Основы вокальной техники – дыхание, резонанс, артикуляция. формирование основ вокальной техники в классе вокала детской школы искусств

0
0
Материал опубликован 3 February 2023

ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ – ДЫХАНИЕ, РЕЗОНАНС, АРТИКУЛЯЦИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В КЛАССЕ ВОКАЛА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ.

Выгас Ирина Сергеевна,

Директор,

преподаватель первой квалификационной категории

специальности «Сольное академическое пение»

МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ»


Аннотация

В статье раскрываются основные механизмы вокальной техники: певческое дыхание, резонанс, артикуляция, рассматривается слаженная работа этих механизмов, роль центральной нервной системы и воображения в процессе звукообразования и звуковедения. Также описывается опыт работы по совершенствованию певческого голоса в классе сольного академического пения МБОУ ДО «Нововаршавская ДШИ»

Ключевые слова: вокал, вокальная техника, певческое дыхание, резонанс, артикуляция, дикция.


Человеческий голос – уникальный музыкальный инструмент. С одной стороны, доступный и легкий, ведь голос есть у каждого человека, с другой стороны, сложно постижимый, так как мы не видим инструмент, на котором играем, не можем к нему прикоснуться, что, несомненно, ограничивает наше тактильное восприятие, но в тоже время открывает двери воображению, чувственному восприятию процесса обучения певческому мастерству.

Условно в искусстве пения можно выделить вокально-техническую и художественно-эмоциональную стороны, тесно связанные друг с другом, существующие в балансе и гармонии.

Вопрос осмысления и понимания именно технической стороны искусства пения сложен и весьма актуален.

В профессиональном представлении, голос, как и любой музыкальный инструмент – сложная система взаимодействия различных составных частей, каждая из которых выполняет свою функцию [3].

Что же это за составные части, как они работают, как ими управлять – все эти вопросы веками изучает вокальная педагогика, объединяющая в себе теоретические знания нескольких наук – медицины, психологии, физики и акустики звука, основанная на исполнительском опыте великих мастеров вокального искусства, профессиональной интуиции педагогов-вокалистов.

Опираясь на общеизвестные знания и богатейший вокально-педагогический опыт признанных мастеров, в технической составляющей искусства пения можно выделить три основных механизма: дыхание, резонаторы, артикуляция.

Работа этих механизмов реализуется посредством одновременного включения в процесс пения разных групп мышц человеческого организма, под неустанным контролем центральной нервной системы. Действительно, еще до начала «атаки» первого звука, певец мысленно определяет его высоту, пропевает его в своей голове, «прицеливается», как считал Р. Юссон [11]. Именно нервная система руководит мышечной системой в момент пения, мгновенно отдавая приказ различным группам мышц сократиться.

Прежде всего, по этому приказу происходит включение дыхательной системы, составляющей основу пения. Без правильного, глубокого, активного и в то же время свободного дыхания невозможно пение.

Из всех существующих типов дыхания, наиболее правильным в процессе пения считается брюшной, или диафрагматический тип дыхания, отличающийся активным включением в процесс дыхания мышц живота и диафрагмы – разделительной мышце, играющей основную роль в формировании так называемой «опоры» звука.

Певческий вдох короче обыденного вдоха, направлен в нижние отделы легких, поэтому так важно, как можно ниже опустить диафрагмальную мышцу, «впустить воздух в живот», «раскрыть спину». Своеобразен и удлиненный певческий выдох, с утрированным напряжением диафрагмы, созданием искусственного эффекта «потуживания», но необходимо избегать перенапряжения диафрагмы, и совершенно не допустимо перенапряжение остальных мышц, участвующих в звукообразовании, в особенности, мышц гортани и непосредственно голосовых складок [5].

Как и другие мышцы и системы нашего организма, дыхательные мышцы можно и нужно тренировать. Существует бесчисленное множество дыхательных комплексов и упражнений в помощь поющим, среди которых можно выделить совершенно уникальный комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, обладающий лечебно-профилактическим эффектом, как для дыхательной системы, так и для всего организма в целом. Выполнение сокращенного, адаптированного комплекса упражнений данной гимнастики входит в число обязательных вокально-технических тренажей на уроках как сольного, так и ансамблевого пения в нашем классе.

Положительное влияние на формирование и развитие певческого дыхания в процессе систематического выполнения данного комплекса неоспоримо. Так же одним из любимых тренажей в нашем классе является упражнение «поющая машинка» - распевание и пропевание вокального репертуара на звуки «ббрр», губная вибрация на опоре, способствующее не только укреплению дыхательной мускулатуры, но и развитию такого важнейшего качества певческого звука, как кантилена – способность голоса к напевности.

Следующим не менее, а, по мнению многих специалистов и более, важным механизмом непосредственного звукообразования является резонанс.

Опуская сложные теоретические подробности, акустические и иные закономерности резонансной теории пения, понятие резонанса и резонаторов А.В. Покровский описывает следующим образом: «голос, представляющий собой колебания звуковых волн в момент выхода воздушной струи из организма человека, в процессе этого самого выхода наполняет определенные полости, вибрирует, в результате чего увеличивается первоначальная сила звука голоса, громкость, а также изменяется, «окрашивается» тембр. Эти полости мы и называем резонаторами» [8].

В вокальной практике общепринятыми терминами являются термины «грудной» и «головной» резонаторы. Роль их состоит в том, чтобы при наименьшем напряжении голосообразующих мышц максимально увеличить объем, громкость, силу голоса, создать своеобразный эффект эха.

К головным (верхним) резонаторам относят ротовую и носовую полости, гайморовы и лобные пазухи, а также кости черепа. Из всех этих полостей особо выделяется носоглотка, способная изменять свой объем благодаря подвижности мягкого неба, потому множество вокально-технических тренажей для развития и укрепления головного резонатора направлены на тренировку именно этой подвижной и эластичной мышцы [1].

Повсеместно в вокальной практике применяются упражнения подражания животным, в частности «собачка», своеобразное лаянье на зевке различными штрихами: стаккато, нон легато, легато. Подобные упражнения, главным условием выполнения которых является энергичное, но свободное «вытье» на опоре, в максимально свободном положении нижней челюсти и корня языка с высоко поднятым в состоянии зевка мягким небом способны развить и укрепить головной резонатор, благотворно сказаться на формировании певческого тембра, придать голосу полетность, облегчить звуковедение, «натренировать» взаимодействие так называемых «трех точек» ‒ живот, грудь, голова [10].

Также в нашем классе сольного пения мы используем общеприменимые упражнения пропевания сонорных согласных «М» и «Н», пение вокальных произведений на слоги «Ми», «Ли», позволяющее почувствовать и развить головное резонирование.

Грудными или нижними резонаторами называют трахею, бронхи и легкие, собственно, грудную клетку. Именно работа грудного резонатора раскрывает самые лучшие характеристики певческого голоса, неповторимость тембра, в виду большой колебательной силы его в момент пения. Грудной резонанс придает голосу объем, глубину, так называемую «бархатистость» [7].

Следует отметить, что у детей до 11-12 лет грудной резонатор по вполне понятным возрастным причинам мало включён в процесс пения, лишь с переходного возраста, когда организм начинает расти, увеличивается и грудная клетка, грудной резонатор подключается к процессу пения в достаточной силе.

Почувствовать работу грудного резонатора можно пропевая слоги «Ми-Мо-Му», при этом главным условием является полная свобода нижней челюсти, а следовательно гортани, корня языка.

Важнейшим фактором удобного, свободного и правильного пения является одновременное задействование обоих резонаторов в момент пения, что способствует образованию смешанного звучания, сглаживанию регистров.

Пытаясь «смешать» резонаторы в процессе пения, нужно помнить о том, что в верхнем регистре диапазона певца головной резонатор превозобладает над грудным, и наоборот, поющему необходимо как бы сбалансировать их работу. Добиться этого баланса можно контролем над звуком, мысленным «подтягиванием» нижних звуков к верхним, в голову, и наоборот, так называемым движением «головы на грудь» в момент пропевания высоких нот. Но главное не переусердствовать, не допустить искусственного расширения и утяжеления верхних звуков [8].

В нашем классе сольного пения мы придерживаемся правила трех одномоментных действий, точно и просто описывающих процесс звукообразования: живот тужится, грудь стонет, голова зевает.

Но искусство пения – это не только музыкальное, но и художественно-словесное искусство. Важнее всего для любого певца донести смысл художественного текста. Именно поэтому особое место в вокальной технике занимает развитие артикуляционного аппарата, дикции [6].

Артикуляционным аппаратом называют все те органы, мышцы, которые непосредственно образуют звук: ротовая полость – гортань, глотка, язык, небо, щеки, даже челюсти и зубы. Четкая дикция – это и есть результат слаженной работы артикуляционного аппарата [4].

Тренировка артикуляционного аппарата требует от поющего огромной силы воли, систематических занятий, в процессе которых выявляются и «снимаются зажатия» тех или иных голосообразующих мышц.

Существует бесконечное множество упражнений, способствующих развитию артикуляции и дикции: специальные упражнения на развитие мышц языка, губ, скороговорки.

Главное условие – упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Этот незаменимый помощник позволяет своевременно заметить ошибки, «зажимы» в выполнении упражнений и исправить их.

В нашем классе общеизвестные упражнения на развитие артикуляции претерпели со временем некоторые изменения. В частности, упражнение «трубочка – улыбка – оскал – улыбка – трубочка со временем трансформировались в «обиделись, улыбнулись, разозлились, улыбнулись, обиделись», что дало огромный положительный эффект: добавив в упражнение эмоции и отношение, дети перестали стесняться друг друга, ушла скованность как физическая, эмоциональная, так и голосовая.

Одним из любимых упражнений, тренирующим артикуляцию и дикцию в нашем классе является проговаривание скороговорки «Все бобры добры для своих бобрят» в форме «вопрос-ответ», перемещая смысловой акцент от первого слова скороговорки к последнему.

В конечном итоге, все упражнения на развитие артикуляционных мышц направлен на формирование единой манеры пения гласных звуков за счёт своеобразного их округления, при четком и быстром произнесении согласных звуков.

Говоря о вокально-технических составляющих процесса пения, мы не можем не отметить огромную роль воображения, облегчающего представление и понимание вокально-технических задач.

Недаром в вокальной среде бытует мнение, что пение – это и есть воображение. Действительно, поющий должен обладать развитым воображением, позволяющим ему представлять те или иные ситуации, образы, чувства, помогающие настроить работу разных групп мышц в процессе пения. Не имея возможности видеть диафрагму в момент пения, мы воображаем ситуации, наиболее понятно объясняющие нам ее работу в момент пения: будь то штангист в момент взятия веса, или опирающийся в стол руками человек, желающий встать и иные образы. Размышляя о головном резонировании, мы представляем себе звук «под колпачком», «на вершине пирамиды», «на облачке», «горячую картошку», для того, чтобы поднять и удерживать на нужной высоте мягкое небо. Соединяя головной и грудной резонатор, мы представляем жалующегося, стонущего ребенка, воющего щенка. Добиваясь полетности звука, воображаем себя «звукодышащими драконами», полет стрелы, ракеты в космос,поток ручья, и многое другое [9].

Воображение и чувственный аспект должны включаться не только в момент непосредственно пения, но, что наиболее важно, в тренажах и распеваниях.

Именно такая комплексная вокально-техническая работа способствует развитию певческого звука, раскрытию тембра, музыкальности.



Литература:

Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. –М.: Музгиз, 1952.

Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Учитель, 1999. – 560 с.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. –М.: Музыка, 1968.

Крицкая С.В. Артикуляция и дикция в вокальной практике – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2011/11/13/artikulyatsiya-i-diktsiya-v-vokalnoy-praktike

Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. –М.: Просвещение, 1987

Морозов В.П. Тайны вокальной речи. –Л.: Наука, 1967.

Панофка Г. Искусство пения. –М.: Музыка, 1968.

Покровский А.В. Резонаторы голосового аппарата / Серия «Гуманитарные науки» - 2015. - № 01-02. – Режим доступа: https://infourok.ru/rezonatori-golosovogo-apparata-vokalista-issledovanie-rezonatornoy-sistemi-vokalnogo-apparata-v-penii-1842579.html

Пряников Г. Советы обучающимся пению. –М.: Музыка, 1958.

Юдин С.П. Формирование голоса певца. – М.: Музыка, 1962.

Юссон, Р. Певческий голос / Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса. – М.: Музыка, 1974. – 263 с.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.