12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ярослава Валериевна Гудкова169
• Гудкова Ярослава Валериевна, музыкальный руководитель высшей категории, "Школа 86" СП Детский сад "Веста"
Россия, Самарская обл., Тольятти
4

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников

«Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

МАСТЕР - КЛАСС


Бахарева Юлия Сергеевна, музыкальный руководитель первой категории,

Гудкова Ярослава Валериевна музыкальный руководитель высшей категории,

МБУ «Школа № 86» СП детский сад «Веста»

Ход мастер-класса.

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Как ваше настроение? Мы желаем, чтобы это хорошее настроение сохранилось у вас на протяжении всего сегодняшнего дня.

Слайд 2 Не надо доказывать, что одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка.

Я хочу задать вам вопрос: чему учит педагог детей на музыкальных занятиях?

Вы назвали все основные разделы музыкального занятия (слушание, пение, творческая деятельность).

Объявление темы мастер – класса.

Слайд 3 Но сегодня мы хотим остановиться подробнее на исполнительской деятельности, а именно - на пении и поговорим о формировании вокально-артикуляционных навыков у дошкольников.

Мы уверены, что многие из вас используют гимнастики дыхания, дикции, мы же уделяем развитию артикуляции и дикции Особое место на занятиях

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос,

Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие понимание. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание даже самых маленьких.

Выделение проблемы с произношением звуков у детей дошкольного возраста.

Слайд 4 Одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа, средством донесения текстового содержания произведения является Дикция. Однако человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко.

Речь современных детей развивается, в основном, под влиянием семьи и СМИ. Результат – 

Работая с детском саду, мы замечаем, что многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков.

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:

- умение открывать рот при пении;

- правильное положение губ;

- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти;

- свободное расположение языка во рту.

Все это влияет на качество исполнения.

Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время пения (влияет на гласные звуки)

+ ослабленный вялый язык, работа которого отвечает за произношение и понятность большинства согласных звуков.

слайд 5 Музыкальному руководителю очень важно ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим речевым аппаратом правильно, а также следует помнить, что в дошкольном детстве он должен руководствоваться принципом “Не навреди!”

определить понятие « Вокально-артикуляционные упражнения»

слайд 6 Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата - органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо).

слайд 7 Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат. Этому способствуют Вокально-артикуляционные упражнения

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.

- конкретизировать задачи вокально-артикуляционных упражнений

Цель таких упражнений конкретизируется в частных задачах:

освобождение артикуляционных мышц от напряжения и скованности;

развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

преодоление дефектов произношения, мешающих не только красоте звучания певческого голоса, но и речи;

развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произнося согласные звуки.

- познакомить путем прямого и комментированного показа с последовательностью действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении вокально-артикуляционной гимнастики.

слайд 8Главные правила организации работы

Постановка конкретной задачи перед детьми

Показ способа выполнения

Неоднократное повторение упражнения

Контроль выполнения

Слайд 9 В первую очередь, детям напоминают и постоянно контролируют выполнение правил певческой установки, ведь от того, насколько свободно и, в то же время, активно чувствует себя поющий, зависит соответствующее физическое состояние, верное дыхание, необходимый характер звука, эмоциональность.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

сидеть (стоять) ровно;

не сутулиться;

корпус и шею не напрягать

голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого,  «белого» звука;

нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Можно напомнить детям о правильном положении корпуса коротким стихотворением:

Мы проверим спинку,

Спиночку-тростинку,

Вот она какая –

Спиночка прямая!

слайд 10 ВОКАЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

артикуляционная гимнастика

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка должна быть направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. 

Музыкальные пальчиковые игры

слайд 11 Поскольку специалисты утверждают, что речь находится на кончиках пальцев, используйте Музыкальные пальчиковые игры, которые сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Произнесение любого текста можно сопровождать мелкими движениями пальцев рук.

Пальчиковая игра “Мышки”:

Вот как наши ребятишки Дети “скребут” пальчиками по  коленям.

Расшалились словно мышки.

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут. Ш-ш-ш. .Добавляется произнесение “ш-ш-ш”

музыкальные скороговорки

слайд 12 Вот некоторые музыкальные скороговорки из логоритмики, используемые нами:

«Щенок»

интонируется по звукам тонического трезвучия вверх или вниз. «Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока».

Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щётку. У кого после окончания пения окажется щётка, тот поднимает её вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.

Упражнение «Вагоны» петь поступенным движением вверх и вниз. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят»

Петь, изменяя силу голоса (показывая, как поезд удаляется) и темп (убыстряется скорость поезда, замедляем ход) по руке педагога.

Скороговорки

У Вари на бульваре варежки пропали.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Пыхтел, как пышка, пухлый мишка.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Пропевание чистоговорок и попевок

Очень полезно использовать логопедические распевки которые основаны на пропевании чистоговорок и попевок, направленных на овладение различными звуками.

Например, чистоговорка «Шипящие звуки». Интонируется на любую мелодию

«Шу-шу-шу, ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жу-жу-жу, жа-жа-жа- мы увидели ежа.

Чу-чу-чу, ча-ча-ча- очень печка горяча.

Щу-щу-щу, ща-ща-ща-ловим щуку и леща».

Итак, приступим к артикуляционной гимнастике.

Показ с педагогами.

Все упражнения очень просты, выполним некоторые их

Слайд 13 Разработка мягкого неба:

«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом

«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

Произносить гласные звуки с позевыванием

Имитировать полоскание горла (звук)

слайд 14 Разработка нижней челюсти:

«Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

слайд 15Разработка щёк: 

Надувание и втягивание обеих щек попеременно

«Полоскание» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю

«Шарик» – напрягаем губы и щёки, пытаемся пальцами рук преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание)

«Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

слайд 16 Разработка губ:

«Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10

«Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты

«Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

«Лошадка» – пофыркали.

«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

слайд 17 Разработка языка:

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

«Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

«Печем пироги»

«Месим тесто» – размять язык зубами,

«Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

«Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

«Качели» – Рот открывается, а язык поочередно дотягивается кончиком до носа и до подбородка.

«Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

«Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

«Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

«Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

«Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

«Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рот. Закончить щелканьем языка.

«Болтушка» («Индюк» )– бла-бла-бла- Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-», затем ТД-ТД-ТД.. Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

«Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

В качестве примера также хочу привести озвученную артикуляционную гимнастику, упражнение «Ручеёк»:

быстрые движения вправо кончиком языка по вытянутым губам, интонируя или один звук или звуки тонического трезвучия вниз, таким образом имитируя журчание весёлого ручейка.

Ещё одно упражнение «Мотоцикл»: заводим мотор (Р!Р!Р!). Поехали на мотоцикле (Р..Р.,.-пропевая глиссандо вверх и вниз). Мотоцикл уезжает всё дальше(Р-р-рь..Р-р-рь..-затихая).

Показ с педагогами Например, игра «Язычок»

Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения

Слайд 18

«Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз,

два 

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх — вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)


слайд 19 Работая над дикцией детей, можно придумывать различные истории.

Показ с педагогами “СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ”

- За алыми губами,

за белыми зубами в глубине рта жил-был веселый язычок. Он крепко спал в своем домике, укрывшись белым одеялом-зубками.

-

Каждое утро он просыпался.

- Широко открывал окошко

- И выглядывал посмотреть, какая погода на улице.


Язычок посмотрел на землю. И увидел что, вся земля покрыта разноцветными листьями.

- Язычок посмотрел на небо, на землю, на небо, на землю, направо ,налево, направо ,налево


и захотел узнать; “А который сейчас час?”

-Тик-так, часики идут,

тик-так, свою песенку поют.



- Пора делать утреннюю гимнастику

-Надо, надо заниматься

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам!


- Молодец очень хорошо занимался!

Пора умываться!






-Ну, вот пора завтракать.

Самовар кипит, просит чай попить. Взял язычок чашечку.

-Ах, какой душистый чай.


-А к чаю у язычка были блины с вареньем.



-После завтрака язычок пошел гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

Язычок пошел гулять.

Он пришёл в красивый лес

Полный всяческих чудес.


Сидит на веточке сова

Большие у неё глаза!

Всех сова пугает,

Клюв свой раскрывает!


Посмотрите, на тропинке

Стоит домик невидимка….

Заглянем мы в его окно

Какое круглое оно….


Здесь живёт жук- жучёк

Полосатенький бочок

Он стучит каблучками

И танцует на поляне…


Язычок по лесу погулял…

Красивых листиков набрал…





Посмотрел на часы…


Домой уже пора идти…





Упражнение «Лопатка» Губы улыбаются, язычок лежит на нижней губе, верхние зубы видны.

Зевнуть, руки развести в стороны.



Упражнение «Иголка» Раскрыть рот, верхние и нижние зубы хорошо видны. Вытянуть острый язык

Острый язык вниз




Упражнение «Качели»Улыбнуться, зубки хорошо видны.


Упражнение_”Часы”

Вытянуть узкий язычок (он будет часовой стрелкой, а зубки-цифрами) и четко, не спеша передвигать кончик языка из одного уголка рта в другой, слева – направо.

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу).

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.


«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Лошадка» Цокать языком.




. «Ах!»1раз-тихо,затем громче и громче


Упражнение «Глаза»


Упражнение «Страшная сказка» «У»! «У-О!»

« У-О-А!»


Упражнение «Бесшумное дыхание»



Распевка «Волшебные гласные»( а-о-у-е-ы)



Упражнение «Друзья» (г-к,д-т,б-п)



Упражнение «Болтушка»  положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

Упражнение_”Часы”


«Лошадка» Цокать языком.

Вот и закончилась утренняя прогулка язычка!

Ну что, вам понравилось?

слайд 19 В работе над дикцией проговариваем текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые педагог проговаривает  одними губами. Этот прием мобилизует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Говорим детям: «Делайте как я» или «Делайте, как Оля, она делает правильно».

слайд 20 Уважаемые коллеги, В современном образовательном процессе существует множество приемов обучения,  методик и систем. Мы миксуем все известные приемы, варьируем их, подгоняем под свои требования. Главное –  добиться результатов. Желаем Вам успехов!

Слайд 21 Большое спасибо за внимание и помощь.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ковалева Галина Валентиновна, 07.11.19 в 20:36 0Ответить Пожаловаться
Хороший методический материал, но хотелось бы увидеть презентацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.