Рабочая программа по дисциплине «Основы финансовой грамотности»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 45»
РАССМОТРЕНА | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании Методической комиссии | Зам. директора по УМР |
Дисциплин общеобразовательного цикла | ______Вивдич А.А. |
Протокол № __ от « » августа 2020 г. | « » августа 2020 г. |
Председатель МК: ________ Л.В. Булочникова | |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, мдк, практик | УД. 16 Основы Финансовой грамотности |
Профиль | Технический и гуманитарный
|
Азов 2020
Рабочая программа разработана на основе:
- Методических рекомендаций Министерства Образования и Науки РФ «По включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования»;
- требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ростовской области «Азовское профессиональное училище № 45»
Разработчик Фоменко Н.В., должность: преподаватель
Содержание
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Общая характеристика общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» | 6 |
2.1 | Место общеобразовательной учебной дисциплины в учебном плане | 8 |
2.2 | Результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины | 8 |
2.3 | Содержание общеобразовательной учебной дисциплины | 12 |
3 | Тематическое планирование | 18 |
3.1 | Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины | 19 |
3.2 | Характеристика основных видов деятельности студентов | 26 |
4 | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» | 30 |
5 | Список литературы | 32 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основных вопросов экономики и личных финансов в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.
Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р); Методическими рекомендациями Министерства Образования и Науки РФ «По включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования», с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».
Целью курса учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» направлено на формирование у обучающихся:
формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;
формирование личности социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по следующим специальностям:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
15.01.25 Станочник (металлообработка)
270802.09 (08.01.07) Мастер общестроительных работ;
100114.01 (43.01.01) Официант, бармен;
100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир.
Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.
В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.
2.1 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РО ПУ № 45 учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение обучающимися следующих целей:
актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;
повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;
развитие финансово-экономического образа мышления;
способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;
уважения к труду и предпринимательской деятельности;
формирование опыта рационального экономического поведения;
освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
на достижение следующих задач:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;
формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;
формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
воспитание мотивации к труду;
стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
метапредметных:
освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив;
овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;
овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
предметных:
формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;
знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;
формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;
приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы;
владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;
умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;
умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
2.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания курса «Основы финансовой грамотности» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии и математики.
I. Личное финансовое планирование
Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи. Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана. Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.
Практическое занятие: «Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Разбор и анализ основных статей затрат семейного бюджета. Поиск способов минимизирования затрат.
II. Депозит
Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать "свою" инфляцию. Что такое депозит и какова его природа. Банк. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита. Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Особенности депозита в России.
Практическое занятие: «Делаем депозитный вклад». Рассмотрение типового депозитного договора. Расчеты прибыли по депозитным вкладам. Решение задач.
III. Кредит
Что такое кредит. Банковский кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита. Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.
Практическое занятие: «Расчет кредитных рисков по кредитному займу». Решение задач, тесты. Рассмотрение типового кредитного договора.
IV. Расчётно-кассовые операции
Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод. Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка.
Практическое занятие:
- Тест «Расчетно-кассовые операции банка», закрепление полученных знаний по теме;
- решение задач по курсам покупки и продажи валют. Анализ процессов роста и падения курсов валют.
V. Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов
Что такое страхование. Страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное страхование. Страхование имущества. Страхование ответственности. Как использовать страхование в повседневной жизни. Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг. Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывается в страховом возмещении. Типичные ошибки при страховании.
Практическое занятие: составление карт рисков; решение задач на сумму страховых выплат.
VI. Инвестиции
Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.
Практическое занятие «Расчет доходности финансовых вложений»:
- Тест по теме
- решение задач.
VII. Пенсии – пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления
Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.
Практическое занятие: расчеты объемов пенсии физических лиц, анализ пенсионной системы РФ.
VIII. Налоги
Зачем нужно платить налоги. Виды налогов. Как менялась система налога на доход физических лиц в России. Как рассчитывать НДФЛ для обычных доходов. В каких случаях применяется нестандартная ставка НДФЛ. Как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. Налог на землю. Государственные пошлины.
Практическое занятие: расчеты различных налогов физических лиц, анализ и оценка налоговой системы РФ.
IX. Финансовые махинации
Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт. Что делать, если вы всё же стали жертвой мошенников. Махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации. Что делать, если вы стали жертвой мошенников. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. Как отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем. Что делать, если вы стали жертвой мошеннической инвестиционной компании.
Практическое занятие: рассмотрение самых известных финансовых пирамид, подготовка презентаций.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:
Семейный бюджет. Основные статьи затрат
Функции денег в экономической системе.
Наличное денежное обращение.
Безналичное денежное обращение.
Основные этапы развития денег.
Понятие и виды инфляции.
Функции Центрального банка в экономической системе.
Основные виды банковских операций.
Финансовый рынок Р.Ф.
Основные виды кредитов.
Понятие и элементы налогов.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Права и обязанности налоговых органов.
Ответственность за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система РФ.
Основные виды налогов РФ.
Система государственного пенсионного обеспечения.
Негосударственные пенсионные фонды.
Роль и задачи пенсионного фонда РФ.
Роль страховых компаний в экономической системе.
Система социальной защиты в РФ.
Виды социальной защиты.
Государственный финансовый контроль.
Роль страховых компаний в экономике государства.
Личный финансовый план.
Виды страхования.
Система страхования рисков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности составляет 53 часа. Из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 34 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 19 часов.
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 12 |
контрольная работа | 2 |
Дифференцированный зачет | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачёта |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 5 | |
Тема 1. Личное финансовое планирование | | 5 | | |
| Содержание учебного материала | 3 | | |
1 | Введение | | 1 | |
2. | Человеческий капитал. Что такое человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Процесс принятия решений. | | 1 | |
3 | Домашняя бухгалтерия. Основные принципы составления личного финансового плана. | | 1 | |
Практические занятия | 2 | | ||
1 | Практическое занятие №1 Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление списка личных активов. | | 1 | |
2 | Практическое занятие № 2 Тест по теме: «Личное финансовое планирование» | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление выполнения домашних работ. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. | 4 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Анализ своего человеческого капитала, составление списка своих личных качеств. | | 2 | ||
Рассмотрение семейного бюджета на примере вашей семьи. Составление основных статей затрат семьи. | | 2 | ||
Тема № 2. Депозит | | 4 | | |
| Содержание учебного материала | 4 | | |
1 | Что такое накопления. Для чего они нужны. | | 1 | |
2 | Что такое инфляция. Влияние инфляции на семейный бюджет. | | 1 | |
3 | Что такое депозит. Условия депозита и управление рисками. | | 1 | |
Практические занятия №3 | 1 | | ||
1 | « Решение задач по депозитным вкладам» | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление выполнения домашних работ. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, поиск информации в сети Интернет. | 2 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Анализ возможностей увеличения дохода семьи с помощью депозитных вложений | | 2 | ||
Тема 3. Кредит | | 3 | | |
| Содержание учебного материала | 2 | | |
1. | Что такое кредит. Основная характеристика кредита. | | 1 | |
2 | Как выбрать наиболее выгодный кредит. Кредитные риски.. | | 1 | |
Практические занятия №4 | 1 | | ||
1 | «Кредит. Расчёт процентных ставок по кредитам». | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление выполнения домашних работ. Работа над материалом учебников, конспектом лекций. Выполнение индивидуальных заданий, поиск информации в сети Интернет. | 3 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Рассмотрение возможностей потребительского кредитования для физических лиц. | | 1 | ||
Составление списка банков предоставляющих самые выгодные кредитные продукты. | | 2 | ||
Тема 4. Расчетно-кассовые операции | | 5 | | |
| Содержание учебного материала | 4 | | |
1 | Хранение, обмен и перевод денег. История денег. | | 1 | |
2 | Виды платежных средств. | | 1 | |
3 | Формы дистанционного банковского обслуживания. | | 1 | |
4 | Система рисков интернет банкинга. | | 1 | |
Практические занятия №5 | 1 | | ||
1 | «Заключение договора аренды банковской ячейки». | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям, оформление выполнения домашних работ. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет. Тематика самостоятельной работы: Рассмотрение понятий валюта и валютные рынки. Составление списка рисков при валютных операциях. | 4 | 2 | ||
Составление списка плюсов и минусов использования электронных и бумажных денег. | | 1 | ||
Рассмотрение предложений различных банков по дистанционному банковскому обслуживанию. | | 1 | ||
Тема 5. Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов | | 5 | | |
| Содержание учебного материала | 3 | | |
1. | Что такое страхование. Страховая система РФ. | | 1 | |
2 | Правовое регулирование страховой деятельности в РФ. | | 1 | |
3 | Виды страхования. Как использовать страхование в повседневной жизни. | | 1 | |
Практическое занятие № 6 | 1 | | ||
1. | «Заключение страхового договора» | | 1 | |
Практическое занятие № 7 | 1 | | ||
2 | Тест по теме «Страхование» | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет. | 2 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Рассмотрение законов РФ регулирующих страховую деятельность. | | 1 | ||
Рассмотрение предложений самых известных страховых компаний РФ. | | 1 | ||
Тема 6. Инвестиции | | 5 | | |
| Содержание учебного материала | 3 | | |
1. | Что такое инвестиции и стратегия инвестирования. | | 1 | |
2 | Процесс инвестирования. Основные принципы и правила инвестирования. | | 1 | |
3 | Инвестиционные риски. | | 1 | |
Практическое занятие №8 | 1 | | ||
1. | «Заключение договора купле-продажи слитка золота» | | 1 | |
Практическое занятие № 9 | 1 | | ||
2. | Решение задач по теме инвестиции» | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет. | 1 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Рассмотрение возможностей инвестирования для физических лиц. | | 1 | ||
Тема 7. Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления | | 3 | | |
| Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Что такое пенсия. Пенсионная система РФ. | | 1 | |
2 | Как формируется личная пенсионная система. Как осуществляются пенсионные отчисления. | | 1 | |
Практическое занятие № 10 | 1 | | ||
1 | «Пенсионная система РФ» | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет. | 2 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Рассмотрение законов РФ регулирующих деятельность пенсионного фонда РФ. Рассмотрение пенсионных отчислений на примере членов семьи обучающихся. | | 2 | ||
Тема 8. Налоги. | | 4 | | |
| Содержание учебного материала | 3 | | |
1 | Понятие и сущность налогов. История их происхождения. | | 1 | |
2 | Налоговая система РФ | | 1 | |
3 | Виды налогов. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты. | | 1 | |
Практическое занятие № 11 | 1 | | ||
1 | Расчет налогового вычета: на приобретение имущества и образование. | | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет. | 1 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Составление списка законов РФ регулирующих деятельность Федеральной налоговой службы | | 1 | ||
Тема 9. Финансовые махинации | | 6 | | |
| Содержание учебного материала | 2 | | |
1 | Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. | | 1 | |
2 | Мошенничества с инвестиционными инструментами. Уголовная ответственность за финансовые махинации. | | 1 | |
Практическое занятие № 12 | 1 | | ||
1 | «Финансовые пирамиды» Самые громкие финансовые махинации. | | 1 | |
Контрольная работа по всему пройденному материалу | | 1 | ||
Урок обобщающего повторения | | 1 | ||
Дифференцированный зачет | | 1 | ||
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям. Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет. Подготовка к дифференцированному зачету. | 1 | | ||
Тематика самостоятельной работы: Рассмотрение самых известных финансовых пирамид и схем их работы | | 1 | ||
Всего | 60 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Познакомиться с предметом изучения. Определить роль финансовой грамотности в жизни современного человека и в практической деятельности людей и государства. Познакомиться с понятием - Центральный банк (Банке России) — независимый регулятор финансовой системы РФ и защитник прав потребителей финансовых услуг. |
Тема№ 1 Личное финансовое планирование | |
Человеческий капитал | Познакомиться с понятиями: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. |
Процесс принятия решений | Познакомиться с механизмом принятия решений человека. |
Домашняя бухгалтерия. Основные принципы составления личного финансового плана | Научиться составлению личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана. |
Тема № 2 Депозит | |
Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа | Познакомиться с понятиями: сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет. |
Условия депозита и управление рисками | Познакомиться с основными понятиями: вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Определить основные доходные позиции депозитного вклада. |
Тема № 3 Кредит | |
Что такое кредит. Основная характеристика кредита | Познакомиться с понятиями :банковский кредит, заемщик, банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Рассмотреть основные виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность). |
Как выбирать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита | Рассмотреть основные способы уменьшения стоимости кредита. Определить наиболее оптимальные условия кредита. |
Тема № 4 Расчетно-кассовые операции | |
Хранение, обмен и перевод денег | Познакомиться с понятиями: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. |
Виды платежных средств | Рассмотреть основные, общепринятые международные виды платежных средств: дорожные чеки, дебетовые карты, кредитные карты, электронные деньги. |
Формы дистанционного банковского обслуживания | Определение правил безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом. |
Тема № 5 Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов | |
Что такое страхование. Для чего нужно страхование. | Познакомиться со страховой системой Российской Федерации. Рассмотреть формы правового регулирования страхования РФ. Определить преимущества страхования для физических лиц. |
Виды страхования. | Рассмотреть понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. |
Как использовать страхование в повседневной жизни | Познакомиться с типовым договором страхования. Рассмотреть такие понятия, как: страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукт. |
Тема № 6 Инвестиции | |
Что такое инвестиции и стратегия инвестирования | Рассмотреть основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги ,акции, облигации. |
Процесс инвестирования. Основные принципы и правила инвестирования. Инвестиционные риски. | Познакомиться с такими понятия, как: инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. |
Тема № 7 Пенсии - пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления | |
Что такое пенсия. Пенсионная система России | Познакомиться с понятиями: пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия. Государственное регулирование пенсионной системы. |
Как формируется личная пенсионная система. Как осуществляются пенсионные отчисления. | Рассмотрение основных способов формирования пенсии. Определение инструментов и способов для увеличения размера пенсионных накоплений |
Тема № 8 Налоги | |
Понятие и сущность налогов. Налоговая система РФ | Познакомиться с инструментами правового регулирования налоговой системы РФ: Налоговый кодекс РФ, налоги |
Виды налогов | Рассмотреть виды налогов для физических лиц в РФ. Определить субъект, предмет и объект налогообложения. Познакомиться с такими понятиями, как : ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная). |
Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты | Рассмотреть возможности налоговой системы РФ: налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. |
Тема №9 Финансовые махинации | |
Финансовые пирамиды, что это такое и как не стать жертвой финансовой пирамиды | Познакомиться с основными признаками финансовых пирамид. Рассмотреть основные виды финансовых пирамид. |
Правила личной финансовой безопасности | Определить перечень основных действий, личной финансовой безопасности. |
Финансовые махинации | Познакомиться с видами финансовых махинаций. Рассмотреть виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в Интернете, по телефону, при операциях с наличными. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Освоение программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предполагает использование в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета экономики.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
средства информационно-коммуникационных технологий;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен рабочими тетрадями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и т.п. по разным вопросам изучения основ финансов, в том числе основ экономики.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для преподавателей:
В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019
Брехова Ю.В., Завьялов Д.Ю., Алмосов А.П. Финансовая грамотность.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (материалы для учащихся, Учебная программа, Методические указания для учителя)
Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011
Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я – инвестор», М. Интеллект-центр, 2011
Для обучающихся:
А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010
А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010
Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010
Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010
Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010
Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011
Для внеаудиторной самостоятельной подготовки:
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ http://base.garant.ru/10106 464/
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 http://base.garant.ru/10105 800/ 3
Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ http://base.garant.ru/10105 712/ 4
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1 http://base.garant.ru/10100 758/
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ. http://base.garant.ru/12124 999/
Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ http://base.garant.ru/12138 288/
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ http://base.garant.ru/12111 456/ 8
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ http://base.garant.ru/12138 285/ 9
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ http://base.garant.ru/12133 556/ 10
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ http://base.garant.ru/12114 746/ 11
Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146- ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ http://base.garant.ru/10900 200/ 12
Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ http://base.garant.ru/12112 327/
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214- ФЗ http://base.garant.ru/12138 267/ 14
Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ http://base.garant.ru/12111 066/
Федеральный закон "О защите конкуренции"от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ http://base.garant.ru/12148 517/
Сайт Банка России http://www.cbr.ru/
Сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг http://www.rbc.ru/
Сайт «Всё о страховании в России» http://www.insur.ru/
Сайт «Страховая информация» http://strahovik.info/
Всероссийский союз страхования http://ins-union.ru. /
Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы http://www.fas.gov.ru/
Сайт «Страхование в России» http://www.allinsurance.ru /
Сайт «Парус инвестора» http://www.parusinvestora .ru/
Сайт «Финансист» http://finansistkras.ru/lichnie-finansi
Институт биржевой торговли http://www.alordistant.ru/courses/invest/c ontent/
Финансовая видеоэциклопедия http://www.incomepoint.tv /
Сайт «Финансовая грамота» http://fingramota.org/lichn ye-finansy/investitsii-isberezheniya
Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru
Сайт «Развитие бизнеса» http://www.devbusiness.ru
Министерство РФ по налогам и сборам http:// www.nalog.ru
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг http://www.fedcom.ru
Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации http:// www.akdi.ru
1