виды деятельности обучающихся: познавательная, практическая, игровая, учебно-тренировочная, поисковая.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, работа в малых группах.

На изучение курса «Основы финансовой грамотности» во 2-4 классах начальной

школы отводится 102 часа: 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс-34 часа (1 час в неделю).

Содержание курса

Содержание учебного курса сформировано на основе выделения тех областей финансовой грамотности, в которых младшие школьники уже осуществляют элементарные финансовые действия в своей повседневной жизни и которые обеспечивают освоение грамотных способов действий в решении финансовых задач, социально и личностно значимых для детей младшего школьного возраста.

Планируемые результаты

Дети должны знать:

- что такое деньги, их роль в жизни людей, сравнивать деньги старинные и современные, деньги разных стран;

- выявлять закономерности рационального пользования деньгами;

- планировать семейный бюджет, доходы и расходы семьи;

- копить и рационально использовать личные денежные средства;

- ставить финансовые цели;

- составлять финансовые планы;

- формировать финансово грамотное поведение при совершении покупок;

- понимать сущность предпринимательской деятельности;

- безопасно использовать банковскую карту;

- отличать настоящие и ненастоящие деньги;

- решать простейшие экономические задачи.



Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

2 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Как разумно делать покупки

7 ч

1

Новые покупки Маруси

1

2

Акции и распродажи

1

3

Советы покупателям

1

4

Разумные действия

1

5

Как потратить последний лепесток

1

6

Выгодно ли предложение?

1

7

Список покупок

1


Кто такие мошенники

6 ч

8

Что случилось с Петей?

1

9

Маленький мошенник

1

10

Кто такие мошенники?

1

11

Уловки мошенников

1

12

Лотереи и розыгрыши

1

13

Советы одноклассникам

1


Откуда в семью приходят деньги

4 ч

14

Доходы семьи

1

15

Как получить дополнительный доход

1

16

Как я могу помочь семье

1

17

Полезное увлечение

1


Жизненная математика

7 ч

18

Идем в магазин

1

19

Считаем деньги за товары, проверяем сдачу

1

20

Сказка о медведе, который не любил считать

1

21

Подарок на день рождения

1

22

Полезный плакат

1

23

Покупки

1

24

Поиграем в магазин

1


Сколько стоит «свое дело»

5 ч

25

Вторая пекарня

1

26

Сколько надо заплатить

1

27

Что нужно для успеха

1

28

Планирование «своего дела» и расчеты

1

29

Мишка - бизнесмен

1


Зачем планировать расходы семьи

5 ч

30

Планируем отпуск

1

31

Лакомство для Мишки

1

32

Куда делись все деньги?

1

33

Расходы семьи

1

34

Подводим итоги второго экономического года

1


Итого:

34 ч


3 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Деньги настоящие и ненастоящие

3 ч

1

Как определить настоящие купюры

1

2

Рассказ купюры. Признаки настоящих купюр.

1

3

Сувенирные деньги.

1


Что могут деньги

5 ч

4

Как Медведь распоряжался деньгами

1

5

Рубли и копейки

1

6

Равноценный обмен

1

7

Продаем пирожки

1

8

Поиграем в дизайнера

1


Легко ли вести «свое дело»

6 ч

9

Рассказ пекаря

1

10

Подсчитаем убытки

1

11

Поможем пекарю

1

12

Рекламный плакат

1

13

Выгодно ли пекарю производить мороженое

1

14

Почему разорился Пончик

1


Когда рискуешь деньгами

6 ч

15

Рискованные действия

1

16

Риски при открытии «своего дела»

1

17

Трудное решение

1

18

Рискованное предприятие

1

19

Волк ищет работу

1

20

Плакат предупреждение

1


Если нужно взвешивать

5 ч

21

На рынке

1

22

Подсчитаем сдачу

1

23

Сравним цены

1

24

Покупки на рынке

1

25

Памятка покупателю на рынке

1


Зачем семье сбережения

5 ч

26

Планируем семейный бюджет

1

27

Доходы и расходы семьи

1

28

Чтобы построить дом

1

29

Собираем на желанную покупку

1

30

Составляем свой бюджет

1


Деньги в разных странах

4 ч

31

Пункт обмена валюты

1

32

Хватит ли денег

1

33

Путешествие монетки

1

34

Меняем рубли на евро

1


Итого:

34 ч



4 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов


Зачем семье вести бюджет

5 ч

1

Сравним бюджеты разных семей

1

2

Доходы и расходы

1

3

Бюджет на каждый месяц

1

4

«Финансовая подушка безопасности»

1

5

Семь конвертов

1


Что такое страхование

5 ч

6

Страховые случаи

1

7

Страховой полис

1

8

Что можно застраховать

1

9

Необычные страховки

1

10

Такие разные водители

1


Личные деньги

5 ч

11

Марусины накопления

1

12

Подсчитаем «карманные деньги»

1

13

Сколько стоит куртка?

1

14

Траты личные и семейные

1

15

Как планировать траты

1


Когда берешь в долг

5 ч

16

Покупка в кредит

1

17

Волк в магазине мотоциклов

1

18

Где взять кредит?

1

19

Что нужно помнить о кредите?

1

20

Сочиняем сказку

1


Где можно делать покупки

5 ч

21

Преимущества разных видов покупок

1

22

Где купить книгу?

1

23

Какой магазин выбрать?

1

24

Ремонт берлоги

1

25

Правила покупок в интернете

1


Как пользоваться банковской картой

5 ч

26

Случай с Марусей

1

27

Кто рискует потерять деньги?

1

28

Как выглядит пластиковая карта?

1

29

Сможет ли мама заплатить?

1

30

Советы по безопасному использованию карт.

1


Привлекательное дело

4 ч

31

Готовимся к ярмарке

1

32

Рассчитаем цену блокнота

1

33

Делаем блокнот

1

34

Рассчитаем, что выгодно брать «на прокат»

1


Итого:

34 ч


Список литературы.


1. Введение в финансовую грамотность: учебное пособие для начальной школы 1-4 класс/ [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.] ; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.

2. Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность»/ Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020

3.Рабочая тетрадь. Финансовая грамотность. 1-4 класс: О.Н. Исупова, А.А. Козлова, М.А. Лангер и др.; стихи М.А. Лангер; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.

4. Введение в финансовую грамотность: практикум к учебному пособию для начальной школы/ Е.Л.Рутковская, А.В.Половникова, А.А.Козлова и др. – Москва: Издательство «Интеллект – Центр», 2020

5. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. Москва, 2020.


​​​​​​​ Интернет-ресурсы:

1.Азбука денег. Уроки тетушки Совы.

https://yandex.ru/video/preview/7654316200700827881

2.Богатый бобренок -https://bobrenok.oc3.ru/

3.Мультфильмы. Уроки финансовой грамотности со Смешариками.

4. Сборник занимательных задач и ребусов «Путешествие в мир

финансов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

//fincult.info/upload/iblock/f20/puteshestvie_v_mir_finansov_web.pdf

5.Финансовая культура. Преподавательская (fincult.info)

6. https://fmc.hse.ru/primarySchool - Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы

7. http://финграмотностьвшколе.рф/projects/ - Финансовая грамотность

8.https://www.fingram39.ru/materials/nachalnaya-shkola/- Финансовая грамотность населения




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.