Основы каллиграфического письма.
Доклад
Основы каллиграфического письма.
Сегодня слово «каллиграфия» уже стало вполне узнаваемым и понятным. Звучит красиво и современно. Каллиграфия-более тонкое и сложное искусство. Чтобы написать ровно и красиво, необходимо овладеть этим искусством. Если не получится с первого раза, придется начать заново. Каллиграфия не терпит исправлений. Буквы должны быть ровными, четкими, с красивым наклоном и правильным соединением.
С помощью занятий каллиграфией развивается внимание, улучшается память, мышление, ориентация в пространстве. Каллиграфия существенно улучшает мелкую моторику рук, а значит развивает мозг человека. Многие ученые отмечают взаимосвязь моторики с развитием речи. Так, например, Мария Монтессори-итальянский врач и педагог, известная своей уникальной педагогической системой, в основу которой легла идея свободного воспитания, считала, что малыш начинает быстрее говорить, если его пальчики лучше развиты, что напрямую связано именно с моторикой. И это одна из причин, по которой каллиграфию начинают осваивать дети именно младшего школьного возраста.
Навык каллиграфического письма формируется на основе нескольких параметров:
Изучение действия отдельными элементами;
Соединение отдельных частей в единое целое;
Фактическое освоение навыка как действия.
В результате этих шагов навык должен перерасти в стадию автоматизации. К этому уровню относится быстрота и плавность написания, легкость этого действия. Без регулярных тренировок с помощью специальных упражнений навык невозможно сформировать качественно. Для начала необходимо сформировать последовательность движений. Поэтому написание букв в каллиграфии рассматривается как отдельные элементы, которые в дальнейшем соединяются. Запоминание начинается со зрительного представления начертания элемента. Воспроизведение элемента, а затем и полностью буквы на письме осуществляется на основе зрительного представления о форме и знания о последовательности её начертания.
В обучении письму выделяют несколько базовых принципов, а точнее восемь. К ним относятся:
Принцип наглядности;
Принцип сознательности;
Принцип повторяемости;
Принцип нарастания сложностей;
Принцип учета индивидуальных особенностей;
Принцип параллельного обучения письму и чтению;
Принцип поэлементного изучения букв;
Принцип одновариантного начертания письменных букв.
Для реализации навыков письма, в том числе и каллиграфического письма, необходимо знать и учитывать некоторые правила и условия, создание и поддержание которых во многом определяет качество. К таким условиям относятся:
Правильное освещение рабочего места ученика. Важно, чтобы свет падал именно с левой стороны.
Подбор мебели. Важно, чтобы столешница (поверхность, рабочая зона стола), сиденье и спинка стула подходили под рост и возраст ребенка.
Правильная посадка при письме. Важно не просто присесть на стул, а именно комфортно и глубоко на нем сидеть, корпус и голова должны держаться ровно, ноги согнуты в коленях (под прямым углом), ступни опираются на пол. При правильной посадке грудь ребенка не должна касаться стола. Расстояние от стола до груди не должно быть менее 5 см.
Локти не должны полностью лежать на столе. Будет лучше, если локти будут немного выступать за край стола.
Наклон головы тоже важен. Есть дети и взрослые, которые пишут правой рукой, а есть те, кто пишет левой рукой. У тех, кто пишет правой рукой, голова слегка наклонена налево. И наоборот: наклон головы наблюдается слегка направо у тех, кто пишет левой рукой. Этот же принцип работает и для расположения тетради на столе. Для праворукого письма - наклон влево, для леворукого письма - наклон вправо. Нижний угол располагается напротив груди. Это положение считается правильным и поможет не только тем, кто осваивает навык письма, но и тем, кто осваивает каллиграфическое письмо вне зависимости от возраста.
Также важно обратить внимание на то, как ребенок держит в руках ручку. Правильное положение: под углом 45-60 градусов, противоположный конец «смотрит» в плечо. Держать нужно тремя пальцами. Большой и средний палец удерживают ручку, указательный придерживает. Положение ручки свободное, не надо крепко сжимать её. Необходимо, чтобы написание было комфортным, плавным. Указательный палец не должен быть в напряжении и сильно прогнут. Указательный палец «ложится» на корпус ручки примерно на расстоянии 1,5-2 см от пишущей части стержня. Мизинец должен быть согнут, ладонь руки обращена к поверхности стола.
Некоторые специалисты особое внимание уделяют характеристике качественного письма, а именно:
Соблюдение четкости и разборчивости на письме. Для этого необходимо развивать зрительно-двигательную работу над написанием буквы, над её формой, учитывая все её элементы, которые формируют целостное восприятие и написание. Важно понимать движение руки при написании буквы, т.е. последовательность действия при неотрывном письме.
Соблюдение наклона, равного для всех букв;
Соблюдение параллельности линий при написании букв;
Соблюдение единого уровня наклона всех букв;
Соблюдение линейности, т.е. учитывать строку сверху и снизу;
Соблюдение правильности соединения элементов написания каждой буквы;
Плавность письма;
Соблюдение достаточной скорости письма;
Соблюдение равного расстояния между элементами буквы, буквами в слове, словами в строке;
Соблюдение равной высоты всех букв.
Все вышеперечисленные характеристики учащийся должен освоить на этапе овладения навыком качественного письма. Для правильного и красивого начертания буквы педагог формирует каллиграфический навык через: анализ буквы (элементы), анализ соединения этих элементов, демонстрации написания буквы. Система неотрывного письма позволяет не только писать красиво, но и значительно ускорить написание
Литература:
Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с
http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10457/1/Ивкина%20-%20Искужиева.pdf
Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте. Емва, 2015г. 139 стр. https://kopilka.edu-eao.ru/formirovanie-kalligraficheskih-umenij-v-period-obucheniya-gramote/
Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. 47 стр.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/23/obuchenie_pismu_mladshikh_shkolnikov.pdf
Выпускная квалификационная работа по теме «ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ» 56 стр.