12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Русакова Галина Андреевна23
0

Программа факультативного курса «Основы финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №150«Ладушки»


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Вид методической разработки «Методическая разработка, связанная с изменением развивающей среды»

Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру»
 

 

Разработчик:

воспитатель Русакова Г.А



 

Чусовой, 2019

 

Аннотация. Методическая разработка посвящена введению детей в мир финансовой грамотности. Содержит перспективный план на неделю, сценарий экскурсии, сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, стихи, загадки. Может быть, полезна педагогам детского сада, родителям.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

Экскурсия 8

НОД. Сюжетно – ролевая игра «Банк» 10

Дидактическая игра 13

Сюжетно - ролевая игра и «Магазин» 15

Стихи, загадки. 17

Чтение художественной литературы 19

Заключение 20

Список литературы 21

 

 

Введение

 

Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р.С. Буре, Л.С. Дзинтерс, И.В. Житко, Л.М. Казарян, Л.В. Крайновой, Л.Я. Мусатовой, В.Г. Нечаевой и др.

Наш детский сад работает по программе «Детство» и одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является дать детям представления об обмене ценностями в процессе производства и потребления, начальное понятие о деньгах как измерителе ценности товара или услуги. Но четких механизмов знакомства детей с миром экономики в программе не отражено. Понимая значимость и необходимость решения данной проблемы в группе были проведены нескольких бесед и занятий с целью выявления знаний детей на данную тему. Пришли к выводу, что у 78% детей имеют недостаточные представления о деньгах и все что связано с ними. Поэтому верным путем решения данной проблемы считаем постепенное введение детей в мир экономических отношений, через организацию сюжетно-ролевых игр. Ведь сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение развивающей предметно- пространственной среды нашей группы элементарным экономическим содержанием поспособствует развитию предпосылок формирования экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать детям, что такое деньги, какое они имеют значение в жизни человека и научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.

Проект организован с детьми 5- 6 лет, количество детей 25 человека. Активное участие в создании предметно - пространственной развивающей среды приняли родители. Реализация проекта осуществлялась через специально организованную деятельность: НОД, тематические беседы, чтение литературы; совместную деятельность педагога с детьми: дидактические игры, проведение викторин, экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий, рассматривание картин. А также в самостоятельной деятельности и работе с родителями: приобретение домашней копилки, ее пополнение ребенком за его заслуги (поощрение), дальнейшего совместного посещения магазина и приобретения желаемой покупки.

Цель:  создание развивающей предметно- пространственной среды, для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-формировать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

-формировать первоначальные основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;

-научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги.

-дать представление о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда;  

-воспитывать эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей;

Выполнение проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: социально-коммуникативной; познавательной; речевом развитии; художественно-эстетическом развитии; физическом развитии.

 

 

Перспективный план

Дата проведения

Название мероприятия

РППС

08.04.2019

Беседа «Что такое деньги и для чего они нужны?

Экскурсия к банкомату Цель: ознакомление детей с работой банкомата.

Задачи: 1. Дать детям представления о работе банкомата.2.Познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение. 3. Показать детям как с помощью банковской карты можно пользоваться виртуальными деньгами.4.Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах. 5. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей. 6. Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах.

 

1. Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

2.Рассматривание российских денег и познавательное занятие «Знакомство с монетами»

3.Изготовление детьми банковских карточек и денежных средств.

4.Дидактические игра «Груша-яблоко».Цель: Научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

 

09.04.2019

Сюжетно - ролевая игра «Банк».

Цель: ознакомление детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.

Задачи:

-Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.

-Продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

-Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

-Закрепление употребления вежливых слов (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.).

 

Показ презентации «Что такое банк».

Чтение художественной литературы «Дима и совенок» Э. Матвеев.

.Дидактическая игра

« Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.


 

 

10.04.2019

Чтение художественной литературы: Корней Чуковский «Муха-Цокотуха»

 

1.Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

11.04.2019

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений, обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

-расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»,

-продовольственные и промышленные товары, цена;

-разновидности магазинов;

-закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

-воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.


 

 

1.Чтение художественной литературы: Простоквашино «Первая Покупка»

2.Отгадывание загадок, чтение стихотворений про финансы.

3.Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

 

12.04.2019

Итоговое мероприятие. Совместное с родителями изготовление макета банкомата.

 

1.Беседа с родителями и их настрой на совместное мероприятие. Приготовление всех необходимых материалов для изготовления банкомата.

 

 

 

 

Экскурсия к банкомату

 

Цель: ознакомление детей с работой банкомата. 

Задачи: 
Обучающие:
1. Дать детям представления о работе банкомата.

2.Познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение, 

3. Показать детям как с помощью банковской карты можно пользоваться виртуальными деньгами. 

Развивающие:
1. Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах. 
3. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

Воспитывающие:
1. Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах.

Словарная работа. 

Обогащение словаря: банковская карта, банкомат.

Активизация словаря: деньги, денежные купюры, банковская карта.

Предварительная работа:

Беседа «Для чего нужны деньги?», рассматривание российских денег и познавательное занятие «Знакомство с монетами», беседа «Зачем нужно хранить деньги», «Откуда приходят деньги», просмотр мультфильма «Как старик корову продавал», договариваться администрацией магазина о посещение банкомата, сообщить о времени экскурсии. 

Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, указание, вопросы к детям, наблюдение, показ наглядного материала, поощрение.

Материалы и оборудование: банковская карточка, банкомат.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое. 
Ход экскурсии:

Вводная часть. Воспитатель: «Ребята, давайте с вами вспомним, для чего людям нужны деньги?»

Дети: «На деньги можно купить продукты, одежду, игрушки, оплатить за квартиру, купить билет в автобусе».

Воспитатель: «А где люди берут деньги?»

Ответы детей: «На работе работают и зарабатывают, Что–нибудь продают и за это получают деньги. А еще их можно копить» и т. д. 

Воспитатель: «Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банкомат. Кто-нибудь с родителями пользовался банкоматом? (ответы детей). Расскажите, какие финансовые операции выполняли ваши родители. (ответы детей.). Мы с вами до банкомата пойдем пешком. Давайте вспомним правила поведения на дороге и в общественных местах» 

Дети: «Пешеход должен идти по тротуару, а там, где нет тротуара, нужно идти по обочине дороги навстречу движущему транспорту.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, куда мы с вами пришли?» 

Дети: «В магазин «Берег»».

Воспитатель: Давайте вспоминаем правила поведения в общественных местах. Подходим к банкомату. 

Основная часть:

Воспитатель: «Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? »
Наблюдаем с детьми как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги. 

Воспитатель: «Мы подошли с вами к банкомату. Кто из вас когда-нибудь сюда приходил с родителями? (ответы детей).. У людей есть банковские карточки (показать карточку, они небольшие по размеру, их удобно хранить.

Воспитатель: «Да правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. (Показать детям, как снимаются с карточки деньги). Я подхожу к банкомату, вставляю карточку в специальное отверстие, набираю пароль карты, набираю сумму и получаю деньги. А еще можно через банкомат оплачивать покупки в магазине, оплачивать телефон и многое другое.

Заключительная часть:

Воспитатель: «Вот и подошла к концу наша экскурсия. Скажите, ребята, что вы узнали нового, что вам больше всего понравилось? Что такое банкомат и для чего он нужен? С помощью чего можно получить свои деньги? (банковская карта). Молодцы вы сегодня узнали много нового о банкомате. Мы с вами вечером поиграем в игру «Банк» А сейчас мы с вами возвращаемся в детский сад».

 

НОД Сюжетно – ролевая игра «Банк».

 

Цель: ознакомление детей о банке и банковских служащих на основе полученных знаний.

Задачи:

-Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.

-Продолжать учить до начала игры распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

-Формирование умения соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей.

-Закрепление употребления вежливых слов (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.).

Предварительная работа: Экскурсия с детьми к банкомату магазина «Берег». Рассказ детям о работе банкомата. Показ презентации «Что такое

банк». Чтение художественной литературы «Дима и совенок» Э. Матвеев. Изготовление детьми банковских карточек и денежных средств, Совместная работа с родителями изготовление макета банкомата.

Атрибуты: Муляжи квитанций за квартиру и чеков. Компьютер (ноутбук). Касса, рация (игрушечная), бейджики, костюм охранника, галстуки для сотрудников «Банка», банкомат, сейф.

Ход игры

Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята сегодня в нашем районе открылся новый филиал Сбербанка России и есть несколько вакантных мест: кассир – опрерационист, консультант, охранник, управляющий.

Воспитатель проводит Блиц-опрос «Кто работает в банке?»:

- Кто руководит банком? (управляющий банка)

- Что делает кассир- операционист в банке? (перечисляет и выдаѐт деньги со счета клиента; осуществляет обмен валюты; перечисляет средства; принимает платежи за коммунальные услуги и т.д.)

- Кто следит за порядком в банке? («охранник»)

- Кто пользуется услугами банка? («клиенты») Кто хочет сегодня быть клиентами банка?

- Кто такой консультант? (помогает клиентам сориентироваться в их возникших денежных вопросах.

 

Воспитатель:

Ребята, а я так хочу быть Управляющим Банка. Разрешите…

Кто будет кассиром -операционистом? (имя ребѐнка).

(Когда распределяются роли сотрудникам банка, воспитатель прикрепляет бейджики).

Управляющий Банка, объявляет:

Прошу сотрудников банка занять свои рабочие места(кассир, охранник, консультант).

Остальным детям дает установку:

- Уважаемые клиенты банка! Все желающие, которые хотят воспользоваться нашими услугами пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок. Сотрудники банка помогут вам решить вашу проблему. Надеемся, что вам понравиться обслуживание в нашем банке и на дальнейшее с вами сотрудничество.

Каждый «клиент банка» подходит к кассиру или к консультанту у банкомата и озвучивает свою необходимость посещения банка.

Кассир: Добрый день! Чем я вам могу помочь?

Клиент 1:-Здравствуйте! Мне необходимо пополнить счет на телефоне.

Кассир: Ваш номер телефона и сумма необходимая для пополнения.

Клиент1: 2-35-57. 10 рублей.

Кассир: Вы будите оплачивать картой или наличными деньгами?

Клиент1: картой

Кассир: Мы принимаем платежи только за наличный расчет. Пройдите, пожалуйста, к банкомату, вам поможет консультант.

Клиент проходит к банкомату.

Консультант: -Добрый день! Чем я вам могу помочь?

Клиент 1: Мне нужно пополнить баланс на телефоне.

Консультант: Вставьте, пожалуйста, карту и видите пинкод.

Клиент 1: и Консультант: Вставляют карту в банкомат, вводят пинкод и вместе выбирают функцию пополнить счет телефона.

Консультант: предлагает ввезти сумму, которую желает клиент пополнить счет.

Одновременно в это время воспитатель в роле управляющего смотрит, как проходит игра и у кассы.

Кассир: -Здравствуйте! Чем я вам могу помочь?

Клиент2: -Добрый день! Мне необходимо заплатить за коммунальные услуги.

Подает квитанцию за квартиру.

Кассир: - У вас расчет будет наличными или по карте?

Клиент2: За наличный расчет.

Происходит оплата за принятый платеж.

Управляющий банка (педагог) наблюдает за игрой детей. Он напоминает клиентам, что они могут отправить денежные переводы, оплатить сотовую связь, интернет, коммунальные услуги, воспользовавшись услугами банка.

Завершение игры.

Управляющий за несколько минут до завершения игры предупреждает клиентов:

-Уважаемые клиенты наш банк через 5 минут закрывается на обед. Кто не успел произвести воспользоваться нашими услугами, просьба подойти после обеда.

Во время всей игры охранник следит за порядком в очереди и перед закрытием банка проводит осмотр помещения.

Итог

Банк начинает свою работу по окончанию обеда в самостоятельной деятельности.

Конец игры.

 

Дидактическая игра

 

1. Финансы – это интересно и увлекательно!

Игра «Груша-яблоко».

Цель: Научить считать деньги и ресурсы. Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко. Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

2.Игра « Кто кем работает?»

Цель. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображения милюдей разных профессий и сказочных героев.

Ход игры

Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех, с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных героев, просит отгадать их профессии.

Раздать девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу  девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

3.Игра «Разложите товар»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход игры

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

4.Игра «Школа банкиров»

Цель: продолжать закреплять знание цифр, умение соотносить цифру и количество, упражнять в понятиях больше, меньше, продолжать работу по воспитанию элементарных знаний об экономике, активизировать словарь словами банк, банкир, купюра, расходный и приходный ордер, закрепить знание названий дней недели.

В. Сегодня мы с вами продолжим занятия в школе банкиров, мы будем работать с деньгами или, как их еще называют, денежными знаками. У нас лежат несколько купюр разного достоинства: 1, 3, 5, 10 рублей. Какие купюры у вас на столе лежат? Какая из купюр большего достоинства, какая — меньшего, и почему? Сколько всего у вас купюр? Покажите купюру самого высокого достоинства, самого низкого достоинства. Как вы узнали? Купюры какого достоинства у вас нет? Какие купюры можно сложить, чтоб получить 8, 9, 4 и т. д.

Первое задание: в один ряд положите все купюры достоинством в 3 рубля; в другой — в 5 рублей; в третий — в 1 рубль.

Второе задание: на столе оставить только 4 рубля (3+1 или 1+ 1+1+1).

Третье задание: оставить на столе 5 рублей, но не одной купюрой, а несколькими (3+1+1, 1+1+1+1+1).

Четвертое задание: оставить на столе 3 рубля, но разными купюрами.

Правильные ответы поощряются звездочками.

Воспитатель раздает детям бланки квитанций оплаты за электроэнергию, квартиру, выполняет роль работника банка. Одна группа детей получает деньги, другая платит за электроэнергию, третья — за квартиру и т. д.

В. Наш банк работает в течение всей недели с одним выходным днем.

 

 

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

 

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений, обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

-расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»,

-продовольственные и промышленные товары, цена;

-разновидности магазинов;

-закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;

-воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход экономической игры

В. Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

В. А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)

А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)

Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)

Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.

Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?

Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)

Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.

Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.

- одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.

- Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.

Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)

Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.

В. Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)

Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)

В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

 

 

Стихи, загадки.

 

Мы живём привычной жизнью:
Ходим в школу, в детский сад, 
На работу и в аптеку, 
В магазин, в кино, в театр. 
Есть у нас одежда, обувь, 
И на каждый день еда, 
Телевизоры, машины-
Так привыкли жить всегда! 
Ну а если на работу 
Маме с папой не ходить? 
Сможем ли мы всей семьёй
Продолжать привычно жить? 
Нет! Всему причиной деньги! 
В этой книжке мы сейчас 
Поведём про них подробный 
Увлекательный рассказ! 
У взрослых людей есть такая забота
Ходить каждый год, каждый день на работу
За эту работу им платят зарплату
А эту зарплату рассчитывать надо! 
И вот собирают семейный СОВЕТ
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ! 
… Бывают деньги разные- монетами, бумажные
Хранятся в кошельках! 
… и карточки из пластика- красивые и яркие-
Удобны в платежах!

 

С деньгами спокойно и радостно жить
Но где-то ведь надо те деньги хранить… 
Для этого созданы банки
(Конечно, те банки не склянки) 
В банке крепкие двери и окна
И охрана у входа стоит. 
Каждый банк имеет хранилище, 
Где огромные деньги хранит. 
В банке вас кассир обслужит
Деньги выдаст банкомат
Банк надёжен, банк услужлив-
Каждому клиенту рад! 
Деньги были не всегда. 
Люди многие года
Покупали, торговали
И при этом всё …. меняли
Соль- на шкуры, на зерно
Мех- на злато, серебро! 
Люди торговать учились
Деньги позже появились. 
Круглые лепёшки эти
Были первые монеты! 
За годом год, за веком век
Живёт с деньгами человек. 
Меняются люди, дома, города, 
Одежда и обувь, машины, еда
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид! 
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей! 
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят! 
А что будет дальше? 
Давайте мечтать! 
Давайте придумывать и воплощать! 

 

В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем.
(Деньги)

Пустит деньги в оборот И проценты соберёт (Банкир)

Это — средство обращения, Это — средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа.
(Деньги)

Мне поставила вчера Пять уколов ... За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт ... (Кассир.)

Маленька, Кругленька, Из кармана в карман скачет, Весь мир обскачет, Ни с чему сама не годна, А всем нужна. (Монета)
 

У меня игрушка есть,

И монеток в ней не счесть.

Моя игрушка — свинка,

Дырка у нее на спинке.

Монетки в дырку я кладу,

Когда их станет много, жду. (Копилка)

Чтоб продукты потреблять, В платьях модных щеголять, Чтобы вкусно есть и пить, Нужно все это … (Купить)

Говорят про меня: Деревянный я. Но неправда, я — железный, Я тяжёлый, полновесный! (Рубль)

Кто товары продает — Молоко, сметану, мед? (Продавец)

Где на прилавке товары лежат,

Все разложенные в ряд? (В магазине)

 

 

 

Чтение художественной литературы

 

Корней Чуковский «Муха-Цокотуха»

А. Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»

Э. Успенский «Дядя Федр, пес и кот»

Э. Успенский «Семейный бюджете крокодила Гены»

С. Михалков «Как старик корову продавал »

«Волшебное кольцо» Русская народная сказка

 

 

Заключение

 

По завершению работы дети стали:

Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Представлять о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 

Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Осознавать на доступном уровне взаимосвязи понятий: «труд – продукт -деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества», признание авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие - и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, доброта (приводить примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.).

Понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

         В развивающей среде группы появился макет банкомата, который соответствует принципам РППС – трансформируемость, доступность, безопасность.

В результате проделанной работы я пришла к заключению того, что у детей сформировались первичные представления о финансовой грамотности, у них обогатился не только активный словарный запас, но и дети стали наиболее свободно владеть некоторыми понятиями такие как: купюра, банковская карта, наличный и безналичный расчет и т.д.

В дальнейшей своей работе считаю необходимо продолжить ознакомление детей с другими современными профессиями, такими как экономист, бухгалтер, маркетолог, ведь ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка.

 

Список литературы

 

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» 2014г.

2.Занятия, игры, беседы с детьми «Поиграем в профессии» Книга №1. 2014

3.ФГОС

4. «Азы финансовой культуры для дошкольников» - «Играем вместе» Вита-Пресс, 2018

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.