Статья «Вокальные упражнения как основа формирования певческого голоса. Методика восстановления голосового аппарата»

0
0
Материал опубликован 3 June 2019

Авторпедагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Ирина Алексеевна Ивонина
гКирово-Чепецк
2019 год


Эстрадный вокал занимает промежуточную нишу между академическим и народнымОсновное отличие от академического и народного вокала заключается в задачах вокалистаЗадача эстрадника - поиск своего собственного звукасвоей характернойлегко узнаваемой манеры пенияакадемист же и народник работают в рамках канонаКроме тогов отличие от академического вокалав вокале эстрадном существенно более необходима внятная дикцияпоскольку слова являются одной из существенных составляющих хорошей песниПо той же причинев эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразытребующие быстрой смены дыханияв то время как в академических и народных вещахзачастуютекст в большей степени адаптируется под музыку.
В начале обучения пению необходимость делать упражнениякак правилоне ставится под сомнениеДействительнона упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пенияОни обычно подобраны такчтобывызывая наименьшие трудности при исполнениивырабатывать правильные певческие навыкиУпражнения постепенно ведут нас от простого к сложномуслужа ступеньками на вершину мастерстваКогда же появляются первые успехиначинающий певецзачастуюперестает уделять упражнениям достаточно вниманияВскоре его ожидают неприятные открытия - не выходят не только новыеболее сложные песнино и разваливается старыйнакатанный репертуарПевец сильнее устаетголос плохо подчиняетсяПевец злитсяначинает форсировать и в результате оказывается не только отброшенным назад на несколько месяцев (лет), но и сталкивается с такой проблемойкак осиплостьполная или частичная потеря голоса.  Таким образомвокальные упражнения с одной стороны являются базой для развития вокальных навыков и становления певческого голосас другой – неотъемлемой частью профилактики и восстановления голосовых связокУ каждого педагога по вокалу есть  свои приемы работы с голосовым аппаратом.  Хочу поделиться с вами собственным опытом.
Данный комплекс упражнений представляет собой базовый курс по формированию вокальных навыков и правильной подачи голосаа также способствует рассасыванию певческих узелковвосстановлению смыкания связок.
При частичной или полной потере голоса весь комплекс упражнений следует выполнять на протяжении двух недельА при работенаправленной на развитие вокальных навыков и укрепление голосовых связоксоветую  на каждом учебном занятии использовать первые шесть упражнений.
Подробнее остановлюсь на методике восстановления голосовых связок.
В первые три дня выполняем каждый час следующие упражнения:

  • Медленно поворачивая голову слева-направопроизводим звуки "полоскания горладо тех порпока хватает дыхания.
  • Глубоко взяв дыхание ртомна медленном выдохелегонько постукивая указательными пальцами по ноздрямнепрерывно произносим звук «М-м-м».
  • Выполняется так жекак и упражнение No 2только вместо постукивания пальцами по ноздрям постукиваем по носогубным (мимическимморщинкам.

Через три дня к этим упражнениям добавляем следующиевыполняя также каждый час:

  • Легонько постукивая пальцем по верхней губепроизносим слог "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.
  • Легонько постукивая пальцем по нижней губепроизносим слог "вы-вы-вы-вы-вы".
  • Глубоко взяв дыхание ртомпостукиваем кулачком по грудной клеткеот одного плеча к другомупри этом произнося нараспевне спешаэкономя дыханиев низком регистре "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у".

Через три-четыре дня к этим упражнениям добавляем следующиевыполняя все упражнения через каждые ДВА ЧАСА:

7Взяв ртом дыханиепроизносим "МАМ-м-м-м",  одновременно постукивая пальцами по обеим ноздрямпока не закончится запас воздуха.
Затем делаем три маленьких глотка водыДалее заново произнося "МАМ-м-м-м", медленно поворачивая голову из положения "прямо - направо", постукиваем пальцем левой руки по левой ноздре.
Опять сделали три МАЛЕНЬКИХ глотка воды (принципиально пить именно маленькими глоткамитогда работают голосовые связки!).
Далеезаново произнося "МАМ-м-м-м", медленно поворачивая голову из положения "прямо - налево", постукиваем пальцем правой руки по правой ноздре.
Снова выпили водыВоду хорошо заменить настойкой трав (календуларомашка и дри не забываем перед каждым слогом глубоко брать ртом дыханиеТоже самое упражнение выполняем на слоги "Мом", "Мум", "Мим", "Мым", "Мэм".
Через два дня меняем слог "Мамна "Бамдалее на "Зам", "Жам".
Следующий этап упражнений предполагает наличие вокальных навыков:
8.Очень полезны хроматические распевкиНо начинать петь  ещё ранопоэтому хроматическое упражнение выполняется с закрытым ртом  (c,#c,d,#d,e,f,#f,g и назад - g,#f,f,e,#d,d,#c,cисключительно на стаккатоДиапазон небольшойв пределах квинты.
Начинаем петь исключительно на стаккато:
9Исполнив хроматическую распевку с закрытым ртомпродолжаем её исполнение с открытым ртом на гласные "А", "О", "У", "И".  Увеличиваем размер распевки до октавыни в коем случае не напрягая связки
10По звукам трезвучия исполняем стаккато на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.
11На одной ноте исполняем слоги "Бра-брэ-бри-бро-бру", затем "Да-дэ-ди-до-дуи т.д.
Убедившисьчто сип и хрипота не появляютсячто "петухив голосе не слышныосторожно переходим на легато.
Сначала  это короткие распевки (можно использовать детские песенки), затемпостепенно увеличивая нагрузкупереходим к более сложным упражнениямНе забывайте включать в занятие упражнения  No1 начинайте распеваться с закрытым ртомПри этом следует помнитьчто при выполнении всего комплекса упражнений необходимо правильное дыханиеУделите данному аспекту особое внимание.
Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышцПоложите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдоховЧтобы дыхание было более интенсивнымсогрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печиВы должны почувствоватьчто живот поднимается и опускаетсяЕсли этого не происходитзначит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичнымПравильным является такое дыханиепри котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраныотделяющей грудную область от брюшнойТакой тип дыхания называется диафрагменным.
Существует множество упражнений для тренировки певческого дыханияХочу рассказать о тех,  которые использую на своих занятиях.
Все знают о дыхательной гимнастике Александры Николаевны СтрельниковойЭта гимнастика тоже одно из ключевых звеньев при восстановлении связокПри выполнении  упражнений происходит массаж связок.
Преимущество этой гимнастики состоит в следующем:
при помощи воздуха происходит массаж связок;
прочищаются носовые пазухи;
активизируется дыхательная система;
работает диафрагма;
организм приходит в тонус;
Так как занятия ограничены повремения использую только часть упражненийв частности «Ладошки», «Насос», «Кошка» и «Обними плечи». Если время позволяетдобавляю упражнение «Маятник» (совмещение упражнений «Насос» и «Обними плечи»), добавляю дыхательные упражнения с поворотом головы вправо - влевонаклонов головы вперед-назад и упражнения с подключением работы ногПосле такой гимнастики весь организм приходит в тонус и готов к дальнейшей работеДанные упражнения рекомендую использовать для работы с детьми 3-4года обучения.
Для того чтобы научить детей младшего школьного (дошкольноговозраста правильному дыханиюиспользую упражненияоснованные на примерах из жизни.

  • Все дети с легкостью могут показатькак дышит собачкакогда ей жарко (вываливает язык и дышит животом).
  • Многие дети виделикак рыбка дышит жабрами без водыОбъясняю,  где у рыбки жабрытам у нас ребраи прошу детей подышатькак рыбкаИ это задание они исполнят с легкостью.
  • Все дети очень любят воздушные шарикиКаждый ребенок выбирает свой цветной шарикмысленно помещает его в животик и начинает надувать черезноссдувать через ротУпражнение «Шарики» лучше объяснить на физиологическом приемевтягивание и выпячивание животаПри сдувании «шарика», можно использовать прием «задувание свечей на торте». По очереди «задуваем» от 3 до 10 воображаемых свечейпри этом медленно поворачиваем голову слева-направоОбъем воздуха четко распределяется по количеству задуваемых «свечей».

Работа над дыханием сложная и кропотливаятребующая времени и терпенияПоэтому не ленитесь заниматься на занятиях дыхательными упражнениями и постоянно контролируйтекак дышат дети  на протяжении всего занятия.
При регулярном использовании на занятиях дыхательной гимнастики и упражнений на связки эффективность и результативность будет уверенно расти.
Значительное место при формировании певческого голоса занимаю вокальные упражненияУпражнения можно разделить на две основные категорииК первой относятся текоторые применяются вне связи с каким-либо произведениемОни способствуют последовательному овладению средствами вокальной выразительностидостижению более высокого уровня художественного исполненияКо второй категории  - упражнения непосредственно связанные с разучиваемыми произведениями.
К упражнениям первой категории относятся:

  • интонационно-фонетические упражнения;
  • голосовые сигналы до речевой коммуникации;
  • тренировочные упражнения грудного (не фальцетногорегистра женского голоса;
  • тренировочные упражнения для фальцетного регистра детского и женского голоса;
  • упражнения в фальцетном режиме с переходом в грудной;
  • координация и тренинг;
  • дикционные упражнения.

Качественная распевка сохраняется несколько часовПоэтому если перед концертом или прослушиванием вам будет негде распетьсясделайте это домав спокойной обстановкеЧем короче выступление и больше времени остается до неготем дольше надо распеватьсячтобы быть на пике формы к самому выступлению (обычно 30-40 минут). Если же вы разогреваетесь непосредственно перед трехчасовым концертомто не переусердствуйтечтобы голос не устал (достаточно 10-15 минут).
Часто правильному пению мешают мышечные зажимыизлишнее напряжение отдельных групп мышцих дискоординацииЗарядка для челюсти поможет правильно организовать работу мышц.
Перед выполнением упражнений следует позаботиться о правильной осанкеспина прямаяплечи расправлены и опущены внизголова находится в среднем положенииНе задирайте голову вверх - это излишне напрягает гортань и голосовые связки.
Зарядку лучше делать под музыкальное сопровождениеГлавное правильно подобрать  музыкукоторая будет помогать о едином темпе и ритме выполнять все упражнения.

  1. Произносим звуки  АОУ,И –максимально опускаем челюсть вниз на звук «А», в этом же положении произносим звук «О», положение губ имитирует букву «О», затем переходим на звук «У», при этом вытягивая губы трубочкойи затем произносим звук «И» максимально растягивая губы в улыбкеЖелательно эти упражнения сопровождать показом рук. (Произнося звук «А» руки опускаем внизпроизнося звук «О» руки поднимаются вверх параллельно друг другу ладошками и внутрьна звук «У» руки вытягиваем впередимитируя положение губи на звук «И» руки расходятся в разные стороныкак бы помогая растягивать губы в улыбке.
  2. Опускаем нижнюю челюстьмедленно двигая челюстью вправо и влево.
  3. Опускаем нижнюю челюстьмедленно выдвигая ее вперед и так же медленно возвращаясь в исходное положениеДля объяснения детям используем пример выдвижения спичечного коробка.
  4. Делаем круговые движения челюстью по очереди вправо и влевопри этом произнося слог «МЯУ». Хорошо если слог «МЯУ» произносить с разной интонациейдети любят подражать разным голосам.
  5. Щелкаем языкомимитируя по очереди буквы А и ОПервоначально  поочередно «А,О,А,О», затем усложняем задание и щелкаем четыре «А», четыре «О».


Таким образомвключение предлагаемых упражнений (упражнения для связокдыхательных упражненийупражнений для челюсти)  в занятия способствует развитию вокальных навыков детейстановлению певческого голосасохранению силы голоса и повышению выносливости голосовых связок.ает гортань и голосовые связки.
Зарядку лучше делать под музыкальное сопровождениеГлавное правильно подобрать  музыкукоторая будет помогать о едином темпе и ритме выполнять все упражнения.

  1. Произносим звуки  АОУ,И –максимально опускаем челюсть вниз на звук «А», в этом же положении произносим звук «О», положение губ имитирует букву «О», затем переходим на звук «У», при этом вытягивая губы трубочкойи затем произносим звук «И» максимально растягивая губы в улыбкеЖелательно эти упражнения сопровождать показом рук. (Произнося звук «А» руки опускаем внизпроизнося звук «О» руки поднимаются вверх параллельно друг другу ладошками и внутрьна звук «У» руки вытягиваем впередимитируя положение губи на звук «И» руки расходятся в разные стороныкак бы помогая растягивать губы в улыбке.
  2. Опускаем нижнюю челюстьмедленно двигая челюстью вправо и влево.
  3. Опускаем нижнюю челюстьмедленно выдвигая ее вперед и так же медленно возвращаясь в исходное положениеДля объяснения детям используем пример выдвижения спичечного коробка.
  4. Делаем круговые движения челюстью по очереди вправо и влевопри этом произнося слог «МЯУ». Хорошо если слог «МЯУ» произносить с разной интонациейдети любят подражать разным голосам.
  5. Щелкаем языкомимитируя по очереди буквы А и ОПервоначально  поочередно «А,О,А,О», затем усложняем задание и щелкаем четыре «А», четыре «О».


Таким образомвключение предлагаемых упражнений (упражнения для связокдыхательных упражненийупражнений для челюсти)  в занятия способствует развитию вокальных навыков детейстановлению певческого голосасохранению силы голоса и повышению выносливости голосовых связок.

Комментарии
Комментариев пока нет.