Основы каллиграфического письма.

0
0
Материал опубликован 4 March























Доклад





Основы каллиграфического письма.

Сегодня слово «каллиграфия» уже стало вполне узнаваемым и понятным. Звучит красиво и современно. Каллиграфия-более тонкое и сложное искусство. Чтобы написать ровно и красиво, необходимо овладеть этим искусством. Если не получится с первого раза, придется начать заново. Каллиграфия не терпит исправлений. Буквы должны быть ровными, четкими, с красивым наклоном и правильным соединением.

С помощью занятий каллиграфией развивается внимание, улучшается память, мышление, ориентация в пространстве. Каллиграфия существенно улучшает мелкую моторику рук, а значит развивает мозг человека. Многие ученые отмечают взаимосвязь моторики с развитием речи.  Так, например, Мария Монтессори-итальянский врач и педагог, известная своей уникальной педагогической системой, в основу которой легла идея свободного воспитания, считала, что малыш начинает быстрее говорить, если его пальчики лучше развиты, что напрямую связано именно с моторикой. И это одна из причин, по которой каллиграфию начинают осваивать дети именно младшего школьного возраста.

Навык каллиграфического письма формируется на основе нескольких параметров:

Изучение действия отдельными элементами;

Соединение отдельных частей в единое целое;

Фактическое освоение навыка как действия.

В результате этих шагов навык должен перерасти в стадию автоматизации.  К этому уровню относится быстрота и плавность написания, легкость этого действия. Без регулярных тренировок с помощью специальных упражнений навык невозможно сформировать качественно. Для начала необходимо сформировать последовательность движений. Поэтому написание букв в каллиграфии рассматривается как отдельные элементы, которые в дальнейшем соединяются. Запоминание начинается со зрительного представления начертания элемента. Воспроизведение элемента, а затем и полностью буквы на письме осуществляется на основе зрительного представления о форме и знания о последовательности её начертания.

В обучении письму выделяют несколько базовых принципов, а точнее восемь. К ним относятся:

Принцип наглядности;

Принцип сознательности;

Принцип повторяемости;

Принцип нарастания сложностей;

Принцип учета индивидуальных особенностей;

Принцип параллельного обучения письму и чтению;

Принцип поэлементного изучения букв;

Принцип одновариантного начертания письменных букв.




     Для реализации навыков письма, в том числе и каллиграфического письма, необходимо знать и учитывать некоторые правила и условия, создание и поддержание которых во многом определяет качество. К таким условиям относятся:

Правильное освещение рабочего места ученика. Важно, чтобы свет падал именно с левой стороны.

Подбор мебели. Важно, чтобы столешница (поверхность, рабочая зона стола), сиденье и спинка стула подходили под рост и возраст ребенка.

Правильная посадка при письме. Важно не просто присесть на стул, а именно комфортно и глубоко на нем сидеть, корпус и голова должны держаться ровно, ноги согнуты в коленях (под прямым углом), ступни опираются на пол. При правильной посадке грудь ребенка не должна касаться стола. Расстояние от стола до груди не должно быть менее 5 см.

Локти не должны полностью лежать на столе. Будет лучше, если локти будут немного выступать за край стола.

Наклон головы тоже важен. Есть дети и взрослые, которые пишут правой рукой, а есть те, кто пишет левой рукой. У тех, кто пишет правой рукой, голова слегка наклонена налево. И наоборот: наклон головы наблюдается слегка направо у тех, кто пишет левой рукой. Этот же принцип работает и для расположения тетради на столе. Для праворукого письма - наклон влево, для леворукого письма - наклон вправо. Нижний угол располагается напротив груди. Это положение считается правильным и поможет не только тем, кто осваивает навык письма, но и тем, кто осваивает каллиграфическое письмо вне зависимости от возраста.

Также важно обратить внимание на то, как ребенок держит в руках ручку. Правильное положение: под углом 45-60 градусов, противоположный конец «смотрит» в плечо. Держать нужно тремя пальцами. Большой и средний палец удерживают ручку, указательный придерживает. Положение ручки свободное, не надо крепко сжимать её. Необходимо, чтобы написание было комфортным, плавным. Указательный палец не должен быть в напряжении и сильно прогнут. Указательный палец «ложится» на корпус ручки примерно на расстоянии 1,5-2 см от пишущей части стержня. Мизинец должен быть согнут, ладонь руки обращена к поверхности стола.


Некоторые специалисты особое внимание уделяют характеристике качественного письма, а именно:

Соблюдение четкости и разборчивости на письме. Для этого необходимо развивать зрительно-двигательную работу над написанием буквы, над её формой, учитывая все её элементы, которые формируют целостное восприятие и написание. Важно понимать движение руки при написании буквы, т.е. последовательность действия при неотрывном письме.

Соблюдение наклона, равного для всех букв;

Соблюдение параллельности линий при написании букв;

Соблюдение единого уровня наклона всех букв;

Соблюдение линейности, т.е. учитывать строку сверху и снизу;

Соблюдение правильности соединения элементов написания каждой буквы;

Плавность письма;

Соблюдение достаточной скорости письма;

Соблюдение равного расстояния между элементами буквы, буквами в слове, словами в строке;

Соблюдение равной высоты всех букв.

Все вышеперечисленные характеристики учащийся должен освоить на этапе овладения навыком качественного письма. Для правильного и красивого начертания буквы педагог формирует каллиграфический навык через: анализ буквы (элементы), анализ соединения этих элементов, демонстрации написания буквы. Система неотрывного письма позволяет не только писать красиво, но и значительно ускорить написание


Литература:

Основы каллиграфического письма: теория и методика: учебнометодическое пособие / авт-сост. Ю.М. Ивкина, Ж.С. Искужиева. – Оренбург: «Южный Урал», 2019. – 64с

http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10457/1/Ивкина%20-%20Искужиева.pdf

Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте. Емва, 2015г. 139 стр. https://kopilka.edu-eao.ru/formirovanie-kalligraficheskih-umenij-v-period-obucheniya-gramote/ 

 

 

Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. 47 стр.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/23/obuchenie_pismu_mladshikh_shkolnikov.pdf

Выпускная квалификационная работа по теме «ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ» 56 стр.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.